2013. gada 3. nov.

Любовь и смерть

В школьные годы после уроков я часто смотрел четвертый канал. Там иногда показывали телевизионные спектакли. Один из них почему-то навсегда остался в памяти. Это "Десять гривенников" Михаила Светлова. Безуспешно пытался найти пьесу в инете. Единственное подтверждение того, что я не перепутал автора - десять гривенников, упомянутые в "Сказках для взрослых". Десять гривенников как десять новелл. В спектакле гривенники символизировали женщин, с которыми у автора были близкие отношения. Вот поэтому он и остался в памяти. Потому что тогда я решил не разменивать свой рубль на гривенники, а написать вместо десяти водевилей один серьезный роман.

Выбор жанра, в котором создается произведение, влечет за собой использование соответствующих жанру средств. Меняется перспектива. Поступки оцениваются в контексте всего произведения с учетом того, что развязка предполагается как минимум через двести страниц. Главной проблемой в этом случае является поведение остальных персонажей, которые часто оказываются героями идущих параллельно водевилей. В результате ты сам оказываешься персонажем чьей-то комедии ("Дон Кихот"). Но, с другой стороны, водевили рано или поздно превращаются в драму, если не античную трагедию (Мопассан, Гоголь, Чехов). В конце концов, смерть является неизбежным сюжетным поворотом любого произведения.

 
В середине прошлого века появился новый жанр - пародия на роман. Этот вид синергии отличался от описанных выше. Если раньше авторы водевилей оставались в границах своего жанра, то теперь они перешли в наступление. Теперь предметом шуток стал не столько герой романа, сколько контекст самого произведения. Получился "Дон Кихот" наоборот. Герой водевиля помещался в роман, превращая происходящие вокруг него события в фарс. Так вот ты какой, постмодернизм. Хотя, не только. В те времена была насущная необходимость избавиться от посттравматического синдрома Второй мировой войны. Смех как способ защиты психики от реальности, которая по своей серьезности превзошла дантовский ад. И не важно, что описываемые события 150-летней давности.

Все бы ничего, да вот только лекарство от психического расстройства со временем превратилось в неизменный атрибут хорошего времяпрепровождения. Его стали использовать просто потому, что это клёво, и чтобы "поторчать". Уже любое беспокойство и неудовлетворенность окружающим миром воспринимались как болезнь ("Полет над гнездом кукушки"). Вот так, не приходя в сознание, мы дожили до 11 сентября 2001 года. Именно это событие наиболее ярко высветило специфику "торчкового" бытия. Для сериала "Друзья", который, также как Вуди Аллен в своих фильмах, рассказывал о жителях Нью-Йорка, уничтожение Всемирного торгового центра и гибель нескольких тысяч людей остались за кадром. Из комедийного шоу, с юмором рассказывающего о жизненных перипетиях обычных ньюйоркцев, он вдруг превратился в фэнтэзи с местом действия в каком-то вымышленном Нью-Хогвартсе.
 

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru