2020. gada 7. jūn.

1979 (3) (продолжение)

Начало


На примере "Расписания..." были продемонстрированы новые грани противостояния "физиков и "лириков". В рассмотренной перспективе борьба КГБ с диссидентами выглядит как одна из таких граней. Парадокс в том, что Андрей Сахаров и Борис Немцов оказались на стороне "лириков". Главной причиной такой "рокировки" стало разочарование в возможности решать социальные проблемы естественнонаучными методами. Социализм как раз являлся таким методом.

"Не случайно первая современная концепция централизованного управления экономикой разработана в тогдашнем центре технических исследований, а именно в парижской Политехнической школе в первой трети XIX в., благодаря усилиям Сен-Симона, Конта и сенсимонистов. Почему общество нельзя конструировать как машину? Почему также нельзя регулировать экономику страны централизованно точно так, как это делается при распределении электроэнергии в большом контроллере? Такая позиция близка специалистам с техническим образованием."

"Технизация этатистского руководства, контроль над экономикой, а также технизация самого анализа экономических явлений: именно это ордолибералы называют «вечным сен-симонизмом», а Сен-Симон порождает характерное для либерального искусства управлять головокружение, заставляющее подыскивать для общества схемы рациональности, присущие природе, принцип ограничения, принцип организации, который в конечном итоге привел к нацизму."

То есть, рано или поздно, естественнонаучный подход при построении общественных институтов приводит его апологетов к идее Освенцима или ГУЛага. Теперь пересмотрите эпизоды "Расписания...", где собранные в одном месте физики-вундеркинды глумятся над поэзией и литературой, а затем представьте, какое общество они будут строить через 20 лет.

Но естественнонаучный метод оказался смертельно опасен не только в социальной сфере. Чернобыльская авария доказала, что он уже не годится и для самих естественных наук.

В фильмах конца 70-х отразились последствия победы "физиков" над "лириками". Их герои демонстрируют "сложность" характеров, больше похожую на поведение курицы с отрубленной головой. Избавившись от условностей "буржуазной морали", освободившись от "эфемерной духовности", они оказались в плену животных инстинктов и разъедающего цинизма.

Эталоном героя нового типа стал Зилов из "Утиной охоты" Вампилова, написанной в 1968 году и экранизированной в 79-м Мельниковым. В фильме Анатолия Эфроса по сценарию Андрея Битова "В четверг и больше никогда" (1978) еще один герой Даля идет дорогой саморазрушения, проторенной Зиловым.

- Косулю почти ручную убили. И шашлык сделали. И гости, и меня никто не хотел расстраивать. Вот и ели все.
- Да что ты, ей богу.
- Она у меня полгода жила. Я на шкуре свой шов видела. И ты ее убил. Судить тебя надо.
- Ну, это уж слишком...

- Что ты хочешь от меня, чтобы я женился на ней? Ну ты же сама говоришь, что я не люблю ее.
- В наше время этого было достаточно, чтобы жениться.
- В наше время, в наше время... Целый век ушел на доказательство того, что жениться можно только по любви.
- Вот вы и разучились любить, а научились доказывать.


В экранизации Инессой Селезневой повести Марии Прилежаевой "Осенняя история" (1979) главная героиня тоже одевается по дореволюционной моде. И ценности, которые она пытается привить ученикам, тоже дореволюционные. По большому счету, это все тот же "Расписание на послезавтра", только уже в условиях обычной школы. Здесь мы видим, что проблема не в физике, не в узкой специализации школы и не в одаренности учеников.

Продолжение

3 komentāri:

  1. я как то слышал по телевизору интервью важного дяденьки по ракетам. Только там было не про ракеты, а про историю ракетостроения.
    И подумал как хорошо что есть военные и политики. А эти дяденьки сами решений не принимают.

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. У меня возникают похожие мысли. Но самое страшное заключается в том, что они даже не догадываются, насколько мало они понимают.

      Dzēst
    2. в своих закрытых городах, в НИИ и КБ они войну представляют как игру в солдатики.
      Обычного человека уже на видят

      Dzēst