2014. gada 30. okt.

20 отжиманий Д.Быкова и немецкий неолиберализм

    На этой неделе я читаю лекции Мишеля Фуко, посвященные немецкому неолиберализму. Оказалось, что обнаруженная мной в 2009-м году связь между трансцендентальной феноменологией Гуссерля и Фрайбургской школой была открыта еще в 70-е годы прошлого века этим французским мыслителем. Мне не первый и даже не второй раз приходится получать "удар от классика". До этого я наткнулся на изложенные мной идеи в книге основателя Фрайбургской школы Вальтера Ойкена "Основные принципы экономической политики". Тогда я и сделал вывод о том, что метафизической основой Фрайбурской школы была трансцендентальная феноменология Э.Гуссерля.     Когда мозги перестают воспринимать серьезные тексты, я переключаюсь на чтение новостной ленты в Фейсбуке. Там мне и попалась ссылка на статью, посвященную новой книге Дмитрия Быкова "Квартал". В статье обсуждается бессмысленность и абсурдность порядков, царящих в современной компании, и в качестве примера приводятся 20 отжиманий в конце каждой главы "Квартала". Я книгу не читал, но почему-то уверен, что автор нарисовал достаточно правдоподобную картину. Эта уверенность связана с советским прошлым российского писателя. Для описания нравов и обычаев современной компании он мог воспользоваться своими воспоминаниями о порядках, царивших во времена развитого социализма, также как Юлиан Семенов использовал для создания Штирлициады свой опыт общения с советскими спецслужбами. Не зря Юрию Визбору советовали играть секретаря обкома.
    Означает ли это, что Дмитрий Быков неверно изобразил действительность? Отчасти, наверное, да. Для человека со стороны процессы, происходящие в крупной компании могут казаться бессмысленной суетой в муравейнике. Но есть здесь и другой смысл. В основе социалистической утопии лежала идея построения общества как одного большого завода, фабрики. Или корпорации, говоря современным языком. То есть в крупных компаниях происходят те же самые процессы, которые происходили в СССР. Они начинают вырождаться, погружаясь в болото бессмысленных процедур.
    Именно эта идея является одной из ключевых в немецком неолиберализме. Если монополия не опирается на государственные преференции, рано или поздно она рухнет под собственной тяжестью. И похоронить ее помогут конкуренты с более гибкой системой управления. Поэтому основная задача государства - сохранять конкурентную среду, предотвращая любые попытки добиться особого статуса. Задача не такая легкая, судя по доле "Газпрома" на немецком газовом рынке.
 

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru