2020. gada 2. jūn.

1979 (3)


Пять лет назад, 2 июня 2015 года я опубликовал обзор фильмов, снятых в 1979 году. Через два с половиной года добавил еще несколько фильмов с тем же годом выпуска. Пятилетний юбилей - хороший повод завершить начатое дело, собрав оставшиеся фильмы, не упомянутые в двух предыдущих обзорах.

При подборке фильмов на Кинопоиске возникла проблема с определением года создания фильма. Так, например, фильм "Расписание на послезавтра", годом создания которого еще недавно считался 1978, вдруг оказался в списке фильмов, снятых в 1979 году. При более детальном изучении истории создания "Сталкера" оказалось, что снимали его в 77-78 годах. То есть одновременно с экранизацией Михалковым пьесы Володина "Пять вечеров", которая попала в обзор только в связи с другим фильмом, снятым по сценарию этого автора в 1979 году - "Осенним марафоном".

В обзоре, посвященном фильмам, снятым в 1965 году, я писал, почему так важна точность в этом деле. Режиссер является сверхчувствительным прибором, реагирующим на любые изменения в общественном настроении. Неверно указанный год создания лишает возможности правильно прочитать и понять знаки, оставленные режиссером в фильме. Но если разница в настроениях, царивших в 65-м и 66-м году, огромная, 78-ой и 79-ый мало чем отличаются. Поэтому для полноты картины я решил объединить эти даты. Кроме того, добавил последний фильм с участием Олега Даля "Незваный друг", снятый в 1980 году. В 78-80 годах этот талантливый актер снялся в нескольких знаковых картинах, ставших портретом эпохи.

Первая часть обзора, написанная пять лет назад, была посвящена фильмам о тех, кто не смог вписаться в реальность "развитого социализма". Это Бузыкин в "Осеннем марафоне", Зилов из "Отпуска в сентябре", все три героя "Сталкера" и "Тот самый Мюнхгаузен". К этой компании можно добавить героя Любшина из "Темы" и Миронова из "Фантазий Фарятьева", упомянутых во второй части. Дальнейшее знакомство с кинематографом того времени увенчалось еще несколькими ценными находками, не уступающими упомянутым выше картинам.


"Утренний обход", режиссер Аида Манасарова, автор сценария Анатолий Гребнев. Фамилия режиссера вряд ли кому-либо что-либо скажет, а вот имя автора сценария знакомо многим благодаря фильму Хуциева "Июльский дождь" (1966). Герой Мягкова - еще один "шестидесятник", пытающийся сохранить верность принципам в условиях семидесятых. Написал "верность принципам" и подумал, что по сути в его поступках нет ничего такого, чего нельзя объяснить обыкновенной порядочностью. Просто на общем фоне его поведение начинает казаться отклонением от нормы. Аморальность стала новой нормой. Как говорила Фаина Раневская, "Бог мой, как я стара - я еще помню порядочных людей!". Черта, отличающая героя Мягкова от большинства упомянутых выше - его несгибаемость под оказываемым на него давлением. Хотя, когда доходит до открытого противостояния главврачу, вместо четкой формулировки своей позиции он начинает просто валять дурака. Похоже, что, только "прикинувшись ветошью", он может сохранить статус кво и самоуважение. Хотя, трудно заподозрить в самоуважении сорокалетнего мужчину, ведущего себя как шестилетний ребенок. Тем не менее, в рейтинге киногероев 1979 года он идет сразу за Сталкером и бароном Мюнхгаузеном.

Интересно сравнить двух врачей, сыгранных Мягковым в "Иронии судьбы" и "Утреннем обходе". Можно ли сказать, что, в принципе, это один и тот же человек? И если нет, то чем они отличаются?


Следующим по списку будет фильм Леонида Марягина "Незваный друг", снятый в 1980 году. Это право он заслужил благодаря герою Олега Даля, который также остался верен себе. Но фильм не только о том, как бескомпромиссный ученый идет к своей мечте, но и о том, как ему в этом помогают те, кто шел на компромиссы, приспосабливался и ловчил. Еще в 2014 году я писал о фильме Шепитько "Ты и я" (1971): "Коллеги героев мелькают в эпизодах как персонажи театра теней. Нет здесь ни агатовых, ни денисовых, ни шаповаловых." В фильме Марягина условный Шаповалов в исполнении Табакова не только снова появляется в кадре, но и превращается в благодетеля, без которого герою Даля никак не обойтись. Но это уже история 80-х.

