2013. gada 4. sept.

Жить в глухой провинции у моря

"Я решил отправиться в Рим не потому, что друзья, убеждавшие меня, обещали мне больший заработок и более видное место, хотя и то и другое меня тогда привлекало; главной же и почти единственной причиной были рассказы о том, что учащаяся молодежь ведет себя в Риме спокойнее, что их сдерживает строгая и определенная дисциплина, и они не смеют дерзко и беспорядочно врываться в помещение к чужому учителю: доступ к нему в школу открыт вообще только с его разрешения. В Карфагене же, наоборот, среди учащихся царит распущенность мерзкая, не знающая удержу. Они бесстыдно вламываются в школу и, словно обезумев, нарушают порядок, заведенный учителем для пользы учения. С удивительной тупостью наносят они тысячу обид, за которые следовало бы по закону наказывать; но обычай берет их под свое покровительство. Они тем более жалки, что совершают, как нечто дозволенное, поступки, которые никогда не будут дозволены по вечному закону Твоему; они считают себя в полной безнаказанности, но их наказывает слепота к собственному поведению; они потерпят несравненно худшее, чем то, что делают. Учась, я не хотел принадлежать к этой толпе; став учителем, вынужден был терпеть ее около себя. Поэтому мне и хотелось отправиться туда, где, по рассказам всех осведомленных людей, ничего подобного не было".
Исповедь Блаженного Августина

Во время конференции "Paradigm lost" Andres Velasco процитировал Блаженного Августина: "Господи, дай мне целомудрие и воздержание, но не сейчас". Первый раз я услышал эту цитату много лет назад в сериале "Инспектор Морс". Еще тогда мне показался странным диссонанс между цитатой и ее автором. Только после прочтения Исповеди стали понятны намерения Августина. Христианский мыслитель, исповедуясь перед Господом, рассказывает о своей юности. Цитата - одна из его юношеских мыслей, в которой он искренне раскаивается. Но, вырванная из Исповеди, она теряет свой первоначальный смысл. Вместо этого она становится руководством к действию.
"Сеньор произнес эти слова с удовольствием, в то время как писатель написал их с отчаяньем"
 

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru