2017. gada 20. dec.

Isaiah Berlin Day in Riga (part four)

Part one
Part two
Part three

В этот раз я хотел бы поговорить о реалполитике. Тимоти Снайдер, рассказывая о Холокосте в странах Балтии, обратил внимание на один ранее неизвестный мне факт. Оказывается, наиболее рьяными антисемитами себя показали бывшие сталинские коллаборационисты. Они сумели уйти от ответственности за свои преступления, обвинив во всех грехах евреев. Этот факт имеет не только историческую ценность, но также хорошо объясняет особенности политических процессов в странах Балтии в постсоветский период. Бывшая советская номенклатура удачно встроилась в институты новой власти, снова распределив вину по национальному признаку. Поэтому, например, в Латвии до сих пор в парламенте и муниципальных органах власти можно встретить бывших секретарей парткомов, райкомов и т.п. Поэтому так и не была проведена люстрация, а вопрос об открытии архивов КГБ остается актуальным на третьем десятке лет независимости. Поэтому так часто совпадают позиции латвийских националистов и прокремлевских политических сил. И даже их противостояние часто выглядит как хорошо срежиссированный спектакль для отвлечения внимания от реальных проблем.

Именно таких персонажей, остающихся у власти при любом идеологическо-геополитическом раскладе, можно назвать реалполитиками. По официальной версии самих реалполитиков они являются защитниками государственных интересов, ради которых им приходится поступаться принципами. На самом деле, это люди, для которых приоритетом всегда являются только их личные интересы, умело замаскированные под общегосударственные.

Идеологом реалполитики считается Никколо Макиавелли. Я не раз высказывал свое недоумение по поводу популярности идей этого довольно посредственного мыслителя. И только недавно обратил внимание на одно событие, произошедшее незадолго до его рождения в 1469 году. Это падение в 1453 году Константинополя, столицы Византийской империи. Автор «Государя» вырос в окружении византийцев, бежавших на Аппенины из захваченного османами Константинополя. Благодаря Макиавелли искусство византийских интриг стало частью европейской культуры. Не настолько важной, чтобы Европа разделила участь Византии, но достаточно значимой, чтобы как затаившаяся инфекция вспыхивать при каждом ослаблении иммунитета. И вот спустя пятьсот лет Европу снова наводнили византийцы из развалившегося «Третьего Рима». И снова с ними заключают унии, не замечая принципиальных различий. Макиавеллизм оказывается тут как нельзя кстати. Бывшие партийные функционеры вдруг материализовались на ответственных постах в структурах ЕС. И вот мы видим, как Евросоюз начинает расползаться по швам, а в Штатах к власти приходит большой поклонник византийского стиля.

Недавно упомянутый мной Борис Райтшустер во время своего выступления на Форуме свободной России особое внимание обратил на наивность европейцев и американцев, ставших жертвами кремлевских интриг. В первой и второй части я писал о том, насколько важно для представителей европейской культуры сохранить эту самую «наивность». Как наивный европеец я не понимаю, каким образом немецкому журналисту удалось противопоставить критику Трампа критике Путина. С его слов получалось, что сейчас важнее разобраться с Кремлем, чем с Белым домом. Но ведь уже ни для кого не секрет, что Трамп – марионетка Путина. И если мы понимаем, кто такой Трамп, осталось выяснить, кто такой Райтшустер, выдумывающий такие замысловатые альтернативы.

Что касается наивности европейцев и американцев, то они с присущей им бесхитростностью и прямолинейностью начинают совершать поступки, от которых "византийцы" впадают в ступор. А ведь американские конгрессмены просто решили действовать в соответствии с законодательством их же страны, которое предусматривает преследование лиц, обогащающихся незаконным путем. То есть стали действовать в соответствии с призывом советских диссидентов «Соблюдайте Конституцию своей страны». До этого они якобы в национальных интересах пытались играть в реалполитику, закрывая глаза на нарушения американского законодательства и отказываясь от своих же принципов.
 

11 comments:

  1. а к нам после через некоторое время после крушения Византии приехала воспитанная уже в Италии принцесса Зоя, принявшая имя София. И с ее потомков и начался Третий Рим :(
    Приехала не одна конечно, а с многими соплемениками-советчиками

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Я когда готовил этот текст, прочитал об этом в Википедии. София была частью спецоперации "Третий Рим".

      Dzēst
  2. Латынина как то писала: "из королей Англии вступивших на престол в малолетнем возрасте, до взрослого состояния не дожил только один. Из малолетних императоров Византии, не дожил никто"
    Не проверял, но скорее всего правда

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Латынина, как и Райтшустер, говорит 90 процентов правильных вещей, чтобы впарить 10 процентов лжи. То есть сама византийка еще та. И уже после публикации мне пришла в голову мысль, что Реформация, на самом деле, была направлена против византизации церкви. Если Макиавелли родился в 1469 году, Лютер в 1483.

      Dzēst
    2. Латынина доказывает какие-то свои мне неясные темы, и не у кого она работает их тоже не понимают.
      Обычная российская публицистическая даятельность :) Кто ругает Путина тот молодец. Потом этот же начинает хвалит Путина и он не молодец. И наоборот

      Dzēst
  3. если у вас есть время, гляньте ЖЖ Льва 56.
    Он посмотрел новый документальный фильм о Восстании Декабристов и подробно рассказывает как современная российская пропаганда пытается убить историю которая для многих поколений образованных россиян была нравственным ориентиром

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Я сегодня читал рецензию сообщницы на новые "Хождения по мука". Очень толковая и подробная рецензия. Но больше всего меня поразили фотографии старых и новых сестер.

      Dzēst
  4. по моему ничего умного в Макиавелли нет. Мистическая природа государства. То что еще Аристотель кажется назвал Деспотией.
    Макиавелли пытался ее выдать за что-то положительное.
    То есть он регрессивный мыслитель по стандартам древнего мира

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Мыслитель он вообще никакой по сравнению с реальными философами.

      Dzēst
  5. мы с вами как то забыли тут сказать что в истории Византии была и так называемая латинская империя. Это когда в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь.
    И там было государство крестоносцев несколько десятков лет. Так что кто на кого влиял не известно :)

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Крестоносцы были войнами, а византийцы, бежавшие из Константинополя - местной элитой. Чтобы оказывать интеллектуальное влияние, нужно быть достаточно образованным.

      Dzēst