2015. gada 18. nov.

Конспект

В "Занимательной истории экономических учений" обсуждалась проблема изучения наследия ученых-экономистов прошлого. С одной стороны, для чтения работ размером в несколько сотен страниц у студентов нет ни времени, ни сил. С другой стороны, трактовки их учений в учебниках бывают далеки от оригинала. Когда-то я уже описывал чтение таких интерпретаций как попытку смотреть на картину мира, созданную великим мыслителем, через замочную скважину мировосприятия какого-нибудь кандидата наук. Мне кажется, одним из способов решения этой проблемы могут быть конспекты работ великих мыслителей, содержащие прямые цитаты их многостраничных трудов. Любой сможет напрямую, без посредников ознакомиться с ключевыми идеями без каких-либо искажений, возникающих при ретрансляции. Здесь, правда, возникают другие трудности. а именно недостаток контекста, вырванность из структуры книги. Но в случае Вальтера Ойкена недостаток превращается в достоинство, ибо афористичность конспекта ломает уже ставшим ортодоксальным дедуктивное восприятие экономической науки.
"Именно так вырабатываются принципы. Они не выводятся дедуктивным методом из аксиом и, разумеется, не противопоставляются истории. Скорее они формулируются путем глубокого осмысления истории, в первую очередь экономической политики и опыта, накопленного при ее проведении."
Главная задача этого конспекта - попытаться деконструировать восприятие экономической науки как чисто дедуктивной дисциплины.
"«Научный метод имеет гораздо большее значение, чем какое-либо отдельно взятое открытие» (Кювье). Сказанное относится и к экономической науке. И в настоящей книге важнее, чем все детали, является метод, а именно мышление категориями экономической политики, в поддержку которого она выступает и которое позволяет сформулировать и решить проблему."


Вальтер Ойкен

Основные принципы экономической политики

Конспект


каждая отдельная мера экономической политики имеет различное значение в рамках различных экономических порядков.

Диспропорции между громадными достижениями естественных наук и техники, с одной стороны, и недостаточным порядком, с другой стороны, должны быть преодолены. В этом состоит большая задача для человеческого ума, к решению которой, однако, до сих пор еще не приступили. Более того, эта задача еще не стала очевидной для всех.

Вера в богов, исполинов и духов, которая раньше определяла отношение человека к природе и которую из этой сферы естественные науки вытеснили, обосновалась и распространила свое влияние в обществе и экономике. «Капитализм», «империализм», «марксизм» и т.д. воспринимаются ныне как исполинские фигуры или духи, которые управляют всей общественной жизнью и от которых зависит каждый отдельно взятый человек. Мифы вытесняют разум. Разного рода секуляризированные «целебные» учения сталкиваются между собой. Борьба «социализма» против «капитализма» стала, по существу, борьбой вероучений.

Тот, кто свободно конструирует модели и не ищет формы в действительности, занимается игрой, и не более того.

Ведь в большинстве случаев нынче задается такой вопрос: куда заводит вынужденное историческое развитие экономическую политику? Тот, кто ставит вопрос так, предполагает, что история, а также экономическая политика развиваются в принудительном порядке.

В чем состояла экономическая политика laissez-faire? В большинстве случаев ответ гласит: это был период "независимой от государства экономики". Беглое ознакомление с исторической действительностью могло бы показать, что ответ неверен. Именно в это время государство создало отличающиеся строгостью право собственности, договорное право, совокупность правовых норм, касающихся товариществ, компаний и объединений, патентное право и т.д. Каждое предприятие и домашнее хозяйство каждый день функционировало в рамках подобных установленных государством правовых норм независимо от того, продавали они или покупали, брали кредит или совершали иные экономические действия. Как же можно в этом случае говорить о "независимой от государства экономике"?

либеральная экономическая политика XIX и начала XX в. оказалась в плену противоречий: она обеспечила свободу борьбе монополий и тем самым способствовала тому, чтобы оттеснить на задний план добросовестную конкуренцию, к которой сама и стремилась.

Маркс перенес центр тяжести необходимой самой по себе критики не туда, куда следовало бы. Решающим было не то обстоятельство, что машина не принадлежит рабочему, а то, что покупатели труда, которым принадлежали машины, предъявляли спрос в рамках монополистических форм рынка.

Маркс, проводя анализ, допускает промах в решающем пункте своей системы, а именно тогда, когда он проигнорировал формы рынка.

Идея правового государства как противовеса государству принуждения существует давно.

правовое государство может быть реализовано в полном объеме только там, где наряду с его государственно-правовым порядком претворен в жизнь «адекватный» экономический порядок.

Оказалось, что обеспечение свободы может стать угрозой для этой свободы, если она делает возможным формирование частной власти, что свобода разбудила колоссальные силы, которые, однако, могут оказывать разрушающее влияние на свободу.

При исследовании экономической действительности наука не может достичь своей цели ни с помощью сконструированных а priori моделей, ни с помощью таких неточных глобальных понятий, как «капитализм» или «социализм».

в рамках экономического порядка, присущего централизованно управляемому хозяйству, создаются (или им отдается предпочтение) особо крупные производственные единицы, которые в иных условиях, возможно, никогда бы не возникли в стране. Именно так было в Германии.

величина значимости капиталовложений зависит от их равновесия, иными словами, от сложившихся в них пропорций.

Фактически же цель регулирования экономического процесса в условиях централизованно управляемого хозяйства состоит в том, чтобы достичь максимально высокого уровня капиталовложений.

В централизованно управляемой экономике исчезает не только влияние потребителей на экономический процесс, но и самостоятельность, а также регулирующая функция торговли. Концерны и синдикаты и в этом отношении подготовили соответствующую почву.

Экономические властные структуры частной и публично-правовой формы врастали друг в друга.

Поскольку монополии, частичные монополии или олигополии доминируют на рынках стран, постольку внешняя торговля зависит от рыночной стратегии этих продавцов или покупателей.

Тот, кто оставляет процесс регулирования за ценовым механизмом, ликвидирует централизованно управляемую экономику. И, наконец, тот, кто перекладывает регулирование на централизованно управляемую экономику, лишает цены их регулирующей функции.

неравновесие производственного процесса в стране с централизованно управляемой экономикой через внешнюю торговлю переносится в страны с системами регулирования рыночного типа и препятствует там системам регулирования устанавливать равновесие.

Для экономической политики стран с рыночным хозяйством возникает задача своего рода ограждения от неравновесного протекания экономических процессов в других странах, которые присущи централизованно управляемой экономике. Эту защиту не следует путать с «протекционизмом».

строительство автомобильных дорог имеет мало смысла, если при этом отстает снабжение автомашинами и бензином

Политика laissez-faire, как оказалось, не способствовала становлению экономических порядков, адекватных правовому государству, именно потому, что при такой экономической политике могут возникать неконтролируемые монополии или частичные монополии. Если в XIX в. в значительной мере и удавалось защитить отдельно взятого человека от произвола государства, то воспрепятствовать вмешательству других частных структур в сферу свобод отдельного индивида все же не удалось.

дополнительная проверка подчинения закону органов управления и централизованное регулирование экономического процесса несовместимы по объективным причинам. Однако такой контроль органов управления, осуществляемый судами, именно в XX в. стал необходимым инструментом правового государства. Там, где его не было, правовое государство переставало существовать.

Если политика централизованного управления экономическим процессом проводится последовательно, то государство теряет характер правового. И наоборот, если к реализации принципов правового государства подходят совершенно серьезно, то политика централизованного управления экономическим процессом не может осуществляться со всей последовательностью. Но ведь без формирования правового государства нет свободы личности.

Как должен регулироваться экономический процесс, если громадный производственный аппарат современной экономики перейдет в коллективную собственность? Каково будет место рабочих в новой системе регулирования? По-видимому, Маркс считает, что при коллективной собственности регулирование экономики станет осуществляться само собой. То, что он вообще не видел этого решающего вопроса, имело серьезные практические последствия повсюду, где его мышление приобрело влияние.

