2018. gada 23. sept.

The owls are not what they seem

Из видеозаписей 15-ой Ялтинской конференции в Киеве особый интерес у меня вызвала вступительная речь Бернара-Анри Леви "Кто убил госпожу Правду?" перед панельной дискуссией "Вмешательство в выборы и дезинформация - будущее демократии в Украине и на Западе". Даже не столько то, что он сказал, сколько сам факт участия философа в обсуждении этого вопроса. И хотя он не принимал участие в самой дискуссии, его речь определила дискурс, в котором она проходила. Проблема уже не сводилась к простому поиску способов выявления недостоверной информации, а воспринималась как кризис европейского образа мышления, причины которого нужно искать в истории философии. Именно об этом я писал в своем эссе "Истина и реальность в информационной войне" три года назад.

Кризис европейского мышления выражается не только в скептическом отношении к правде, о чем говорил французский философ, но и в слабой способности осмыслять социальную действительность. Особенно ярко это проявилось в дискуссии "Будущее Европы". Технократической оценке экономической эффективности ЕС вице-президента Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса оппонировал бывший премьер-министр Франции Мануэль Вальс с призывом не забывать о том, что Европа - это прежде всего идеалы, объединяющие ее граждан. Ему возражал историк Нил Фергюсон, заявивший, что британцев мало волновали эти идеалы накануне голосования о выходе Великобритании из ЕС. Но отказ британцев верить словам об общих идеалах не означал отказ от самих идеалов. Он означал только недоверие к тем, кто им об этом говорил. Трудно поверить в приверженность демократическим принципам брюссельских еврократов, на чьи решения легче влиять крупным корпорациям, чем обычным европейским гражданам. Голосование за выход из ЕС явился демонстрацией глубокой приверженности британцев демократическим принципам, в то время как некоторые страны-участницы ЕС сегодня демонстрируют обратную тенденцию. Иногда, чтобы остаться европейцем, приходиться покинуть Европу. Именно такой выбор пришлось сделать многим в 30-е годы прошлого века.

На панельной дискуссии "Будущее США" Нил Фергюсон продемонстрировал умение отделять зерна от плевел, заявив, что необходимо думать не только о том, как избавиться от Трампа, но также о тех проблемах, которые привели его к власти. И растущая экономическая мощь Китая, и скромное участие европейцев в обеспечении своей безопасности являются реальными проблемами, на которые до Трампа мало кто обращал внимание. С другой стороны, Ларри Саммерс, демонстрировавший категорически отрицательное отношение к нынешнему президенту США, вряд ли осознает, что когда-то сам вымостил ему дорогу к власти, потакая прихотям крупного финансового капитала. Раздражение рядовых американцев результатами его (без)деятельности в области финансового регулирования стало движущей силой предвыборной компании Трампа. Хотя, мне показалось, что в глубине души он все же это осознает.

Меня обрадовало то, что министр иностранных дел Украины Павло Климкин обратил внимание на блокировку украинских блогеров в Фейсбуке, о чем недавно говорил Айдер Муждабаев в своем видеоблоге. И снова решение проблемы требует выхода на более высокий уровень обобщений. Угрозы национальной безопасности суверенных государств сегодня вызревают в недрах частных компаний. Такие государства как Китай или Россия диктуют этим же частным компаниям условия, на которых они готовы позволить им работать на своих рынках. Где сегодня должна проходить граница между частным и государственным интересами, чтобы закрыть образовавшуюся брешь, через которую авторитарные режимы осуществляют свои атаки на западную демократию?
 

1 komentārs:

  1. так интересно на самом деле.
    Репортажи с другое планеты просто (и это не шутка)

    AtbildētDzēst