2017. gada 31. janv.

The importance of being a revolutionist

Это шиза какая-то - считать, что любой человек должен быть революционером.
Константин Сонин

Фраза, написанная профессором в ответ на мой комментарий к его посту, несмотря на некоторую категоричность, является одной из ключевых идей, порождающей многие проблемы современного общества. Ее родиной являются республики бывшего СССР, а носителями – эмигранты из этих республик в Европу, США и Канаду. Она служит оправданием для тех, кто решился уехать в надежде на лучшую долю. Не видя возможности «пригодиться, где родился», они перебираются туда, где в состоянии по достоинству оценить их способности. Но физическое перемещение в пространстве обусловлено отнюдь не географическими и климатическими особенностями тех мест, которые предпочитают эмигранты. Речь идет о социальной среде, то есть о мировоззрении тех людей, которые их окружают в новом месте проживания. Какие особенности их мировоззрения делают местную социальную среду столь благоприятной для самореализации?

2017. gada 25. janv.

О леди Хаксли и "ядовитой гадине" Милвертоне

Ровно год назад, 25 января 2016 года я начал писать «Иисус Христос и принц датский Гамлет», дожидаясь маму в коридоре амбулаторного отделения Бикерниеки. Обычно бывает трудно собраться с мыслями даже в идеальных условиях, но в тот раз мне оставалось только успевать записывать. Возможно, причиной тому был свежий воздух соснового леса, в котором располагалось отделение.

Сегодня я с интересом перечитываю написанные в тот период эссе с философским уклоном – «Иисус и фарисеи», «Иисус Христос и принц датский Гамлет», «Мартин Лютер и Рене Декарт», «О происхождении нигилизма». И не только для того, чтобы поностальгировать или потешить свой нарциссизм, а чтобы узнать и понять что-то новое. Это звучит странно, но нередко написанное мною служит для меня же источником новых идей, словно это писал кто-то другой. Мысль написанная и мысль прочитанная – две большие разницы, как говорят в Одессе.

2017. gada 14. janv.

1965

В опубликованной 3 года назад серии статей, посвященных фильмам «оттепели» про «оттепель» оказалось много пропущенных страниц. Больше всего от этого пострадал 1965 год. И хотя «Иду на грозу» лучше всего отображает настроение того времени, в 1965 году было снято много других картин, добавляющих в пейзаж новые оттенки.

Начнем с фильма «Строится мост», снятого во время гастролей театра «Современник» в Саратове летом 1964 года. В Кинопоиске указан 1966 год и это грубая ошибка. Грубая она потому, что в октябре 1964 года был снят с должности Хрущев, а в феврале 1966 года состоялся процесс Синявского и Даниэля. 1965-ый стал годом последнего и решительного боя нового со старым. Поэтому, например, ошибочно указанный 1966-ой как год выпуска «Иду на грозу» тоже можно считать грубой ошибкой, тем более, что ниже годом премьеры указан 1965-ый.

Несмотря на то, что почти всех героев фильма играют молодые актеры театра, сам фильм скорее посвящен поколению сорокалетних - тем, кто пережил репрессии 30-х, войну и лагеря. Едва заметная сцена с прорабом из «Я шагаю по Москве» превратилась в полнометражный фильм. Если в фильме Данелии прораб оттаял за несколько минут общения с героем Михалкова, герою Ефремова потребовалось для этого несколько дней.

Отправным пунктом на пути возвращения к самому себе становится разговор с бывшим зеком в исполнении Евстегнеева.

- Хочу дожить до момента, когда бюрократов будут судить в уголовном порядке.

2017. gada 11. janv.

Предложение, от которого сложно отказаться

В 2015 году я два раза писал о субсидиях Rīgas satiksme (Pensionāru laiki, О бюджете Риги на 2016 год). Недавняя статья Айвара Озолиньша побудила меня снова вернуться к этой проблеме. Журналист обратил внимание на то, что каждый пятый евро, уплаченный рижанами в виде подоходного налога, уходит на дотации этому предприятию. Под благовидным предлогом обеспечения бесплатного проезда рижан-пенсионеров в общественном транспорте из городского бюджета ежегодно выкачивается почти 100 млн. евро. Что конкретно происходит с этой суммой дальше, понять трудно, но одно можно сказать точно – Rīgas satiksme не бедствует. Об этом можно судить хотя бы по недавно закупленным трамваям с кондиционерами. Пенсионеры, конечно, должны быть довольны тем, что могут свободно перемещаться по городу, но что бы они сказали, если им предложить вместо летних поездок в трамвае с кондиционером один раз в год (может быть 5 раз, если ездить на трамвае каждый день) конкретную сумму денег?

Как мы все хорошо понимаем, бесплатные поездки в общественном транспорте – козырь в предвыборной компании в рижскую думу, который трудно побить. Ведь в Риге проживает порядка 150 тысяч пенсионеров, добросовестно ходящих на выборы. Часть из них, возможно, удастся убедить, что забота об их благе – всего лишь предлог для выкачивания из городского бюджета огромной суммы денег, но для большинства это не будет достаточным основанием для отказа от льгот. Поэтому решение этой проблемы не должно затрагивать интересы пенсионеров.

2017. gada 4. janv.

Лейтенант Коломбо и немецкий неолиберализм


Среди рощи Бог может явится к тебе в разном обличье..., но ты его узнаешь, потому что ты знаешь силу добра.

Вряд ли вы найдете человека, которому не нравится сериал «Коломбо». И это кажется странным, потому что в нем перевернуты с ног на голову основы детективного жанра. Мы в самом начале уже знаем, кто убийца, и дальше следим только за тем, как с каждым шагом он все больше увязает в расставленных детективом ловушках. Такой способ построения детективного сюжета может показаться оригинальным, если забыть о написанном полтора века назад «Преступлении и наказании». Правда, с одной значительной оговоркой - сериальные убийцы абсолютно лишены хоть каких-то признаков раскаяния за содеянное. Мало того, обычно в процессе развития сюжета всем все становится ясно: лейтенанту Коломбо – кто убил, убийце – что его разоблачили. Единственным препятствием на пути торжества правосудия оказывается недостаток улик. И здесь драма достигает своего апогея, когда зло опознано, но не наказано. Получается своего рода двойное отрицание детективного жанра. Мы не только с самого начала знаем, кто убийца, но еще оказываемся в положении унизительной беспомощности из-за юридических формальностей. Вот она – «объективная реальность» во всей своей красе: хорошие люди гибнут от рук подонков, а те выходят сухими из воды, не ответив за свои преступления.