Недавно я читал статью о фильмах, в которых нашли отражение идеи французского философа Жана Бодрийяра. Первым, конечно, был назван "Матрица" братьев/сестер Вачовски.
Но среди перечисленных фильмов не оказалось пилотной серии "Звездного пути" 1964 года. Тогда эта серия была признана неудачной. Даже в 1966 году, когда сериал все же вышел на телевизионные экраны, его показывали не в прайм тайм, а поздно вечером. Поражает восторженность отзывов о сериале сегодняшних юных зрителей. Кажется, им то чем восхищаться? Но здесь как раз тот случай, когда сериал намного опередил свое время. Похожая судьба была у фильма братьев Коэн "Большой Любовский", проделавшего путь от "провального" до "культового". Потребовалось время, чтобы до зрителей дошел смысл увиденного, а в случае "Звездного пути" потребовалось новое поколение, воспитанное на его идеях и говорящее на его языке. Попробую рассказать о том, что увидел в пилотной серии лично я.
Во-первых, о связи с идеями Бодрийяра. Инопланетяне способны внушать землянам галлюцинации, ничем не отличающиеся от реальности, в которых капитан космического корабля "Интерпрайз" может или сражаться с инопланетными чудовищами, или наслаждаться семейным счастьем среди живописных земных пейзажей.
Все, что от него требуется - смириться с участью пленника. Но никакие чувственные наслаждения не могут заставить его забыть о своем реальном статусе раба. Свобода для него оказывается дороже всех благ, которые он может вообразить.
Инопланетяне, несмотря на высокоразвитый интеллект, во много раз превосходящий человеческий разум, оказываются неспособны обращаться с техникой своих предков. Мне это противопоставление "реальности жизни" высокоразвитому интеллекту, погруженному в "фантазии", показалось знакомым. Вот что по этому поводу писал Мартин Хайдеггер:
"Что "человек с улицы" полагает, будто "дизельный двигатель" существует потому, что Дизель его изобрел, в порядке вещей. Не каждому требуется знать, что все это дело изобретательства ни на шаг бы не тронулось с места, если бы философия в тот исторический момент, когда она шагнула в область своего не-истовства, не помыслила категории этой природы и тем впервые только и открыла ее сферу для исканий и изысканий изобретателей. Знающий о настоящем происхождении современного двигателя, конечно, не оказывается оттого способен строить более совершенные моторы; но он, возможно, в состоянии и, возможно, он один в состоянии спросить, что такое эта машинная техника внутри истории отношения человека к бытию."
"Корреспондент. Как Вы понимаете взаимоотношение философии и науки?
Хайдеггер. Это очень трудный вопрос. Наука распространяет сейчас свою власть на всю Землю. Но наука не мыслит. Ее путь и ее средства таковы, что она не может мыслить.
Корреспондент. Это недостаток?
Хайдеггер. Нет, преимущество. Благодаря тому, что наука не мыслит, она может утверждаться и прогрессировать в сфере своих исследований.
Корреспондент. Но, однако, сегодня стремятся отождествить саму мысль с наукой.
Xайдеггер. Только тогда, когда признают, что науку и мысль разделяет пропасть — их взаимоотношение станет подлинным.
Корреспондент. Вы сказали: «Наука не мыслит». Не правда ли, это шокирующее утверждение?
Xайдеггер. Разумеется, однако без мысли наука бессильна. Как я уже говорил в своих лекциях — самое важное в наше время — то, что мы еще не мыслим по-настоящему.
Корреспондент. Что Вы хотите сказать?
Хайдеггер. Может быть, то, что на протяжении веков человек слишком много действовал и слишком мало мыслил. В мире, который постоянно предоставляет нам возможность мыслить, мысль все еще не существует (еще не возникла).
Корреспондент. Не кажется ли Вам ныне существующая противоположность между «теорией» и «практикой» определяющей?
Хайдеггер. Кто знает, что такое на самом деле «практика»? Сегодня ее часто смешивают с доходами (средствами, recettes). Для греков теория сама по себе была самой высокой практикой."
