2009. gada 23. febr.

И еще один...

Мысль о триумфе трансцедентальной феноменологии в послевоенной Германии так завела, что захотелось найти этому еще какие-то подтверждения. Не последнюю роль, конечно, сыграла актуальность темы. Да и рояль оказался тут же в кустах в виде книги Людвига Эрхарда "Благосостояние для всех".
 Долго искать не пришлось. Министр народного хозяйства послевоенной западной Германии почти дословно воспроизводит мысль Вальтера Ойкена:
"... современное и сознающее свою ответственность государство просто не может себе позволить вернуться к роли "ночного сторожа". Это неверно понимаемая свобода как раз была тем, что привело в могилу свободу и свободный мир"
с.226 ( перевод Б.Б.Багаряцкий, В.Г.Гребенников, Начала-Пресс, 1991) Следующая цитата могла бы стать безусловным доказательством триумфа нового метафизического мышления:
"... хозяйственные явления не подчиняются законам механики. Экономика не живет какой-то своей собственной жизнью в смысле бездушного автоматизма, а создается и оформляется людьми. Если это так, - а иначе быть не может, - то структура и облик народного хозяйства не могут не изменяться под влиянием наших действий." с.222
 Могла бы, но не стала, так как затем следует вывод:
"Вот почему не следует считать маловажным метод психологического воздействия"
 От "Логичеких исследований" Гуссерля с критикой психологических методов к эрхардовской асанне "методам психологического воздействия". Если В.Ойкен не смог до конца выдавить из себя позитивиста, то Л.Эрхард даже не начинал. В результате на выходе "лампочка загорается - слюна выделяется", та же самая механика, только с людьми-винтинками внутри системы.
 Но в вопросах этики Людвиг Эрхард скорее ближе Франклину Рузвельту:
"Думая о том, чтобы обеспечить нашему молодому демократическому государству твердое будущее, давно пора вернуться на путь нравственных ценностей." с.21
 Хотя в другом месте он пытается встроить и позицию В.Ойкена, правда, в очень специфическом виде:
"... работать, слишком подчеркнуто опираясь на моральные призывы, не отвечало бы реальностям жизни."  с. 223
  Эту фразу можно было бы считать отражением мысли, высказанной в "Основных принципах экономической политики", если бы не продолжение:
"... мало смысла обращаться к людям с призывами, если они склонны думать, что от них требуются жертвы лишь в угоду данному министру или правительству."  с.224
 То есть, неверие в нравственность власти - причина неэффективности моральных призывов.
 

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru