2011. gada 11. apr.

Минск, 11 апреля 2011 года, 19:25

В университете студент с отделения философии обозвал меня чемпионом по банальностям. Тогда меня это здорово задело. Но тогда и имя Хайдеггер мне ничего не говорило. Сейчас я смотрю на это звание по-другому. Банальность - это пыль веков, скрывающая от нас первоначальный смысл. Обращаясь к банальной теме, мы берем в руки старинный артефакт, пытаясь получить ответ на вопрос "Кто мы?".

Можно отнести к супербанальным вопрос "Почему христианство стало господствующим мировоззрением последних 2000 лет? Почему мы живем в эру, начало которой положило рождение Христа?" Один преподаватель перед экзаменом нас успокаивал: "Не переживайте, если во время экзамена вы не можете дать ответ сразу. Возможно, это связано не с плохим знанием темы, а наоборот. Студент, который вызубрил только то, что положено, ответит без запинки. Тот, кто углубился в тему, расширил для себя границы непознанного".

Прошлой весной и летом на столиках у Центрального я вел теологические дискуссии с Тодором Кашкуревичем. Интересными их делало то, что вопросы, которые мы обсуждали, не были околонаучной схоластикой, а по-настоящему определяли нашу жизненную позицию. Спадар Кашкуревич утверждал, что христианство воспитывает в людях рабскую покорность. Было бы правильней обратиться сразу к первоисточнику - Фридриху Ницше, но идея, озвученная современником, обретает совсем другой смысл.

В Ветхом Завете есть множество подтверждений полной зависимости человека от воли божьей. Истории Авраама, приносящего в жертву Богу сына Исаака, Кьеркегор посвятил отдельный труд. История Христа - зеркальное отражение истории Авраама. Авраам по божьему повелению готов принести в жертву своего родного сына. У Авраама как истинного верующего нет права оценивать приказ, соразмерять его со своими представлениями о разумности и справедливости. В любом случае, мне не удасться описать состояние Авраама лучше Кьеркегора. Новозаветный Господь приносит в жертву людям своего сына. Только тот, кто по-настоящему задумался над поступком Авраама, может понять революционную суть христианства. Господь Авраама и Иова не просто снисходит до уровня "раба божьего"("Человеку нужен человек."), он жервует самым дорогим в представлении простого смертного - своим сыном. Когда и где господин готов был пожертвовать сыном ради своих рабов?

Авраам - символ безграничной веры человека в Бога. Христос - символ безграничной веры Бога в человека.

2 komentāri:

  1. до начала Нового Времени никакой передовой Европа не была.
    Она станет передовой в период что Патриарх назвал дехристианизацией. В период возрождения античных институтов. Таких как демократия и национальная солидарность. Вот эта идея равенства людей независимо от рождения хотя бы в пределах одной нации.
    В античных государствах это было. В странах с неевропейской культурой этого не было. То есть при переходе от общинного уклада к государству одни выбрали одно, другие другое. Наша страна не попала в возрождение потому что нечего было возрождать. А учиться у ненавистного Запада было нельзя. Так мы и живем. Не Орда, не Византия и не Европа.

    AtbildētDzēst
  2. легко сравнить Крестовые Походы и колонизацию исламских стран в 19 веке. Участники те же результат иной.
    У Европы средних веков не было преимуществ перед арабами. У Европы 200 лет назад были. И все эти преимущества следствие изменений произошедших с 15 века

    AtbildētDzēst