2017. gada 12. dec.

Гранин 3

В документальном фильме «Листопад», посвященном 90-летию Даниила Гранина и упомянутом мною в «Гранин 2», писатель обратил внимание на одну особенность человеческого поведения, которую я хотел бы рассмотреть поподробней. Люди, проявлявшие чудеса отваги на войне, вернувшись в мирную жизнь, становились осторожными и нерешительными. Почему те, кто привык ежедневно смотреть смерти в лицо, так боялись поднять глаза и посмотреть на окружавшую их несправедливость? Разве смерть – не самое страшное, что может грозить человеку? Судя по количеству самоубийств, есть вещи пострашнее. Человеку легче вместе с другими пожертвовать своей жизнью ради освященных обществом целей, чем стать всеми презираемым парией, изгоем. Именно так поставлен вопрос в повести Василя Быкова «Сотников» и фильме Алексея Германа «Проверка на дорогах». Герои – это всегда люди, для которых общественное признание дороже собственной жизни. Тех, кто боялся во время войны прослыть трусом и предателем, в мирное время легко запугать клеймом «враг народа», «антисоветчик», «тунеядец» и т.п.
 

2 komentāri:

  1. Возможно, свою роль играла то, что на войне было ясно, кто друг, а кто враг, а в советской действительности разобраться было непросто. Это сейчас нам ясно, что Сталин - монстр, а тогда это было далеко не всем очевидно: большинство верили, что сажают за дело. (А хуже всего, что и сейчас - не всем очевидно).

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Из фронтовой прозы видно, что война открывала людям правду жизни, в свете которой они могли правильно оценить происходящее. Даниил Гранин, мне кажется, понимал разницу между непониманием и трусостью. Бывшие фронтовики понимали, что происходит, но боялись себе в этом признаться. С другой стороны, те, кто понимал (Солженицын, например), отправлялись в лагеря. В фильме "Друзья и годы" есть эпизод (https://youtu.be/N_EQ6z6Gf5Q?t=52m22s), в котором фронтовика в последние дни войны возвращают к довоенной советской реальности.

      Dzēst