2015. gada 29. aug.

Короткие невстречи. Эпизод IV

Эпизод I
Эпизод II
Эпизод III

В 2009-м году в Риге отмечали столетие Исайи Берлина. Мероприятий было запланировано на шесть дней, с участием президента Вайры Вите-Фрейберги и большого количества иностранных гостей. Я не мог пропустить такую возможность пообщаться с местными интеллектуалами, обычно собиравшимися на подобных тусовках. Но задача была не из простых. Последние два года я покорял свой Южный полюс и только три месяца назад достиг желаемого результата. Теперь меня ждал долгий путь назад. А пока мои коммуникативные способности не сильно отличались от ужимок героя Туртурры в "Защите Лужина" или Шелдона Купера в "Теории большого взрыва". Но с чего-то нужно было начинать. Во время кофе-брейков я старался пообщаться с теми, кого уже знал по статьям или телевизионным передачам. Мне отвечали вежливо, но сдержанно, с долей снисходительности. Это особенно раздражало, так как мои намерения никак не вязались с их ощущением интеллектуального превосходства. Мне просто был нужен круг общения на латышском языке, соответствующий моему уровню. Единственный, с кем мне удалось поговорить на равных, был политолог Юрий Розенвальд.

Во время одной из панельных сессий я забрался почти в конец аудитории на место с краю. Проходивший мимо господин вдруг приветственно кивнул головой. Я уже два года публиковал статьи в интернете и имел кое-какие доказательства того, что их читают, но еще никто ни разу не пытался заговорить со мной на эту тему. Поэтому я решил, что он просто обознался. На следующей панельной сессии приветливый господин оказался среди участников дискуссии и я узнал его имя. Это был комментатор The Times Анатоль Калетски.

Перед выступлением Аркадия Островского в кинотеатре "K.Suns" какая-то дама делилась воспоминаниями о встрече с Исайей Берлином. В ее рассказе проскользнуло чувство обиды на высокомерный тон общения ее земляка. Как же понятны мне были ее чувства. Она мне также напомнила латышских феминисток, устроивших мне в те времена тотальную травлю. Как и "поднявшиеся с колен", они это делали исподтишка. Но если мотивы последних мне не нужно было объяснять, нападки феминисток, мягко говоря, озадачивали. Тогда я и пришел к выводу, что для травли оппонентов Кремля в Европе российские спецслужбы используют приемлемые в европейском сообществе предлоги. Это во-первых. Во-вторых, то, что тебя преследуют как расиста, сексиста, гомофоба, антисемита и т.п., не означает наличия хоть каких-то доказательств этих грехов. Сам факт травли превращает тебя во "врага народа" по умолчанию. Старые, добрые методы сталинского НКВД. Об этом я даже написал небольшую статью в январе 2009-го. Это лирическое отступление я сделал неспроста, оно имеет прямое отношение к последующим событиям. В тот день Аркадий Островский рассказывал о Томе Стоппарде. Я тогда был увлечен фильмом "Гильдестерн и Розенкранц уже мертвы". На следующий день мне удалось в перерыве добраться до Аркадия, чтобы поделиться своими идеями по поводу этой пьесы. И тут вдруг к нам подошел Анатоль Калетски. Теперь отпали все сомнения по поводу его намерений. Они общались на английском, а у меня не было разговорной практики, не говоря уже о том. что в последние годы я полностью сосредоточился на изучении латышского языка. Если добавить сюда мое полуаутистское состояние, то нет ничего удивительного в моем перескоке на тему, изложенную в лирическом отступлении. При слове "антисемитизм" Аркадий рефлекторно напрягся и тут же свернул беседу. О том, что Анатоль Калетски пытался познакомиться со мной, он не догадался.

Заинтригованный вниманием британского журналиста, я решил узнать о нем побольше. Долго выяснять причины его внимания не пришлось - я сразу заметил свои идеи в его свежих статьях. И что меня заинтриговало еще больше - идеи из статей на латышском языке. Британский экономист понял и оценил мои статьи на латышском языке, в то время, как латышские интеллектуалы их не заметили. Мало того, он приехал в Ригу и настойчиво пытался со мной познакомиться, в то время, как представители местной интеллектуальной элиты "снисходили" до общения со мной.

Через год был создан Институт нового экономического мышления (Institute for new economic thinking, INET), среди основателей которого были Анатоль Калетски и Джордж Сорос, пожертвовавший институту 50 млн. долларов. Этой весной на ежегодной конференции INET в Париже американский миллиардер назвал институт наиболее успешным проектом из тех, что ему приходилось финансировать ("the most successful enterprise I've been involved in"). В июне на очередной рижской конференции, посвященной дню рождения Исайи Берлина, один из членов "футбольной команды", политолог Ивар Иябс сообщил, что фонд Сороса впервые отказался финансировать это мероприятие.

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru