2009. gada 23. febr.

И еще один...

Мысль о триумфе трансцедентальной феноменологии в послевоенной Германии так завела, что захотелось найти этому еще какие-то подтверждения. Не последнюю роль, конечно, сыграла актуальность темы. Да и рояль оказался тут же в кустах в виде книги Людвига Эрхарда "Благосостояние для всех".
 Долго искать не пришлось. Министр народного хозяйства послевоенной западной Германии почти дословно воспроизводит мысль Вальтера Ойкена:
"... современное и сознающее свою ответственность государство просто не может себе позволить вернуться к роли "ночного сторожа". Это неверно понимаемая свобода как раз была тем, что привело в могилу свободу и свободный мир"
с.226 ( перевод Б.Б.Багаряцкий, В.Г.Гребенников, Начала-Пресс, 1991)

2009. gada 13. febr.

Еще один урок "Фрайбургской школы"

Уже после размещения статьи "Фрайбургская школа" обнаружил в книге В.Ойкена факт, который в корне меняет мое представление о судьбе трансцедентальной феноменологии в послевоенной Европе.

" ... «Фрайбургская школа» относится к «легенде образования ФРГ». С именами Ойкена и его друзей связывают научную подготовку почвы для «экономического чуда», которое после 1945 г. очень быстро перевело Германию из состояния обнищания распадавшейся плановой экономики в состояние благоденствия."
 "Хорошо известно, что министр экономики Людвиг Эрхард всегда ссылался на Ойкена как на мыслителя, предвосхитившего с научной точки зрения его политику."

Предисловие к русскому изданию, Вальтер Освальт-Ойкен

Этот факт протеворечит выводу, сделанному в "Истории европейской метафизики": "Конец Второй мировой войны не привел к изменению мировоззрения. Западный мир продолжал двигаться по старому пути." Учитывая огромное влияние, которое оказала философия Э.Гуссерля на В.Ойкена, можно утверждать, что «экономическое чудо» послевоенной Германии явилось триумфом трансцедентальной феноменологии Гуссерля, также, как империя Александра Макендонского явилась триумфом метафизики Аристотеля. Мы сейчас находимся в историческом периоде, когда новое метафизическое мышление начинает формировать новый здравый смысл.

2009. gada 11. febr.

Фрайбургская школа

  Если раньше действия и речи политиков вызывали возмущение и желание их разоблачить, то сегодня хочется просто постоять в сторонке, дожидаясь момента, когда благодарный народ начнет воздавать им, наконец, по заслугам. А пока можно скоротать время, листая умные книги.
 В этот раз в руках оказался Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики". Эта книга, в каком-то смысле, уникальна, так как 14 лет простояла на полке в качестве декоративного украшения. Когда занимаешься конкретными делами, даже Экономикс кажется вершиной снобизма. Теория вероятности, статистика, финансовая математика, в крайнем случае - эконометрика. С другой стороны, когда занимаешься философией, социология Макса Вебера - апогей конкретики. Вальтер Ойкен оказался как раз между этими двумя сферами интересов. И здесь же начали рождаться идеи, которые казались вполне оригинальными. Теперь они уже такими не кажутся. В лучшем случае можно сказать, что статья "Эффект Гринспена" является попыткой анализа современной ситуации с позиции Фрайбургской школы. "Подвижник, мученик, но не святой". Так сказать, мой "эффект Гусева". Если Вальтер Ойкен - экономист, друживший с философом Эдмундом Гуссерлем, я - экономист, начитавшийся работ Эдмунда Гуссерля. Вот несколько цитат, которые доказывают, насколько неоригинален не только "Эффект Гринспена", но и "История европейской метафизики", "О лириках, физиках, врачах и реальности жизни", "Начало конца или конец начала", "Нормальный пацан Гамлет и принц латвийский Германис".