2017. gada 9. maijs

Эффект бабочки

"С историей обстоит так, что все, ставящее спектакль и бросающееся в глаза, не главное дело. Нервы невидимы, подобно тому как существенное вообще невидимо."
из письма графа Йорка Дильтею,
цитируется по М.Хайдеггер, "Бытие и время"
 
18 декабря 2013 года в философском ЖЖ-сообществе под постом "Фрайбургская школа" ivangogh оставил комментарий следующего содержания:
 
Ордолибералы в общем-то были скорее антикейнсианцы. Насчет же "обратить внимание на..." - ну, например, вот такая есть статья 2010 года (читать со 2 параграфа): http://www.liberty.ru/Themes/Staryj-novyj-poryadok-odnim-Stalinym-men-she
  
7 мая 2017 года на президентских выборах во Франции побеждает Эмануэль Макрон. Выборы по своему значению для судьбы Европы не уступают Аустерлицу и Ватерлоо. В выборах участвовали миллионы, были потрачены десятки, сотни миллионов, следили за выборами миллиарды. Но исход выборов был предрешен 3,5 года назад коротким комментарием в ЖЖ.
 
В одном анекдоте человек после смерти спрашивает у Бога: "В чем был смысл моей жизни?" "Помнишь, в Сыктывкаре в столовой ты передал солонку за соседний стол?" "Да." "В этом и был смысл твоей жизни."

Где-то когда-то то ли слышал, то ли читал*, что Наполеон терпеть не мог Канта, считал его шарлатаном. Я в этом факте тоже хочу кое-что подчеркнуть. Почему Наполеона раздражал Кант? Дело в том, что эта "тварь дрожащая" из Кенигсберга, которая за всю свою жизнь не только никого не "замочила в сортире", но даже никогда не покидала своего родного города, в каком-то смысле была самым страшным врагом полководца. К чему все эти битвы и походы, десятки тысяч убитых и покалеченных, если какой-то прусский заморыш претендует на такую же долю славы, просто мороча головы всякими трансцедентальными апперцепциями? И в этом раздражении можно разглядеть возникшее у ребенка в карете с игрушечными поводьями подозрение, что на самом деле каретой правит кто-то другой.
_____________________________________________________________
* "«Попы все-таки лучше, чем шарлатаны вроде Калиостро или Канта или всех этих немецких фантазеров», – говаривал Наполеон, ставя в один ряд авантюриста Калиостро и философа Канта и прибавляя, что раз уж люди так устроены, что хотят верить в разные чудеса, то лучше дать им возможность пользоваться церковью и установленным церковным учением, чем разрешать слишком философствовать." Е.Тарле, "Наполеон", 1936


Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru