2018. gada 24. febr.

Похвала тупости

Вряд ли найдется человек в возрасте 50+, не помнящий знаменитую реплику ныне уже покойного Михаила Задорнова «Ну тупые!». В сегодняшней России она превратилась в одну из коленовставательных мантр. А тогда, в конце 80-х она несла совсем другой смысл. В октябре прошлого года профессор Йельского университета Тимоти Снайдер во время презентации своей книги в Риге говорил о наивности американцев, что сразу вызвало ассоциации с задорновской шуткой. В серии статей «Isaiah Berlin Day in Riga» я попытался разобраться, что именно подразумевалось под «наивностью», о которой говорил профессор. Но в тот раз мною не был проведен сравнительный анализ снайдеровской «наивности» с задорновской «тупостью». Учитывая важность этого вопроса в условиях современной информационной войны, хочу еще раз вернуться к его обсуждению.

Что имел в виду профессор Снайдер, когда говорил о наивности американцев? Что американцы верят прочитанному, увиденному или услышанному. У них, в отличие от бывших граждан СССР, не выработан иммунитет против бессовестного вранья, которое использовала советская пропаганда.

Что имел в виду Михаил Задорнов, когда рассказывал о тупости американцев? Вот первый пример, который он использовал в своем выступлении. В американских супермаркетах покупатели сами взвешивали фрукты в торговом зале, а автоматизированные весы распечатывали вес на этикетке, которая наклеивалась на пакет с фруктами. Бывшие советские граждане приподнимали фрукты над весами, чтобы вес на этикетке был меньше. В этом случае тупость американцев выражалась в том, что они верили в порядочность покупателей. То есть она ничем не отличается от наивности, о которой говорил американский профессор. В обоих случаях речь идет о вере в господство морально-этических норм.

Прежде, чем продолжить, хочу остановиться на экономическом эффекте таких общественных отношений. Еще в 2006 году в лондонском супермаркете Tesco на Риджент стрит я пользовался кассами самообслуживания. И американские, и британские супермаркеты могли позволить себе сократить персонал благодаря порядочности покупателей. А это означает меньшие издержки и, соответственно, более низкие цены. Вера в порядочность партнеров, клиентов, покупателей и любых других контрагентов увеличивает экономическую эффективность. Также верно и обратное: «смекалка» российских покупателей приводит к увеличению персонала супермаркетов, что приводит к росту цен продаваемых товаров. То есть российский покупатель не только не сможет обмануть сотрудников супермаркета, но еще и заплатит за то, чтобы ему не позволили это сделать. И кто в этом случае на самом деле тупой?

Но проблема в том, что «нетупые» до таких обобщений не опускаются. Для них ориентиром служит их личная сиюминутная выгода, независимо от того, сколько она будет стоить обществу в целом.

Что в таком случае делать «тупым»? Я уже изложил свой план действий в упомянутой выше серии статей. Он довольно прост: оставаться верным моральным принципам несмотря ни на что. Мне скажут, что учить других намного легче, чем самому следовать своим советам. Единственный убедительный ответ в этом случае – личный пример.

Мой первый шаг в этом направлении был сделан ровно 25 лет назад. Передо мной встал выбор: следовать своим моральным принципам, зная, что их используют против меня, или отказаться от них. Тогда я понял, что факт манипуляции мною с помощью моих же принципов не освобождает меня от их соблюдения. Со мной обращались как с «тупым» и я был вынужден исполнять эту роль. Потому что отказ от своих принципов означал отказ от самого себя. Но и цена такого «самосохранения» тоже не была секретом - «мы, оглядываясь, видим лишь руины…».

И вот, спустя четверть века, проблема «тупости» одного частного лица приобрела всемирно-историческое значение. «Тупые» вдруг начали осознавать культурно-историческую ценность своей «тупости», а также опасность, грозящую в случае ее утраты. Процесс этого осознания набирал обороты последние пару лет, превратившись из небольшой ряби на воде в надвигающееся цунами. В западном обществе начинает срабатывать иммунная система, формировавшаяся последние 2 тысячи лет. Мы начинаем вспоминать, кто мы и что для нас по-настоящему важно.
 

10 comments:

  1. пару лет назад в каком-то блоге обсуждали шпионский сериал.
    И там один комментатор спросил:
    - Интересно, а почему в спецслужбах США и стран НАТО были "идейные" предатели и перебежчики. КОторые типа уверовали в коммунизм. А в КГБ таких за всю историю не одного. Все предатели из корыстных побуждений.
    Я ответил полушуткой, что у нас дураков на работу не берут :)
    Но секрет успешной кадровой политики КГБ возможно не в умственных способностях сотрудников, а в их изначальной порочности? Как вам из Европы видится?

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Тот же Тимоти Снайдер в своем выступлении упомянул о влиянии Советского Союза на более справедливое распределение богатства в США в середине прошлого века. Американцы мало что знали о репрессиях в СССР, но идея социальной справедливости многим казалась привлекательной. И местная элита была вынуждена считаться с этими настроениями в обществе. Отсюда и идейные предатели среди сотрудников американских спецслужб. Тот же Сноуден, например. Хотя его теперешнее местопребывание совсем по-другому расставляет акценты в его поступке.
      С другой стороны, в советских спецслужбах были идейные сотрудники, но их вряд ли можно было купить. Купить можно было безыдейных. Я не большой специалист в истории спецслужб, но Суворов, кажется, был как раз идейным. И еще несколько имен таких же как Суворов где-то появлялись.

      Dzēst
    2. психологический портрет перебежчика всегда один.
      Он хотел добиться жизненного успеха за счет службы. По успех относителен. И он мстит службе и стране за то что его недооценили. При этом он часто выдумывает эту свою "идейность".
      Так же было с некоторыми советскими диссидентами, которые после того как Советская власть кончилась стали сторонниками тоталитаризма. Потому что теперь были никому не интересны (надо отделять таких от диссидентов которые были фашистами или сталинистами и ругали Брежневский СССР за магкость)
      Часть перебежчиков просто кадровая ошибка, как невротик Меннинг или двоешник "несистемщик" Сноуден

      Dzēst
    3. Я не очень доверяю рассказам о невротике Менинге и двоечнике Сноудене. Ведь и Ассанж оказался насильником по словам двух шведских феминисток, когда это потребовалось американским спецслужбам.

      Dzēst
    4. пол Меннинг сменил реально

      Dzēst
  2. Вот цитата из "Принципов экономической науки" Альфреда Маршалла, которую я использовал еще в 2015 году и которая может служить дополнением к высказанной мною мысли:

    ... современные методы торговли включают в себя вошедшие в привычку принципы доверия, с одной стороны, а с другой способность противостоять искушению обманывать, способность, не свойственную отсталым народам. Примеры простодушной правдивости и честности отдельных лиц встречаются при всех социальных условиях, но те, кто пытался создавать хозяйственные предприятия современного типа в отсталой стране, обнаруживали, что они вряд ли могут полагаться на туземное население при подборе людей на посты, требующие доверия. Возникает значительно большая необходимость в импорте работников для таких работ, которые требуют высоких моральных качеств, чем для работ, требующих высокой квалификации и умственных способностей. Обман и мошенничество в торговле были в средние века столь широко распространены, что просто поражаешься, какие трудности в те времена порождала безнаказанная преступность.

    AtbildētDzēst
  3. ваши посты часто провоцируют на мыслительную деятельность.
    "Нетупость" россиян имеет 3 составляющих:
    1. Правовой нигилизм. Если человек живет в стране где законы пишет Царь-самодур или в лучшем случае пишет правительство, а парламент принимает не читая, то человек к ним серьезно не относится.
    И еще другие отношения с государством. Если человек знает что его в любой момент могут осудить за что угодно, он думает что лучше закон нарушить чем осудят не за что :)
    Любимый режиссер нашего президента :) еще и автор сценария фильма "Лицо со шрамом" (нового) где человек с Кубы попав в США делает головокружительную криминалную карьеру. На Кубе государство следило за гражданами много больше. Поэтому США для него курорт.
    2. "Голь на выдумку хитра". Люди много чего умеют потому что жили в обществе где сами делали то что в "цивилизованных странах" делают профессионалы за деньги. Моя мать неплохо шьет потому что сама себе шила и перешивала одежды. Купить себе новую какую хотела она ведь не могла. Многие умеют у нас машины ремонтировать. А в Америке не так много.
    3. Эрудированность. У нас ценится "общая образованность". Обычный россиянин много чего слышал и знает чего обычный американец не знает. Правда кроме того что россиянин хорошо разгадывает кроссворды никакой пользы от этих знания как правило нет.
    И еще знания наравномерные. Люди знают книги и фильмы которые издавались и показывались в СССР. А другие нет.
    Меня один мой индийский френд удивил тем что не знает кто такие Эдмон Дантес и Джон Сильвер. Но он знает индийскую классическую поэзию. А мифология там знаут кажется все

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Умение делать все тоже нельзя считать достоинством. Когда-то советские инженеры рассказывали, как "тупые" американцы, вместо того, чтобы искать поломку, просто меняли в аппаратуре блоки целиком. Но, ведь, так намного эффективней, чем часами ковыряться в микросхемах.
      Когда речь идет о "тупых" американцах, то речь, конечно, не только о соблюдении этических норм, но и законопослушности. Все это можно довольно долго безнаказанно нарушать. Поэтому может возникнуть ощущение, что остальные слишком тупы, чтобы это делать. И, конечно, опыт жизни в России (СССР) сказывается. Но это не могло продолжаться бесконечно.

      Dzēst
  4. "хочу остановиться на экономическом эффекте таких общественных отношений"

    У Фукуямы есть книжка под названием "Доверие", целиком посвященная развитию этой темы. Мне она показалась очень интересной и важной!

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Что касается Фукуямы, то во время презентации я спросил у профессора Снайдера, что он думает по поводу влияния "Конца истории" Фукуямы на текущую ситуацию. Он ответил, что идея конца историии парализовала либеральное движение, внушив ему чувство ложной безопасности. Пока либералы почивали на лаврах, диктаторы всех мастей прибирали по всему миру власть в свои руки. Профессор Снайдер озвучил мои мысли. Возможно, что и моя легкомысленность в 90-е годы была обусловлена идеей конца истории.

      Dzēst