2009. gada 19. maijs

Особенности латвийской рекламы

Эта статья была написана летом 2005-го. Латвийские русскоязычные издания ею не заинтересовались, за что их трудно осуждать. Зачем плевать в колодец, из которого пьешь, и кусать руку, которая кормит. Но незамеченной она не осталась. Латвийский рекламный рынок с тех пор заметно изменился. Большая часть материала имеет уже только историческую ценность. Так, например, на сегодня реклама Zelta Zivtiņa - моя любимая. Но, с другой стороны, кое-что из упомянутого в статье снова всплывает на поверхность. Радиореклама Bite снова предлагает "найти другого". Козадоев - снова главный рекламный герой. В статье есть также спекуляции, которые после того, как я узнал об упомянутом в ней производителе рекламы больше, кажутся наивными. Учитывая моральный уровень, который он продемонстрировал за последние годы, нет почти никакого сомнения, что его пацифизм был хорошо оплачен, а грубость плаката, скорее всего, можно объяснить тем, что заказчики не только оплатили музыку, но и сами ее сочинили.


 Название всем хорошо известного фильма уже давно превратилось в журналистский штамп. Но в данном случае дело не ограничилось плагиатом одного заголовка. В статье использована ключевая идея фильма - попытка взглянуть на себя через призму явления, в котором отражаются особенности современного общества. Ведь главная цель рекламы - привлечь к товару или услуге внимание как можно большего количества потенциальных потребителей. Поэтому, например, интеграция для данной отрасли означает снижение издержек, связанных с необходимостью сегментировать рынок по национальным признакам.
 Еще один повод назвать статью таким образом - пьяные медведи, которые виднеются на заднем плане некоторых рекламных произведений. Такие шедевры легче всего комментировать цитатой из анекдота: "Мы ознакомились с Вашим проектом рекламного ролика и готовы купить килограмм травы, которую Вы курили при его создании". Похоже, иногда попадаются заказчики, которые сказали наркотикам твердое «нет».
 К знатокам фитотерапии можно отнести авторов рекламного ролика SEB Unibanka. Первая идея ролика - чтобы овладеть опытом в банковском деле нужно не сидеть за книгами, а продать свой банк другому банку, который был основан 150 лет назад. Эта идея может легко переплюнуть умозаключение Недоросля о бесполезности изучения географии в связи с тем, что кучер все равно знает куда везти. Вторая идея - банковский клерк-Супермен, летающий между городами, с поразительной способностью абстрагироваться от таких «мелочей» цивилизации как телефон, Интернет, корреспондентские отношения, кредитные карты и т.п. Ну не знают авторы рекламы специфики банковского дела и, в частности, реальных преимуществ, приобретаемых сторонами в процессе слияния. А заказчики?
 Следующий предмет для размышлений можно увидеть почти в любом уголке нашей столицы. Проезжая или проходя солнечным летним днем по улицам и площадям, мы можем узнать о том, что каждые 40 секунд в мире кто-нибудь сводит счеты с жизнью. Невольно возникает вопрос: и зачем мне это было узнавать?. Ответ удалось получить случайно из телевизионной передачи, в которой рассказывалось о том, что в Латвии очень высокий уровень самоубийств. Но вслед за ответом возник следующий вопрос: как это решает проблему?. Ответ напрашивается уже без подсказок: как керосин проблему пожара. Не нужно быть великим психологом для понимания того факта, что потенциальных самоубийц иногда останавливает страх оказаться один на один со смертью. Теперь, благодаря рекламе, они могут почувствовать себя намного уверенней. Если самоубийства происходят так часто, то, значит, нет в этом ничего сложного. Откуда же появилась идея этой рекламы? Источник подсказал один анекдот.
 Залез человек на дерево и не может слезть. Под деревом собралась толпа и обсуждает, как человека с дерева снять. Тут один предлагает: «Нужно бросить ему веревку». Бросили. «А теперь тяните». Потянули. Человек упал и разбился. «Что ж ты нам насоветовал?», - возмутились люди. «А что? Мы на прошлой неделе так одного из колодца вытащили».
 В данном случае «колодцем» является проблема высокой смертности в результате автомобильных аварий. И здесь, действительно, одна из главных причин - непонимание того, что автокатастрофы - это реальная угроза, с которой нужно считаться каждому. Число погибших на дорогах уже может заставить задуматься. Но когда тот же прием используют для профилактики самоубийств, эффект получается с точностью до наоборот.
 С другой стороны той же рекламной тумбы можно узнать, что половина убитых женщин пали от рук своих мужей или им подобных. И здесь уже так просто сделать какой-либо вывод не удается. Ну, разве что, посоветовать женщинам прятать на ночь под подушку нож или топор. Мало ли что может случиться при такой статистике. Если говорить о методе подачи материала, то вряд ли, например, можно увидеть на улицах Нью-Йорка рекламу о том, что большую долю преступлений совершают чернокожие. Почему же в Латвии все так спокойно относятся к публичному обвинению какой-то определенной социальной группы? На тех же рекламных тумбах чуть раньше виднелась другая рекламная фраза: «Остаться только из-за привычки, но тогда это буду не я. Извини, у меня есть другой». Может быть, это подсказка для тех, кого интересует, почему так высока доля женщин, погибших от рук близких мужчин. Рекламу, культивирующую безответственность в отношениях полов, можно встретить где угодно. Теперь, кроме того, с помощью рекламы можно легко узнать виновного в последствиях таких отношений. Ковбой Montavit, скачущий прочь от ущелья, логично завершает картину.
 Справедливости ради стоит отметить, что социальную рекламу с коммерческой объединяет только слово «реклама». С таким же успехом можно говорить о социальной агитации. В отличие от производителей рекламы, «агитаторы» не связаны конечным результатом, поэтому, наверное, так легко находить в их произведениях материал для этой статьи.
 С другой стороны, производителями «агиток» часто оказываются те же рекламщики. Во время визита Буша у нас была возможность ознакомиться с альтернативным мнением по поводу политики американского президента посредством плакатов, расклеенных по городу. Идея одного из них - игра на созвучии английских слов с русским ругательством. Ругательство, с которым должны были возникать ассоциации , было настолько грубое, что, во-первых, автор этой статьи догадался только после подсказки, сделанной авторами плаката в одной из телевизионных передач. Во-вторых, вместо образа пацифиста-интелектуала, который обычно является оппонентом политики Буша, возник призрак подзаборного алкаша с ностальгией по старым добрым временам. Колорит данного произведения ярче всего высветил характер взаимодействия двух культур в сегодняшней Латвии. Поэтому хотелось бы поспекулировать на тему, почему люди по внешности с интеллектом выше среднего были способны «удивить» таким образом. Первая причина, которая приходит в голову, - непонимание до конца всей смысловой нагрузки, которую несет данное слово. Так, в словаре американских сленгов напротив некоторых выражений стоит предупреждение о неприемлемости их использования в обычной разговорной речи. В Латвии русский язык по словарям не учат. Вторая причина - мода среди интеллектуалов на творчество группы «Ленинград», а до этого - Александра Лаэртского. Интересно то, что и Александр Лаэртский, и Шнур общаются с журналистами на литературном русском языке, не превращая интервью в «Пип-шоу». Третья причина - культ «крутого парня» в современной Латвии. Доказательств популярности такого стиля поведения далеко искать не надо, достаточно взглянуть на проезжую часть и хронику автомобильных аварий. Его антипод - интеллигент в очках, что-то бормочущий о каких-то культурных ценностях. Желание «замаскироваться» в такой ситуации можно понять.
 К еще одному доказательству распространенности вышеупомянутого культа можно отнести рекламу Zelta Zivtiņa «Лучше созвонимся». Сразу на память приходит бессмертная фраза «Приезжайте к нам на Калыму. - Нет, лучше вы к нам». Любопытна эволюция образа Козодоева. То, что сегодня Козодоев - преуспевающий бизнесмен, - почти закон общественного развития. Но, как мы видим, он на этом не остановился. Его уже можно увидеть и в депутатском кресле, и с министерским портфелем. В результате герой нашего времени - реалполитик без мусора в голове (т.е. без образования). Создатели рекламы «Лучше созвонимся» хотели привлечь внимание как можно большего количества подростков и, судя по рекламе, идея бесполезности образования оказалась наиболее привлекательной.
 Мотив «крутизны» отчетливо звучал и в плакате Origo «Время бить свинку». Девушка с кувалдой в руках - еще один продукт эволюции, на этот раз девушки с отбойным молотком. Композиция плаката навивала воспоминания о политических карикатурах, где мускулистый пролетарий с засученными рукавами грозит кувалдой мировому империализму, который по размерам и внешности был очень похож на ту самую свинку. Чувства, которые вызывала реклама, были смешанные. Действительно хотелось бежать и бить свинок, но было не очень понятно, кто ими является в данный момент.
 И последний, но не по значению, пример «крутизны» - реклама Первого музыкального канала, предлагающая за дополнительную плату показывать заказываемые клипы вне очереди. Идея рекламы намного глубже, чем простая констатация возможности получить требуемое быстрее. Речь идет о достижении такой вершины социальной иерархии, откуда можно легко и свободно плевать на окружающих. И здесь опять всплывают ассоциации соцреализма, например, феномен армейской дедовщины. Солдаты, над которыми издевались и унижали первый год, во время второго года своей службы точно также унижали и издевались над младшим призывом. Пережитое служило платой за право обращаться с другими таким же образом. Иными словами, рабы хотят стать не свободными, они хотят стать рабовладельцами.
 Обобщая вышеизложенное, можно заметить, что в латвийской рекламе по-прежнему в ходу принцип «В 37-м расстреливали не тех, теперь расстреляем тех, кого надо». При этом некоторые рекламные продукты напоминают мультфильм «Семейка Флинстоунов», вывернутый наизнанку, когда декорации и костюмы современные, а от содержания отдает мезолитом.
 

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru