2018. gada 29. apr.

О противоречиях экономической науки

После кризиса 2008 года отношение к экономической науке сильно изменилось и не в лучшую сторону. Тем не менее, сама экономическая наука пока что продолжает двигаться по накатанной колее. Для экономического анализа используются старые шаблоны мышления, усвоенные еще в прошлом веке.

Так, например, сегодня по-прежнему увеличение доли работающих женщин считается положительным фактором, несмотря на то, что выход женщин на работу обусловлен не столько эмансипацией, сколько общим снижением семейных доходов. Мужчины уже не в состоянии самостоятельно обеспечить семью. В связи с этим борьба за равную оплату труда для мужчин и женщин выглядит по-другому. Ведь уравнение доходов может происходить как путем увеличения оплаты труда женщин, так и путем снижения оплаты труда мужчин. А это, в свою очередь, уменьшает возможность для женщин оставаться дома и заниматься воспитанием детей. То есть в этом случае работающие женщины противостоят не столько работающим мужчинам, сколько неработающим женщинам. Таким образом, воспитание детей косвенным образом признается общественно менее полезным трудом по сравнению с другими видами экономической деятельности. Речь в данном случае идет не об официальных заявлениях, а о сформировавшемся в западном обществе дискурсе.

Но у данного вида «оптимизации» есть вполне ощутимые социальные последствия, не уступающие по масштабам экологическим. Те же самые экономисты преподносят как факт «объективной реальности» увеличение доли пожилого населения в западных странах. Как и в первом случае, важно обратить внимание на саму формулировку проблемы. Если выход женщин на работу преподносился как проявление их эмансипации, снижение рождаемости трактуется как старение населения. Но, ведь, проблема не в том, что люди на Западе вдруг стали стареть быстрее, а в том, что перестали рожать детей. Нынешняя западная экономическая система исключила воспитание детей из модели общественного развития для повышения ее эффективности. Дети превратились в бесполезное хобби на периферии жизненных планов.

И вот спустя несколько десятков лет вдруг оказалось, что существующая экономическая система вдруг стала испытывать дефицит в рабочей силе. Заговорили о неизбежной иммиграции как единственном способе решения возникшей проблемы. Так называемые «экономисты» снова «смоделировали» решение в границах своего близорукого мировоззрения. Основатель Фрайбургской школы Вальтер Ойкен еще в середине прошлого века выступил с критикой такого подхода. Вот что он писал по поводу кейнсианства:

"С самого начала не позаботились об условиях стабильного порядка, чтобы тем самым профилактически предотвратить нестабильность, дали возможность делу идти своим чередом сначала к нестабильности, затем приняли ее как нечто данное и попытались с помощью запоздалого вмешательства в систему в целом залатать дыры и установить квазиравновесие. Это особенно характерно для политики обеспечения полной занятости."

То же самое можно сказать о проблеме «старения». Сначала путем «оптимизации» довели ситуацию до критического состояния, затем приняли это состояние как нечто данное и пытаются теперь залатать дыры с помощью иммиграции. Но ведь эти так нужные западной экономике трудовые ресурсы росли и воспитывались в обществах, где семье и детям по-прежнему уделяют большое внимание. Мы создали культуру, которая физически не в состоянии воспроизводится, и теперь вынуждены искать помощи у представителей культур, которые отличаются от западной не только отношением к семье. Ситуация, можно сказать, парадоксальная, если не назвать ее более подходящим словом – абсурдная.
 

21 komentārs:

  1. "воспитание детей косвенным образом признается общественно менее полезным трудом по сравнению с другими видами экономической деятельности"

    Каким уж косвенным - самым прямым :)

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Ну на словах, по крайней мере, никто в этом не признается.

      Dzēst
  2. ну если отрицать права человека как категорию, то может так и есть.
    Как говорится "прежде чем понять как жить, надо сначала понять зачем жить".
    Женщины отнимают у мужчин низкооплачиваемую работу. В условиях постоянного роста зарплат.
    Суперумный дядя Дональд (который Трамп) еще во время предвыборной компании говорил что надо повысить пошлины и тогда иностранная продукция станет дороже американской. Проблема в том что она и так дорогая. А американская еще дороже. И если повысить пошлины - подорожают обе. И те самые бедные, но настоящие WASP о которых он заботится смогут купить еще меньше. У нас в России так было с машинами. Но у нас рост доходов все погасил. Мы теперь не покупаем за 10 000 долларов 5-летние из Европы, а берем новые за 15 000 (у кого они есть конечно). А вот у них доходы рости не будут.

    AtbildētDzēst
  3. проблема Америки и еще больше Европы в больших зарплатах. Люди не хотят работать. Работу с большой зарплатой не найти. На низкооплачиваемую берут они не идут (туда зовут мигрантов), а пособие по безработице неплохое.
    У нас чем-то похоже. Полно рабочих мест которые по сути скрытое пособие по безработице (миллионы охранников например)

    AtbildētDzēst
  4. судить о женской занятости в европейских категориях вообще бесперспективно.
    Если в стране все плохо с правами женщин, то бывает что женщины работают, но не могут жить без мужчины. Вкалывает она на ткацкой фабрике. Получает зарплату. Но живет с отцом, пока он ее замуж не выдаст. Потом будет жить с мужем. Без отца или мужа она пропадет. Если у тебя 5 дочерей ты можешь не работать :) Пусть они работают. Будешь замуж выдавать еще и калым жених за них заплатит.

    AtbildētDzēst
  5. если запретить женщинам работать, то появится теневая их занятость. С еще меньшими ставками. И что делать?
    Мужская общественность будет на работодателей в полицию жаловаться? Так работодатели подкупят полицию. Если политики и госаппарат не защищают права женщин, кто сказал что они будут защищать бедных мужчин.
    Это мы со Львом обсуждали в день после избрания Трампа. Если большие дяди отменят права женщин и людей других национальностей и вероисповелания, то кто гарантирует что они не введут имущественный ценз для избирателей?
    19 век, так 19-й

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. В данном случае я обратил внимание не столько на саму проблему, сколько на то, как она трактуется экономистами и показал, что с такой постановкой вопроса его не решить. Одно дело, когда мы говорим о проблеме старения населения, и совсем другое, когда речь идет о снижении рождаемости.
      Здесь речь не идет о правах женщин и уж тем более об их ограничении. Речь идет о признании важности социальной роли жены и матери.

      Dzēst
  6. Я думаю, рано или поздно человечество признает, что женщинам за их больший, по сравнению с мужчинами, вклад в производство потомства надо платить - так же, как мы платим людям за производство других общественно-полезных продуктов. Пока же ситуация такова, что женщины вынуждены либо выбирать между материнством и карьерой (и это выбор, который не стоит ни перед одним мужчиной), либо подвергать себя двойной нагрузке. При этом большинство мужчин уверены, что они вкладывают столько же труда в выращивание детей, что и женщины :)

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Тысячелетиями система так называемого социального страхования реализовывалась через институт семьи. Родители заботились о детях, а дети - о пожилых родителях. Кроме того, через институт семьи осуществлялся генетический отбор. Мужчины женились на женщинах, которые им нравились и заботились о детях, которых она ему родила. То есть у любви было вполне утилитарное предназначение. Вопрос: если женщины будут обеспечиваться государством, как это отразится на генетическом отборе? Это не означает, что он ухудшиться, потому что сегодня для женщины главное в мужчине - способность обеспечить семью.

      Dzēst
  7. не похоже, что на биологический отбор можно полагаться - уж больно он медленный. Вот, вроде, по той же логике, женщины предпочитают мужчин, готовых вкладываться в заботу о потомстве, и мы должны бы уже увидеть какие-то результаты этого отбора - ан нет, и сегодня полно брошенных матерей-одиночек :(

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Матери-одиночки как раз являются результатом социальных изменений, а не биологических. Мужчины уже не несут за свои поступки ту моральную ответственность, которую на них возлагало общество раньше. Ведь у католиков вообще не признавались разводы. Под генетическим отбором я имел в виду те качества, которые трудно вербализировать. Ведь мужчины и женщины нравятся друг другу не благодаря своим социальным качествам. Вообще, это очень сложный вопрос и проблемы, о которых я здесь писал, показывают, насколько примитивно и поверхностно сегодня к ним относятся. Институт семьи был разрушен без понимания той роли, которую он выполнял в обществе.

      Dzēst
    2. семья это не муж, жена и дети.
      Институт семьи был разрушен когда пришел городской образ жизни где дети не производственная сила как в селе, а расходная статья бюджета.
      Отсутствие семейной защиты (кровной мести) как основной гарантии выживания человека тоже сыграло огромную роль в разрушении.
      Если чем больше семья, тем она авторитетнее (потому что много войнов) то это хорлший стимул рождать детей в семьях которые ручным тркдом не занимаются.

      Dzēst
    3. вам обоим пишу.
      Вот из-за этого поста я вспомнил британский фильм 1965 года "Дорогая" (Darling).
      Поискал в ЖЖ посты про него. Такого поста чтобы прям его разобрали не нашел.
      Вы наверняка его видели. Там женщина у которой есть все права, но она не знает чего хочет и все ищет мужчину который ее бы "продвинул". Только не знает куда именно он ее должен продвинуть :)

      Dzēst
  8. европейский консерватизм исходит из химер 19 века.
    Консервативная "патриархальность" это мечта о мире где хорошо богатым мужчинам, богатым женщинам-наследницам и содержанкам.
    Реальный патриархат это когда женщина вообще не объект права.
    Если ее муж умер, нет второго брака с посторонним и нет наследства. Она живет в семье мужа. Уйти не может. Какой-нибудь родственник мужа (поавторитетнее) может взять ее в жены. Женщина стремится как модно раньше родить сына, чтобы когда муж умрет сын был уже взрослый. Тогда он ее может защитить от родственников умершего мужа.
    А если в семье убили всех взрослых мужчин, то семьи больше нет...

    AtbildētDzēst
  9. в любой стране где доля работающих по найму мужчин и женщин более 50 % (в Европе везде так) запрет на работу женщин приведет в тому что упадет число работающих вообще.
    Зарплата от этого возможно вырастет. Но по отраслям будет дефицит кадров. Экономика впадет в рецессию ("в моем доме попрошу не выражаться" :) )

    AtbildētDzēst
  10. есть такая идеология. Называется кажется провитализм.
    В современной российской концепции истории это популярно.
    Типа если в одной стране миллион абортов в год, а в другой абортов нем, но 100 000 недостойных граждан убивают - то вторая лучше.
    Сокращение населения за годы "демократии" противопоставляемое его росту в 20-е - 30-е основной аргумент в том что тоталитарное государство спасало русских от катастрофы :)

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Я опять хочу повторить, что о никаком запрете на работу речь не идет. О патриархальных традициях тоже. Речь идет о том, что современная модель развития ведет к самоуничтожению, но это не означает, что выход - воспроизведение прошлой модели с фотографической точностью.
      По поводу роста рождаемости в 20-30-е годы. Причины многих явлений лежат не в одной временной плоскости с его следствиями. Я считаю, что падение рождаемости в послевоенный период связано с тем, что к людям стали относится как к расходному материалу. Если руководствоваться принципом "бабы еще нарожают", бабы рожать перестают. Потому что бабы - это не свиноматки, а люди.

      Dzēst
    2. никакого роста рождаемосто в 20-е - 30-е не было. Просто не было такого падения как в 90-е. И это несмотря на голод в селе. Все потому что как я говорил дети в селе статья дохода а не расхода.
      В 90-е те кто вел городской образ жизни рожать перестали. В конце 80-х они надеялись что скоро будет хорошо (талоны отменят), после начала реформ надеятся перестали

      Dzēst
  11. с дзнем рождения ясновельможный пан :)
    Как говорится сначала 50, потом закусить и еще 50. Потом еще 50, еще...

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Спасибо, но не надо так пугать. Как говорится в старом анекдоте, я столько не выпью. :) И у меня к жизни уже 5 лет другой математический подход. Тогда я был уверен, что не дотяну до 45, а мне уже 50. Жизнь как бонус воспринимается совсем по-другому.

      Dzēst
    2. сверхурочные :)

      Dzēst