2018. gada 1. janv.

Урок политической арифметики по-русски

Politiskas aritmētikas stundas

После бессонной новогодней ночи в мозгах приятная интеллектуальная гибкость образовалась. Или, может быть, это иллюзия гибкости из-за не выветрившихся алкогольных паров.

Позавчера я прослушал часть дебатов Милова с Чичваркиным на Дожде по поводу предвыборной программы Навального. Так как один из участников – известный российский предприниматель, попробую в качестве аргументации использовать примеры из своего делового опыта.

Для начала обсудим так называемые политические задачи, под которые была подогнана программа Навального. Вместо здравого смысла и логики общественного развития использовалась идея потакания текущим заблуждениям электората, являющимися как советским наследством, так и продуктом текущей пропаганды. Много лет назад один из наших клиентов стал жертвой мошенника, который вышел на него через нас. Перед клиентом у нас не было никаких юридических обязательств. Тем не менее, мы компенсировали его потери. Это стоило нам прибыли за несколько лет. Через полгода мы смогли покрыть убытки в течении двух месяцев. Для тех, кто не знал деталей, наш финансовый успех выглядел как случайная удача. А причина заключалась в том, что за выплаченные клиенту деньги мы купили себе репутацию людей слова, не пытающихся спрятаться от выполнения своих обязательств за параграфами и пунктами подписанных договоров. Такие партнеры в бизнесе ценятся на вес золота. Что касается «политических задач», то они ведут от одних компромиссов к другим, пока в итоге политик не оказывается там, откуда он обещал вывести общество. Место оказывается тем же, а вот репутация политика - окончательно загубленной. Ярким примером может служить судьба бывшего председателя латвийской партии «Единство» и бывшего председателя латвийского Сайема Солвиты Аболтыни.

Теперь о либертарианстве господина Чичваркина. Уже после описанного выше случая в компании появился новый сотрудник, только что закончивший институт и выделявшийся на фоне остальных своим талантом вести переговоры и заключать сделки. Проблема была в том, что он не отличал свои заслуги от широкого спектра возможностей, которые ему предоставляла организация для реализации своего потенциала. У него за спиной стояли бухгалтера, юристы, кадровики, маркетологи, программисты и т.п., обеспечивавшие победы его «болиду». Кроме того, он не был свидетелем того, как организация, в которой он работал, компенсировала убытки клиента ценой своей прибыли за несколько лет. Вот и господин Чичваркин не видит общественные институты, обеспечивающие реализацию его потенциала. Он с натуралистической наивностью (Мишель Фуко) верит, что объемы выкопанного грунта – полная заслуга машиниста экскаватора, а инженеры, конструкторы, литейщики и токари, участвовавшие в разработке и создании экскаватора – всего лишь левацкие болтуны, мешающиеся под ногами. Мало того, он не знает, что как раз его идеи приводят к власти тех, против кого он сегодня выступает.

"либеральная экономическая политика XIX и начала XX в. оказалась в плену противоречий: она обеспечила свободу борьбе монополий и тем самым способствовала тому, чтобы оттеснить на задний план добросовестную конкуренцию, к которой сама и стремилась.

Оказалось, что обеспечение свободы может стать угрозой для этой свободы, если она делает возможным формирование частной власти, что свобода разбудила колоссальные силы, которые, однако, могут оказывать разрушающее влияние на свободу."


Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru