2016. gada 23. marts

"Star Trek", Бодрийяр и Хайдеггер

Недавно я читал статью о фильмах, в которых нашли отражение идеи французского философа Жана Бодрийяра. Первым, конечно, был назван "Матрица" братьев/сестер Вачовски.

Но среди перечисленных фильмов не оказалось пилотной серии "Звездного пути" 1964 года. Тогда эта серия была признана неудачной. Даже в 1966 году, когда сериал все же вышел на телевизионные экраны, его показывали не в прайм тайм, а поздно вечером. Поражает восторженность отзывов о сериале сегодняшних юных зрителей. Кажется, им то чем восхищаться? Но здесь как раз тот случай, когда сериал намного опередил свое время. Похожая судьба была у фильма братьев Коэн "Большой Любовский", проделавшего путь от "провального" до "культового". Потребовалось время, чтобы до зрителей дошел смысл увиденного, а в случае "Звездного пути" потребовалось новое поколение, воспитанное на его идеях и говорящее на его языке. Попробую рассказать о том, что увидел в пилотной серии лично я.

  Во-первых, о связи с идеями Бодрийяра. Инопланетяне способны внушать землянам галлюцинации, ничем не отличающиеся от реальности, в которых капитан космического корабля "Интерпрайз" может или сражаться с инопланетными чудовищами, или наслаждаться семейным счастьем среди живописных земных пейзажей.
 Все, что от него требуется - смириться с участью пленника. Но никакие чувственные наслаждения не могут заставить его забыть о своем реальном статусе раба. Свобода для него оказывается дороже всех благ, которые он может вообразить.

    Инопланетяне, несмотря на высокоразвитый интеллект, во много раз превосходящий человеческий разум, оказываются неспособны обращаться с техникой своих предков. Мне это противопоставление "реальности жизни" высокоразвитому интеллекту, погруженному в "фантазии", показалось знакомым. Вот что по этому поводу писал Мартин Хайдеггер:

"Что "человек с улицы" полагает, будто "дизельный двигатель" существует потому, что Дизель его изобрел, в порядке вещей. Не каждому требуется знать, что все это дело изобретательства ни на шаг бы не тронулось с места, если бы философия в тот исторический момент, когда она шагнула в область своего не-истовства, не помыслила категории этой природы и тем впервые только и открыла ее сферу для исканий и изысканий изобретателей. Знающий о настоящем происхождении современного двигателя, конечно, не оказывается оттого способен строить более совершенные моторы; но он, возможно, в состоянии и, возможно, он один в состоянии спросить, что такое эта машинная техника внутри истории отношения человека к бытию."               
  "Европейский нигилизм"

"Корреспондент. Как Вы понимаете взаимоотношение философии и науки?
Хайдеггер. Это очень трудный вопрос. Наука распространяет сейчас свою власть на всю Землю. Но наука не мыслит. Ее путь и ее средства таковы, что она не может мыслить.
Корреспондент. Это недостаток?
Хайдеггер. Нет, преимущество. Благодаря тому, что наука не мыслит, она может утверждаться и прогрессировать в сфере своих исследований.
Корреспондент. Но, однако, сегодня стремятся отождествить саму мысль с наукой.
Xайдеггер. Только тогда, когда признают, что науку и мысль разде­ляет пропасть — их взаимоотношение станет подлинным.
Корреспондент. Вы сказали: «Наука не мыслит». Не правда ли, это шокирующее утверждение?
Xайдеггер. Разумеется, однако без мысли наука бессильна. Как я уже говорил в своих лекциях — самое важное в наше вре­мя — то, что мы еще не мыслим по-настоящему.
Корреспондент. Что Вы хотите сказать?
Хайдеггер. Может быть, то, что на протяжении веков человек слишком много действовал и слишком мало мыслил. В мире, который постоянно предоставляет нам возможность мыслить, мысль все еще не существует (еще не возникла).
Корреспондент. Не кажется ли Вам ныне существующая противоположность между «теорией» и «практикой» определяющей?
Хайдеггер. Кто знает, что такое на самом деле «практика»? Сегодня ее часто смешивают с доходами (средствами, recettes). Для греков теория сама по себе была самой высокой практикой."
            
  Беседа с Хайдеггером (1969)

Легко представить Мартина Хайдеггера в роли яйцеголового инопланетянина, не способного починить технику, созданную его предками, так как "Знающий о настоящем происхождении современного двигателя, конечно, не оказывается оттого способен строить более совершенные моторы...". Пару дней назад я читал расшифровку беседы, в которой обсуждались философские аспекты недавней победы компьютера над чемпионом по игре в го. Собеседники как раз говорили о наступающем превосходстве техники именно в области мышления. Спустя полвека научно-технический "реализм" все так же противопоставляется философским "фантазиям". Лично мне кажется, что так называемая "объективная реальность" является таким же плодом фантазии, а твердая убежденность в ее реальности зиждется на наивной вере в критерии, доказывающие ее реальность.

Но не все положительные персонажи пилотной серии оказываются правоверными позитивистами. Корабельный врач вместо таблеток предлагает капитану звездолета мартини и задушевную беседу, из которой нам становится ясно, что не все недуги можно вылечить пилюлями и что "у здорового духа здоровое тело".

Любопытно показано взаимоотношение полов.
В серии вполне по-сексистски утверждается, что женщины-коллеги, несмотря на всю свою серьезность и ответственность, все равно думают только об одном. Нужно, конечно, делать скидку на то, что речь идет об индустрии развлечений, в которой отношениями между мужчиной и женщиной все начинается и заканчивается. Но мало где можно услышать сегодня так прямо и безапелляционно о невозможности провести грань между служебными отношениями и личными, между строительством персональной карьеры и борьбой за благосклонность альфа-самца.

 Не менее любопытной показалась альтернатива карьере капитана звездолета, прозвучавшая в беседе с доктором, - торговец зелеными рабынями на Орионе. Похоже, что для американца образца 60-х годов прошлого века торговля цветными людьми в XXIV веке не казалась чем-то анахроничным.

Тем не менее, когда речь заходит о свободе представителей белой расы, торг оказывается не уместен. Данный эпизод также представляет интерес с точки зрения распространенного сегодня мнения, что цена человеческой жизни на Западе выше, чем на Востоке. Оказывается, еще в прошлом веке на том же Западе ценность человеческой жизни не носила столь абсолютного характера.

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru