2015. gada 20. aug.

Национальные особенности киногероев

В стародавние времена, когда Михаил Задорнов еще не превратился в тыкву, он сравнивал героев русских и европейских сказок. Попробуем, следуя его примеру, сравнить героев русской литературы с героями латвийских фильмов.
    В недавно просмотренной встрече Алексея Баталова со зрителями в 1989-м году прозвучала довольно интересная мысль о фильме "Дама с собачкой": все сочувствуют главным героям, но никому не хотелось бы их иметь в качестве мужа или жены. Великий советский актер обратил внимание на то, что в русской литературе часто сочувствие вызывают герои с, мягко говоря, подмоченной репутацией. В качестве еще одного примера был упомянут Радион Раскольников. Я бы в этот список обязательно добавил Анну Каренину.
    Еще осенью прошлого года я подготовил выборку кадров из фильма "Соната над озером" («Ezera sonāte», Gunārs Cilinskis, Varis Brasla, 1976), экранизации романа Регины Эзеры "Колодец", чтобы показать места, где я родился и вырос. Именно с этим фильмом у меня ассоциируется Латвия. Чувства главных героев "Сонаты над озером" не кажутся менее глубокими только потому, что они им не поддались. Скорее наоборот. Драма достигает своего апогея в момент осознания ими невозможности быть счастливыми вместе. И не потому, что они физически не могут быть вместе, а потому, что тогда они перестанут быть самими собой.
    Герои самого популярного латышского фильма "Лимузин цвета белой ночи" ("Limuzīns Jāņu nakts krāsā", Jāņis Streič, 1981), который как "Иронию судьбы..." каждый год показывают накануне национального праздника Лиго (Янова дня), не отличаются высокими моральными качествами. Наоборот, алчность главных героев как раз и является стержневой темой, вокруг которой вращается сюжет фильма. Но, в отличие от той же "Иронии", здесь ясно видно негативное отношение авторов фильма к своим героям. как и в экранизации Я.Стрейчем романа С.Моэма "Театр" мы тоже не увидим снисхождения к неблаговидным поступкам героев.
    Здесь будет уместным напомнить, что в 30-е годы прошлого века диктатор Ульманис запретил роман братьев Каудзишей "Времена землемеров". Тоже, наверное, считал его клеветой на латышский народ.
 

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru