2009. gada 13. febr.

Еще один урок "Фрайбургской школы"

Уже после размещения статьи "Фрайбургская школа" обнаружил в книге В.Ойкена факт, который в корне меняет мое представление о судьбе трансцедентальной феноменологии в послевоенной Европе.

" ... «Фрайбургская школа» относится к «легенде образования ФРГ». С именами Ойкена и его друзей связывают научную подготовку почвы для «экономического чуда», которое после 1945 г. очень быстро перевело Германию из состояния обнищания распадавшейся плановой экономики в состояние благоденствия."
 "Хорошо известно, что министр экономики Людвиг Эрхард всегда ссылался на Ойкена как на мыслителя, предвосхитившего с научной точки зрения его политику."

Предисловие к русскому изданию, Вальтер Освальт-Ойкен

Этот факт протеворечит выводу, сделанному в "Истории европейской метафизики": "Конец Второй мировой войны не привел к изменению мировоззрения. Западный мир продолжал двигаться по старому пути." Учитывая огромное влияние, которое оказала философия Э.Гуссерля на В.Ойкена, можно утверждать, что «экономическое чудо» послевоенной Германии явилось триумфом трансцедентальной феноменологии Гуссерля, также, как империя Александра Макендонского явилась триумфом метафизики Аристотеля. Мы сейчас находимся в историческом периоде, когда новое метафизическое мышление начинает формировать новый здравый смысл.

Также вспомнил цитату из упомянутой ранее статьи Виты Матисы, которая лишает оригинальности утверждение в "Эффекте Гринспена" о моральных корнях современного экономического кризиса:

" «Мы всегда знали, что бессовестный эгоизм - это неэтично, что это плохая мораль. Сегодня мы знаем, что это также плохое хозяйствование,» - такой вывод в тридцатые годы прошлого столетия в результате Великой депрессии сделал президент США Рузвельт."

Может быть как раз эта разница во взглядах на этику позволила США избежать судьбы Германии в 30-е годы.

С другой стороны, неоклассический ренессанс привел нас к тем самым граблям, по которым западной цивилизации уже приходилось хаживать 80 лет назад.

"Оказалось, что обеспечение свободы может стать угрозой для этой свободы, если она делает возможным формирование частной власти, что свобода разбудила колоссальные силы, которые, однако, могут оказывать разрушительное влияние на свободу." с.109

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru