2008. gada 15. maijs

Механика простых движений



Солнечным весенним днем где-то после четырех я сидел в кофейне на Тверской. Был тот редкий момент, когда солнце оказалось на другой стороне улицы, но еще не успело опуститься за крыши домов. Оно по-весеннему бесцеремонно наполнило собой непривычно просторный для такого заведения зал через окна в два этажа. Из столиков возле левой стены, где можно было развалиться на диване, свободным оказался только стоявший в самом углу, у лестницы, ведущей в туалеты. При других обстоятельствах это был бы хороший повод развлечь себя мыслями типа "За что, Господи, ты наказываешь меня?", но обстоятельства были явно не те. Через пару часов я должен был сесть в поезд на Рижском вокзале. В конце концов, туалет находится на втором этаже и безупречно чист, а радиус обзора отсюда - мечта снайпера. Поерзав на диване в поисках удобной позы, я скоро угомонился, разморившись на солнце. После беготни по городу с восьми утра это было идеальным завершением дня. В сладком оцепенении я рассеянно скользил взглядом по посетителям, прилавкам,  стеклянным банкам с кофейными зернами, пирожным, девушкам, ловко разливавшим кофе по чашкам, мчавшимся за окнами машинам и спешащим прохожим, с любопытством заглядывавшим внутрь.

Через какое-то время к ощущению обломовского счастья начала примешиваться деловая суета у столика возле окна. Появились бородатые люди в киношных жилетках с аппаратурой, ведущая MTV Russia, при виде которой рука рефлекторно потянулась за пультом. И, наконец, за столиком устроилась одна из татушек. Досаду потревоженного гиппопотама постепенно сменило любопытство. Одна из участниц съемок, чем-то похожая на Барбару Брыльску, посмотрев на меня, вдруг растерялась и смутилась. Это, наверное, самое трогательное проявление симпатии, когда неизвестно откуда изнутри выскакивает пятилетняя девочка, которую пытаются с огромными усилиями запихать назад в рамки взрослых приличий. Ведущая MTV, заметив происходящее, тоже стала с интересом посматривать в мою сторону. Но здесь причина интереса была другая - попытка понять, что такого она в нем нашла, и, заодно, не упустить своего шанса, если что. Теперь к лучам весеннего солнца прибавилось и внимание столичной богемы. Не то, чтобы я об этом мечтал, но разбуженному внутреннему пятилетнему мальчугану это явно льстило. Моя безмятежность неожиданно столкнулась с чрезмерно серьезным выражением лица татушки, направлявшейся в туалет. Обычно такие места посещают с менее торжественным видом. Хотя, в таком поведении не было ничего необычного. Молоденькие девушки часто стараются нагнать на себя мрачность, чтобы выглядеть старше. Кроме того, чувствовалось, что ей не очень по душе оказаться в стороне от всеобщего внимания. Правда, это длилось недолго. Скоро она уже флиртовала по телефону в паузах между съемками с парнем, стоявшим на улице с другой стороны окна.

Ну что ж, я получил даже больше того, на что рассчитывал. Теперь пора на вокзал.

Далеко я не ушел, через 20 метров меня остановили милиционеры. Проверка документов, конечно, не лучшее времяпрепровождение, но на Тверской дело обычное, поэтому даже не отразилась на моем благодушном настроении. Настроение начало портиться, когда попросили открыть рюкзак. Смущало то, что вели себя милиционеры довольно развязно, и было их больше двух. На куртках не было знаков с номерами. Очень скоро стало ясно, что меня не просто проверяют, а пытаются "докопаться". Просьбу предъявить документы они проигнорировали. В конце концов, им удалось "зацепиться". Поняв, что я опаздываю на поезд, они пригрозили задержать меня до выяснения каких-то обстоятельств. В кошельке осталось 10 долларов, да и "выяснение обстоятельств" с этой бандой не сулило ничего хорошего. Поэтому, краснея и запинаясь, я предложил им уладить этот вопрос. Проверив содержимое кошелька, они деловито поинтересовались "Это все?". Потом самый молодой повел меня в боковую улицу. По дороге я стал его стыдить, на что он пригрозил вернуться назад. Я испуганно замолчал и отдал деньги. Последнее, что навсегда тавром выжжено в памяти - его ехидная, самодовольная улыбка. Меня "отымели" в пятистах метрах от Кремля. Добро пожаловать в Россию Путина.

На границе молодой пограничник с уже знакомым похотливым выражением лица отвел меня в купе проводников, где стал что-то объяснять про сроки российской и белоруской визы. Я слушал его с холодной решимостью, даже не собираясь объяснять, что у меня нет денег, независимо от последствий. В конце концов, ему пришлось выскакивать из поезда на ходу.

Через несколько лет на одном из латвийских порталов появилась статья о московских милиционерах, которые промышляли тем, что останавливали у Рижского вокзала спешащих на поезд, и те были вынуждены от них откупаться, чтобы не опоздать.

Еще через пару лет в Минске я рассказал эту историю одному моему хорошему знакомому, русскому, родом из-под Рязани. В заключение сказал, что сегодня для меня Россия ассоциируется с теми милиционерами на Тверской. Его это задело, и он даже попытался что-то сказать в защиту. А что здесь можно сказать? Бытует мнение, что российская власть использует образ врага для манипуляции общественным мнением. Увы, дело намного хуже. Это уже не просто образ, это конкретные люди, для которых сегодняшняя Россия - страна рабов, страна господ, голубые мундиры и преданный им народ.

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru