2018. gada 2. janv.

Еще одна мысль

Еще одна мысль, которая посетила меня в новогоднюю ночь.

В 2017 году широко обсуждалось сокращение рабочих мест в результате внедрения робототехники. В качестве одного из решений возникшей проблемы предлагается выплата всем без исключения базового дохода, обеспечивающего основные потребности человека. Противники идеи базового дохода заявляют, что такие выплаты будут плодить бездельников, не желающих работать. Но такие же бездельники существовали еще две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции. Правда, тогда свободное время им обеспечивали не роботы, а рабы. Бездельниками можно назвать и Сократа, и Платона, и Аристотеля. Они не производили что-либо для текущего потребления своих сограждан. Правда, вся европейская цивилизация, да и современный мир в целом построен на метафизических основах древнегреческой философии. Мартин Хайдеггер писал, что современный человек еще не научился думать. Но у большинства современных людей не было времени хорошенько задуматься. Отмена рабства резко сократила количество тех, кто может себе это позволить. Появление роботов может привести к возрождению философии как способа полноценной реализации человеческого потенциала. То есть речь идет не о лишении возможности выполнять монотонную работу, а о приобретении права заниматься тем, на что способен только человек. Трудно представить, какой рывок может совершить человеческая цивилизация, когда все ее представители используют свой потенциал.

Еще одна мысль, посетившая меня сегодня утром. Говорят, для пожилых людей в годы их молодости и трава была зеленее. То есть все их разногласия с молодежью списывают на обыкновенную зависть. Но только недавно я стал по-настоящему осознавать события, происходившие вокруг меня в годы моей молодости. И самое главное – мне стало понятно, насколько мало я осознавал тогда. Но что еще хуже – я не могу объяснить молодому поколению, насколько ограничено их мировосприятие. Как гласит старая шутка, «странная вещь скорость звука: только сейчас дошло то, что сказала мама сорок лет назад». Это не значит, что теперь я понимаю происходящее вокруг лучше, чем те, кому сегодня 25, хотя, конечно, не без этого. Главное – я знаю, насколько ограничено мое текущее мировосприятие. По большому счету, трезво можно оценивать события, произошедшие не раньше, чем 20 лет назад. И это еще один аргумент в пользу того, чтобы действовать по совести, а не по обстоятельствам, которые ты все равно не в состоянии ни узнать, ни оценить.

Просмотрел свои посты за 2017 год. Лучшие отмечены тегом избранное. Есть неплохие тексты, посвященные кино, в частности сериалам «Коломбо», «Мир дикого Запада», «Миллиарды» и фильмам, снятым в 1965 и 1979 годах. Перевод доклада Виктора Ванберга "Ordnungspolitik, Фрайбургская школа и основы правил" тоже неплох, но это все же только перевод. Таких прорывов как «Занимательная история экономических учений» или «Мартин Лютер и Рене Декарт» в ушедшем году не было.
 

7 komentāri:

  1. вудет та же петрократия, только место хозяина нефти займет хозяин роботов. Мы в России так и живем

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Я думаю, что такой порядок вещей просуществует недолго, не только в России, но и во всем мире. Сегодня большие состояния уже почти ничего не дают его владельцам по сравнению с обычными людьми.

      Dzēst
  2. если вспомнить не Грецию, а Рим то с одной стороны латифундии с тысячами рабов, с другой граждане живущие на пособие и смотрящие гладиаторские бои :)
    Греция до этого не успела дойти. Ее разорили кельты и захватили римляне

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Сегодня вместо гладиаторских боев смотрят сериалы. Но это не значит, что вариант Древней Греции невозможно осуществить. У римлян уже была греческая философия, которая в Древнем Риме существовала уже на уровне обыкновенного здравого смысла. Я об этом писал в "Истории европейской метафизики". Сама Римская Империя могла возникнуть только благодаря греческой философии. И, как ни странно это звучит, Золотая Орда тоже была продуктом древнегреческой философии. До монголов она дошла благодаря походам Александра Македонского.

      Dzēst
    2. на самом деле греки не бездельничали. Их работа была захват рабов и контроль над рабами.

      Dzēst
  3. вцелом идея что "вкалывают роботы" а люди вымрут кажется нелепой. Кто-то должен же покупать товары которые делают роботы

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Об этом парадоксе я недавно писал в "Вопросе о технике". Люди, создающие роботов, не понимают социальных последствий своих изобретений. Они как муравьи или пчелы что-то делают, руководствуясь не столько разумом, сколько инстинктом.

      Dzēst