2017. gada 17. dec.

"Советский пациент", сборник статей, дополненный

Почти два года назад я подготовил сборник статей, написанных с декабря 2013 по июнь 2015 года и посвященных советским фильмам, снятым в 1962-82 годах. С тех пор у меня появилось еще несколько статей, дополняющих 1965, 1966 и 1979 годы, а также расширяющих период до 1960 года. Если кликнуть по коллажу, откроется сборник с новыми дополнениями.

https://drive.google.com/file/d/0B3zDitBGfVh7bVM2SGNzM1R3YWM/view?usp=sharing

6 komentāri:

  1. вот понимаете. Центральная тема моего поста утопия которая увлекала сознание людей. Причем я сознательно сравнивал Европу и Россию. В других частях света этой утопии не было. Не было левой утопии.
    И вот я как дитя перестройки :) дистанцирован от этой утопии максимально. Это не моя утопия. Но я не смотрю на этих людей сверзу вниз. Нет. Я смотрю на них как на равных.
    В конечном счете у нас были свои притягательные идеи. И сейчас все куму не лень говорят что эти была утопия. Но это не была утопия. Просто я предал эти идеи. В детстве, в молодости - предал. Но я понимаю что я предал. А другие не понимают. И поэтому убеждают себя что это была утопия.

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Извиняюсь за столь долгое молчание. Вопросы, которые Вы подняли в комментарии слишком серьезные, чтобы отвечать на них мимоходом, а я весь апрель был погружен в изучение доклада Федерального объединения немецких промышленников и ни на что другое у меня интеллектуальных сил не оставалось.

      Социалистическая идеология вообще зародилась в Европе, во Франции. Ленин одним из источников марксизма называет французский утопический социализм (Сен-Симон). В 2008 году в статье "Гранин" я писал, что французский социализм стал наследником католицизма, в то время как английская политэкономия, второй источник марксизма по Ленину, была построена на протестантском фундаменте. В 90-е годы в бывшем СССР господствовала идея о волшебной силе свободных рыночных отношений, стихийно упорядывающей экономические отношения. Эта идея также является европейской и ее корни находятся в той самой английской политэкономии. Только вот трактовка была очень примитивной, потому что свободным рыночным отношениям у того же Адама Смита предшествовала этика, которой придерживались все участники рыночных отношений. Без этики рыночная экономика превращается в бандитские разборки.

      В упомянутом здесь сборнике я пытался показать, что для героев 60-х важны этические вопросы. Не социалистические идеи сами по себе. Этические проблемы возникают только у свободных людей, у которых есть свобода выбора. В этом отличие героев 60-х от их предшественников. Как я писал в рецензии на "Я шагаю по Москве", герои перестают чувствовать себя просто винтиками большого механизма, а ощущают себя личностями.

      Dzēst
  2. а шестидесятники они предали? Или осознали что это была утопия? и если осознали, то что тогда?
    Условно. Человеческое лицо без социализма или социализм без человеческого лица?
    Старые большевики и герои гражданской тоже не были дураками. Просто между человеческими жертвоприношениями по методике дяди Йоси и отказом от социализма они выбрали жертвоприношения.

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Парадокс в том, что многие социальные достижения на Западе стали возможны благодаря СССР, так как власть предержащие боялись повторения опыта 1917-го. Это особенно заметно сегодня, когда "призрак коммунизма" Маркса уже не бродит по Европе.

      Dzēst
    2. ну это очень популярная у нас тема. Что все хорошее на Западе это уступки коммунистам. При этом у нас все было в полной мере, а у них так жалкая пародия.

      Dzēst
    3. вот если эту социалистическую агитку проверить математикой получается так:
      Идем по Марксу-Энгельсу-Ленину. Эксплуататорский класс пошел на уступки отдал часть прибавочной стоимости. Но почему трудящиеся на это согласились? Место того чтобы осуществить революцию и забрать себе все.
      Что заставило их отказаться от диктатуры пролетариата и строительства светлого будущего всего человечества?
      Вероятно трудящихся в странах с европейской культурой в Октябрьской Революции или ее последствиях что-то пугало не меньше чем капитал экспроприация.

      Dzēst