Мы же вернемся в семидесятые, к фильму "Расписание на послезавтра", снятого Игорем Добролюбовым. Одним из примечательных пунктов его биографии является эпизодическая роль, сыгранная им в "Девять дней одного года" (1962). "Расписание на послезавтра" - попытка войти второй раз в ту же самую реку. И уже хотя бы за это ему можно быть благодарным, потому что ни в каком другом фильме нельзя так ясно увидеть, как много утекло воды за прошедшие 20 лет. Я только вчера собрался с духом и посмотрел его от начала до конца. Раньше мне на это не хватало терпения - фильм снят просто вызывающе бездарно. Режиссеру не хватает элементарных знаний, от построения композиции кадра до монтажа эпизодов фильма. Тем не менее, можно попробовать, стиснув зубы, понять замысел авторов, а также увидеть то, что они продемонстрировали на самом деле.
В фильме показана специализированная физико-математическая школа для одаренных детей. Ученики этой школы не только большую часть учебного времени тратят на естественные науки, но и открыто презирают гуманитарные предметы. Новый учитель литературы в исполнении Тереховой пытается доказать необходимость и значимость мира искусства, в том числе и для тех, кто решил посвятить свою жизнь физике. Так вкратце можно описать замысел авторов. Что же мне удалось увидеть в этом фильме?

Герой Евстигнеева в "Девять дней одного года" говорит о новом социальном статусе физиков во второй половине 20-го века:

- Мария Склодовская перетаскала своими руками 20 тонн урановой руды, а у нас один опыт делают 30 человек. И никто нас не ограничивает.

То есть, другими словами, они стали неотъемлемой частью так называемых силовых структур - армии и КГБ. При этом КГБ не только обеспечивал секретность проводимых учеными опытов, как это было показано в фильме Ромма, но и вносил свой вклад в советскую науку с помощью шпионажа.

- Ешьте ваш винегрет.

Силовые структуры в СССР считались элитой, имевшей доступ к дефицитным товарам. Для ученых-физиков строили специальные закрытые города, они работали в засекреченных институтах, "почтовых ящиках". Герой Баталова каждое утро ездит в институт на Волге, хотя пешком до него всего 15 минут ходьбы. Это весьма любопытный штрих к портрету Гусева, учитывая попытку авторов показать его абсолютно бескорыстным человеком, отказавшемся от предложенной квартиры в Москве. Его поведение в ресторане также показывает, что он не так прост, каким кажется. Он не стесняется манипулировать людьми, а иногда и приврать, если посчитает нужным. Для пользы дела, конечно. Честность у героев "Девяти дней..." вообще не в почете и вот почему:

- Прежде всего, ты идейно неустойчив. В былые времена любого твоего высказывания...
- Так в былые времена я помалкивал.


Общий круг общения с представителями спецслужб не мог не оставить след на мировоззрении Гусева и его коллег.

Каким же образом эти сюжетные линии из фильма Ромма отразились в "Расписании на послезавтра"? Я уже писал об открытом презрении учеников спецшколы к гуманитарным дисциплинам. Оправданием этому презрению якобы служит их бесполезность для научно-технического прогресса. Но, на самом деле, это отношение представителей высшего слоя общества к более низкому. Сегодня это отношение конвертировалось в презрение к "нищебродам". И демонстрируют его те же самые физики, "переквалифицировавшиеся в управдомы", то есть в олигархов. Далеко ходить за примерами не надо - фамилия Березовский говорит сама за себя. "Переквалификацию" они проходили вместе с другими представителями силовых структур. Поэтому их "успешность" в бизнесе - это результат не умственных способностей, а близких связей с КГБ.

Теперь снова вернемся к началу "Девяти дней...".

- А что стряслось с реактором?
- Уух! Новый строят!
- Да скажи же, наконец, что там было?!
- Ну было, было, было! Победителей не судят!


Вот что я написал об этом эпизоде в декабре 2013 года:"Фильм можно было бы назвать "Как закалялась ионизованная плазма". Гусев - Павел Корчагин ядерной физики, не кланяющийся нейтронам. Это механическое копирование старых эстетических штампов на новую реальность привело к самым тяжелым последствиям в истории кино - трагедии в Чернобыле. "Сталкер" стал новой ступенью осознания масштаба ядерных технологий. Куском арматуры в Писателя: "Я же говорил - здесь не место для прогулок!"."

Несмотря на то, что "Расписание на послезавтра" снимался одновременно со "Сталкером", он по-прежнему наследует традицию прославления пиротехнического героизма. Начинается и заканчивается фильм взрывами в лаборатории, которые воспринимаются учителями с тем же самым роммовским благодушием.

Продолжение

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru