2018. gada 11. sept.

Демократия и объективная реальность

Несколько раз просмотрел видео на Ютюб-канале сенатора Берни Сандерса под названием "Путь к аторитаризму: историк Тимоти Снайдер". Причина такого пристального внимания - пара идей из моих недавних публикаций, озвученная профессором Йельского университета.

Первая идея:
"Институты хорошая вещь, но не имеет смысла доверять институтам. Институт брака не делает мужа и жену прекрасными людьми. Институты существуют только когда люди их уважают, верят в них и стараются им помочь. Институт сдержек и противовесов работает не как машина, а как брак, он работает потому, что люди пытаются заставить его работать."
А вот цитата из моего поста, написанного на следующий день после выступления Тимоти Снайдера в Риге:
"... институт выборщиков, который был разработан как раз для предотвращения прихода к власти такого как Дональд Трамп, оказался абсолютно бесполезен в ситуации, когда для самих выборщиков нормы христианской морали уже не являются безусловными."
Профессор в качестве гарантии действенности государственных институтов использовал не христианскую веру, а веру в сами институты и в зависимость их эффективности от наших поступков.

Вторая идея:
"Дональ Трамп - американский феномен, у него американская аудитория его телевизионных шоу, он в состоянии оставаться на плаву благодаря недостаткам американского законодательства, но он также международный феномен. Мистер Трамп хорошо знает, что его поддерживает российский политический класс, российские медиа и российские деньги."
А вот цитата из моего майского поста на латышском языке "Местное событие мирового масштаба":
"Если мы смотрим на происходящее в Латвии в контексте международной политики, оказывается, что, хотя на словах Латвийское государство против российской агрессии, на деле оно явлется ее важной составной частью."

Но кроме идей, как минимум созвучных высказанным мною, есть одна, противоречащая моему пониманию происходящего - это противопоставление профессором реальности мифу. Он обвиняет Трампа в попытке заменить факты вымыслом. То есть Тимоти Снайдер как бы выступает на стороне объективной реальности, представителями которой, по его словам, являются ученые. Но в рамках все той же объективной реальности мы хорошо знаем, как крупный капитал подкупает ученых для обоснования и поддержки выгодной ему точки зрения. Каким образом доказать, что заявление ученого или любого другого специалиста в своей области является достоверным, а не выдуманным в угоду финансирующим его спонсорам? Заявление о том, что Трамп ничего не добился в реальном мире, тоже весьма сомнительно, учитывая то, что сегодня он является президентом самой могущественной страны в мире. Ведь Рональд Рейган тоже был выходцем из "фабрики грез", что не помешало ему разрушить "империю зла". С другой стороны, наступление авторитаризма по всему миру также преподносится как "объективная реальность" современности, с которой нужно смириться.

На веру в "объективную реальность" опирается утверждение профессора: в основе демократического общества лежит возможность доступа к достоверной информации. Но суть в том, что сама эта возможность обеспечивается людьми с определенным набором моральных ценностей, о чем он сам говорил, когда рассуждал о природе институтов, так как вера в институты как раз это и подразумевает. Но эта вера и моральные ценности не менее виртуальны, чем тот мир, в котором обитает Трамп. Поэтому, с одной стороны, мы имеем "объективную реальность" наступления авторитаризма по всему миру, с другой - виртуальность основ демократического общества, которая по качеству мало чем отличается от фиктивности мира Трампа.

Анализируя высказывания профессора, нужно, конечно, считаться с тем, что он выступал на канале сенатора Берни Сандерса и обращался к его избирателям. Убедить рядового америкаца можно только на понятном ему языке. Но суть сегодняшних проблем состоит как раз в том, что они не могут быть решены с помощью такого устаревшего понятия как "объективная реальность". Переживаемый нами кризис является не кризисом десятилетия или столетия, а тысячелетия. Я об этом писал 10 лет назад. Картезианство, служившее несколько столетий источником величайших достижений и величайших катастроф, изжило себя. Авторитарные режимы легко разрушают демократические институты, используя в том числе достижения современной философии. Это особенно заметно на примере постмодернизма. Демократия сможет себя защить, только оперевшись на новый трансцедентальный базис.
 

14 comments:

  1. О, а я как раз только что прочла эту нашумевшую книжку Снайдера - о ней будет мой следующий пост :)

    AtbildētDzēst
  2. Atbildes
    1. В октябре прошлого года он презентовал латышский перевод этой книги в Риге. Я тогда спросил, что он думает о влиянии "Конца истории" Фукуямы на текущую ситуацию. Он ответил, что влияние этой книги было негативным, так как вселило в либеральную общественность чувство ложной безопасности, чем воспользовались стремившиеся к власти авторитарные лидеры.

      Dzēst
  3. Он, вероятно, прав, но мне такое прочтение книги Фукуямы, какое он приписывает либеральной обществености, кажется слишком примитивным. Собственно, мне та книжка была интересна тем, что познакомила меня с гегелевской концепцией господина и раба.

    AtbildētDzēst
  4. не ходите далеко. Трамп - французский колаборационист.
    МакКейн был настоящий американский консерватор. Они верят в республику, демократию и американский суверенитет. Помните пост Илларионова о семи принципах "западной" цивилизации? Вот из низ 4 или 5 следствия демократии какая была в Греции и до Риме. Без нее все принципы становятся благими намерениями реализация которых недемократическими путями бесперспективна.
    Трамп и иже с ним верят в возможно в какие-то "консервативные ценности", но не верят в демократию. В итоге эти свои ценности они готовы отстаивать с помощью дружественных недемократических режимов, а возможно и с помошью иностранной интервенции. Когда-то немцы спасали французов от евреев, потом союзники спасали от немцев и т.д. Многие в Европе вероятно верят что руссие спасут их от арабов.

    AtbildētDzēst
  5. успех Трампа вероятно вызван тем что население чувствует что грядут тяжелые времена.
    И те кто как бы за демократическое общество их пугают больше чем Трамп. То есть между однополыми браками и приемом мигрантов из Африки и авторитаризмом они сознательно выбрали авторитаризм.
    Не знаю как Трампу удалось победить на праймериз. Его экономическая программа ведь это и программа МакКейна и программа Ромни?

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Я по поводу программы Трампа читал когда-то статью Вольфа, обозревателя Файненшел таймс. Он писал, что программа Трампа очень сильно отличалась от традиционной программы республиканца, поэтому он и получил такую поддержку.

      Dzēst
    2. вот с другой стороны океана видется некая общеамериканская правая идея. Снизить налоги и "дать людям заработать". Типа снижение налогов заведет бизнес и он создаст рабочие места. Dow Jones с избранием Трампа подскочил и ниже чем до его избрания не падал.
      И наоборот есть американская левая идея. Поднять налоги и за счет государство помочь бедным. Это двигал Обама.
      По российским предтавлением все это очень правые темы :)

      Dzēst
    3. Мой следующий пост посвящен сенатору Элизабет Уоррен, которая 3 года назад на конференции INET озвучила ордолиберальные идеи, которые нельзя причислить ни к левым, ни к правым.

      Dzēst
  6. Мне кажется, одна из причин победы Трампа - то, что демократы выбрали кандидата, очень мало у кого вызывающего личную симпатию, а значит, заведомо проигрышного.

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Хилари Клинтон уговорила Элизабет Уоррен не выставлять свою кандидатуру на праймериз. Вот она могла спокойно победить. Демократов погубили эти подковерные игры.

      Dzēst
    2. У меня по поводу этой договоренности возник вопрос: может ли честный политик идти на такую сделку? Ведь это право граждан решать, кто из политиков достоин их представлять.

      Dzēst
  7. Действительно, все очень запуталось. А что Вы скажете о вот таком толковании темы право-лево?

    AtbildētDzēst