Легко представить Мартина Хайдеггера в роли яйцеголового инопланетянина, не способного починить технику, созданную его предками, так как "Знающий о настоящем происхождении современного двигателя, конечно, не оказывается оттого способен строить более совершенные моторы...". Пару дней назад я читал расшифровку беседы, в которой обсуждались философские аспекты недавней победы компьютера над чемпионом по игре в го. Собеседники как раз говорили о наступающем превосходстве техники именно в области мышления. Спустя полвека научно-технический "реализм" все так же противопоставляется философским "фантазиям". Лично мне кажется, что так называемая "объективная реальность" является таким же плодом фантазии, а твердая убежденность в ее реальности зиждется на наивной вере в критерии, доказывающие ее реальность.
Но не все положительные персонажи пилотной серии оказываются правоверными позитивистами. Корабельный врач вместо таблеток предлагает капитану звездолета мартини и задушевную беседу, из которой нам становится ясно, что не все недуги можно вылечить пилюлями и что "у здорового духа здоровое тело".
Любопытно показано взаимоотношение полов.
В серии вполне по-сексистски утверждается, что женщины-коллеги, несмотря на всю свою серьезность и ответственность, все равно думают только об одном. Нужно, конечно, делать скидку на то, что речь идет об индустрии развлечений, в которой отношениями между мужчиной и женщиной все начинается и заканчивается. Но мало где можно услышать сегодня так прямо и безапелляционно о невозможности провести грань между служебными отношениями и личными, между строительством персональной карьеры и борьбой за благосклонность альфа-самца.
Не менее любопытной показалась альтернатива карьере капитана звездолета, прозвучавшая в беседе с доктором, - торговец зелеными рабынями на Орионе. Похоже, что для американца образца 60-х годов прошлого века торговля цветными людьми в XXIV веке не казалась чем-то анахроничным.
Тем не менее, когда речь заходит о свободе представителей белой расы, торг оказывается не уместен. Данный эпизод также представляет интерес с точки зрения распространенного сегодня мнения, что цена человеческой жизни на Западе выше, чем на Востоке. Оказывается, еще в прошлом веке на том же Западе ценность человеческой жизни не носила столь абсолютного характера.
Но среди перечисленных фильмов не оказалось пилотной серии "Звездного пути" 1964 года. Тогда эта серия была признана неудачной. Даже в 1966 году, когда сериал все же вышел на телевизионные экраны, его показывали не в прайм тайм, а поздно вечером. Поражает восторженность отзывов о сериале сегодняшних юных зрителей. Кажется, им то чем восхищаться? Но здесь как раз тот случай, когда сериал намного опередил свое время. Похожая судьба была у фильма братьев Коэн "Большой Любовский", проделавшего путь от "провального" до "культового". Потребовалось время, чтобы до зрителей дошел смысл увиденного, а в случае "Звездного пути" потребовалось новое поколение, воспитанное на его идеях и говорящее на его языке. Попробую рассказать о том, что увидел в пилотной серии лично я.
Во-первых, о связи с идеями Бодрийяра. Инопланетяне способны внушать землянам галлюцинации, ничем не отличающиеся от реальности, в которых капитан космического корабля "Интерпрайз" может или сражаться с инопланетными чудовищами, или наслаждаться семейным счастьем среди живописных земных пейзажей.
Все, что от него требуется - смириться с участью пленника. Но никакие чувственные наслаждения не могут заставить его забыть о своем реальном статусе раба. Свобода для него оказывается дороже всех благ, которые он может вообразить.
Инопланетяне, несмотря на высокоразвитый интеллект, во много раз превосходящий человеческий разум, оказываются неспособны обращаться с техникой своих предков. Мне это противопоставление "реальности жизни" высокоразвитому интеллекту, погруженному в "фантазии", показалось знакомым. Вот что по этому поводу писал Мартин Хайдеггер:
"Что "человек с улицы" полагает, будто "дизельный двигатель" существует потому, что Дизель его изобрел, в порядке вещей. Не каждому требуется знать, что все это дело изобретательства ни на шаг бы не тронулось с места, если бы философия в тот исторический момент, когда она шагнула в область своего не-истовства, не помыслила категории этой природы и тем впервые только и открыла ее сферу для исканий и изысканий изобретателей. Знающий о настоящем происхождении современного двигателя, конечно, не оказывается оттого способен строить более совершенные моторы; но он, возможно, в состоянии и, возможно, он один в состоянии спросить, что такое эта машинная техника внутри истории отношения человека к бытию."
"Европейский нигилизм"
"Корреспондент. Как Вы понимаете взаимоотношение философии и науки?
Хайдеггер. Это очень трудный вопрос. Наука распространяет сейчас свою власть на всю Землю. Но наука не мыслит. Ее путь и ее средства таковы, что она не может мыслить.
Корреспондент. Это недостаток?
Хайдеггер. Нет, преимущество. Благодаря тому, что наука не мыслит, она может утверждаться и прогрессировать в сфере своих исследований.
Корреспондент. Но, однако, сегодня стремятся отождествить саму мысль с наукой.
Xайдеггер. Только тогда, когда признают, что науку и мысль разделяет пропасть — их взаимоотношение станет подлинным.
Корреспондент. Вы сказали: «Наука не мыслит». Не правда ли, это шокирующее утверждение?
Xайдеггер. Разумеется, однако без мысли наука бессильна. Как я уже говорил в своих лекциях — самое важное в наше время — то, что мы еще не мыслим по-настоящему.
Корреспондент. Что Вы хотите сказать?
Хайдеггер. Может быть, то, что на протяжении веков человек слишком много действовал и слишком мало мыслил. В мире, который постоянно предоставляет нам возможность мыслить, мысль все еще не существует (еще не возникла).
Корреспондент. Не кажется ли Вам ныне существующая противоположность между «теорией» и «практикой» определяющей?
Хайдеггер. Кто знает, что такое на самом деле «практика»? Сегодня ее часто смешивают с доходами (средствами, recettes). Для греков теория сама по себе была самой высокой практикой."
Беседа с Хайдеггером (1969)
Легко представить Мартина Хайдеггера в роли яйцеголового инопланетянина, не способного починить технику, созданную его предками, так как "Знающий о настоящем происхождении современного двигателя, конечно, не оказывается оттого способен строить более совершенные моторы...". Пару дней назад я читал расшифровку беседы, в которой обсуждались философские аспекты недавней победы компьютера над чемпионом по игре в го. Собеседники как раз говорили о наступающем превосходстве техники именно в области мышления. Спустя полвека научно-технический "реализм" все так же противопоставляется философским "фантазиям". Лично мне кажется, что так называемая "объективная реальность" является таким же плодом фантазии, а твердая убежденность в ее реальности зиждется на наивной вере в критерии, доказывающие ее реальность.
Но не все положительные персонажи пилотной серии оказываются правоверными позитивистами. Корабельный врач вместо таблеток предлагает капитану звездолета мартини и задушевную беседу, из которой нам становится ясно, что не все недуги можно вылечить пилюлями и что "у здорового духа здоровое тело".
Любопытно показано взаимоотношение полов.
В серии вполне по-сексистски утверждается, что женщины-коллеги, несмотря на всю свою серьезность и ответственность, все равно думают только об одном. Нужно, конечно, делать скидку на то, что речь идет об индустрии развлечений, в которой отношениями между мужчиной и женщиной все начинается и заканчивается. Но мало где можно услышать сегодня так прямо и безапелляционно о невозможности провести грань между служебными отношениями и личными, между строительством персональной карьеры и борьбой за благосклонность альфа-самца.
Не менее любопытной показалась альтернатива карьере капитана звездолета, прозвучавшая в беседе с доктором, - торговец зелеными рабынями на Орионе. Похоже, что для американца образца 60-х годов прошлого века торговля цветными людьми в XXIV веке не казалась чем-то анахроничным.
Тем не менее, когда речь заходит о свободе представителей белой расы, торг оказывается не уместен. Данный эпизод также представляет интерес с точки зрения распространенного сегодня мнения, что цена человеческой жизни на Западе выше, чем на Востоке. Оказывается, еще в прошлом веке на том же Западе ценность человеческой жизни не носила столь абсолютного характера.
Nav komentāru:
Ierakstīt komentāru