Что принадлежит всем, не принадлежит никому или скорее немногим, осуществляющим право собственности от имени «всех». Чем масштабнее конкретные отношения, тем острее необходимость единообразной концентрации полномочий по распоряжению... «коллективная собственность делает возможным существенно более высокие степени и более острые формы социального неравенства по сравнению с частной собственностью» (А.Рюстов).

коллективная собственность становится весьма подходящим орудием для того, чтобы препятствовать появлению оппозиции, то есть нового руководящего слоя. Из слоя сельских хозяев, промышленников, торговцев и т.д. в том случае, если они сами владеют предприятиями, могла бы без труда вырасти оппозиция новому руководящему слою. Ликвидация частных предприятий означает устранение этой опасности. Стоит только вспомнить о борьбе против кулачества в России.

наличие полной занятости вовсе не говорит о решении в достаточной степени вопроса экономического порядка.

Сторонники политики обеспечения полной занятости рассматривают инвестиции, на сохранение или увеличение которых как раз и направлена их политика, односторонне и зачастую исключительно в их совокупном объеме. При этом не обращают внимания на значительные трудности, связанные с распределением инвестиций в правильных пропорциях между различными сферами, проблему просто не видят или едва замечают.

Все эксперименты политики обеспечения полной занятости страдают одним недугом, а именно тем, что они не направлены на создание достаточного механизма регулирования, они препятствуют этому. По этой причине им не удается рационально согласовывать инвестиции между собой.

Не случайно первая современная концепция централизованного управления экономикой разработана в тогдашнем центре технических исследований, а именно в парижской Политехнической школе в первой трети XIX в., благодаря усилиям Сен-Симона, Конта и сенсимонистов. Почему общество нельзя конструировать как машину? Почему также нельзя регулировать экономику страны централизованно точно так, как это делается при распределении электроэнергии в большом контроллере? Такая позиция близка специалистам с техническим образованием. До самого последнего времени они принимали определяющее участие в проведении экспериментов централизованного управления экономическим процессом.

Я нисколько не преувеличиваю, когда заявляю, что полное понимание проблемы уже означает решение значительной части ее.

Экономический расчет, осуществляемый задним числом, является необходимой основой разработки новых планов. Только постоянная взаимоувязка расчета задним числом и расчета, осуществляемого заранее, позволяет постепенно приблизиться к оптимальному обеспечению благами... Там, где отсутствует достаточный экономический расчет задним числом, как это имеет место в централизованно управляемой экономике, отсутствует и инструмент экономического регулирования, что постоянно находит отражение в ошибочных решениях и в неудовлетворительном обеспечении средствами производства или потребительскими товарами.

Широко распространенная точка зрения, по которой понятие равновесия сформулировано естественными науками и, следовательно, не относится к общественным наукам, ошибочна.

представление о необходимом «покрытии» импорта не выдерживает критики. Никто за границей не отдаст свой товар, не получив платежа или обещания произвести платеж... в страну может ввозиться столько, сколько из нее вывозится. Платежный баланс всегда оказывается выровненным. Поэтому нет необходимости в контролирующих органах, которые следили бы за тем, чтобы не ввозилось больше того, что вывозится.

каждому экономическому порядку соответствует определенный денежный порядок.

Экономическая политика должна была быть направлена в первую очередь не против злоупотреблений существующих властных структур, а непосредственно против возникновения таковых вообще.

без свободы, без спонтанной самостоятельности человек не является «человеком»... Ведь только перед свободно желающим и свободно действующим человеком стоит проблема принятия решения, и действительно только он может осуществлять выбор. «Метафизической помехой любой морали является отказ от свободы» (Кант).

люди даже потеряли ощущение того, что, собственно, есть свобода. Они не умеют определить ее ценность, подобно тому, как человек вообще не умеет определять ценность необходимого до тех пор, пока он владеет им как чем-то самим собой разумеющимся.

экономический порядок представляет собой совокупность форм, в которых in concretо осуществляется регулирование повседневного экономического процесса.

существует не односторонняя зависимость всех прочих порядков от экономического порядка, а взаимозависимость, «интердепенденция порядков»

Мало смысла говорить в неопределенной форме о том, что политика определяет экономику, на что другие возражают, утверждая, что экономика определяет политику. Необходимо точное знание форм порядка и существующих между ними взаимосвязей.

Возникает новый тип человека, который представляет собой обезличенного, зависящего от государства индивида. Постепенно вся жизнь подвергается огосударствлению.

«По мере увеличения средств и расширения сферы деятельности государства возрастает опасность доктрины, согласно которой государство должно обходиться без морали. Рискнув высказать пожелание стать мерой всех вещей и одновременно объявив о своем собственном аморальном характере, государство в меньшей степени, чем когда бы то ни было, имеет право на духовное руководство народом. Государство, которое домогается установления для себя права на освобождение от этических обязательств, объявляет сферу своей деятельности убежищем низости и, подобно центру гравитации, притягивает вечно неизменную злобу людей». Н u i z i n g a. «Wenn die Waffen schweigen», 1945, S. 186

laissez-faire очень часто ведет скорее к совсем иным формам рынка, а вовсе не к полной конкуренции.

Еще широко распространены иллюзии по поводу того, что централизованное регулирование якобы «социально».

лишение прав на свободу ведет к самому плохому из всех возможных последствий: к «разложению человеческой субстанции» (Артур Кѐстлер).

люди, которые очень серьезно воспринимают свободу личности, порой стремятся к установлению таких экономических порядков, которые создают угрозу свободе.

«Если разрушается мышление, то разрушаются и порядки» (Конфуций)... Проблемы не видят, когда говорят о нестабильности капитализма. Но нестабильность порождается не мистическим капитализмом, а деградацией мышления категориями порядка. Ошибка заключается в следующем. С самого начала не позаботились об условиях стабильного порядка, чтобы тем самым профилактически предотвратить нестабильность, дали возможность делу идти своим чередом сначала к нестабильности, затем приняли ее как нечто данное и попытались с помощью запоздалого вмешательства в систему в целом залатать дыры и установить квазиравновесие. Это особенно характерно для политики обеспечения полной занятости.

Совокупный порядок должен быть таким, чтобы он давал людям возможность жить по этическим принципам.

Вдохновленные естественными науками, которые тогда отмечали один успех за другим, Сен-Симон и его ученики занимались поиском закона, управлявшего историческим процессом точно так же, как закон тяготения управляет природой.

Ухудшение положения, страдания, преступления и неудачи, за которые должен нести ответственность руководящий слой, оправдываются ссылкой на то, что они необходимы в неизбежном историческом процессе. В этом отношении эта идея является полезной опорой всякой безнравственности.

в тезисе о неизбежности развития заключено в самом общем виде отрицание свободы.

Определенное представление о неизбежности развития превратилось в догмат веры современного человека.

мы здесь постоянно сталкиваемся с гипостазированием. Какое-либо свойство или абстракцию делают самостоятельной сущностью или личностью, которая действует, растет, стареет, умирает.

метафизика проявляла большую осторожность, когда она оперировала такими понятиями, как natura naturans, субстанция или мировой разум. Позитивизм в своих описаниях не преодолевает метафизику тем, что описывает факты, а, напротив, возвращается к отображению мифических величин и их развития. «Человечество», «капитализм» или «капиталистический способ производства» рассматриваются и описываются в качестве демиурга, фабричного мастера, творца истории и тем самым экономической политики или в качестве их создателя.

В дальнейшем отдельно взятого человека больше не обнаруживается, поскольку раньше его вывели за рамки этой картины. Так привыкают к тому, чтобы в истории понимать только общий процесс становления.

Начиная с Конта, сенсимонистов, Маркса и кончая нынешними учениками последнего, предпринимаются попытки по сегодняшнему развитию предугадать будущее.

Ученые-историки могут распознать существенные тенденции времени и предупреждать об опасностях будущего. Но это вовсе не означает создавать прогнозы, исходя из так называемых законов развития.

Мнения людей, их духовная позиция являются для ориентации экономической политики во много раз важнее, чем сами экономические факты.

Отрицание столь большого влияния идей напоминает нам о словах Й.Х. Мерка: «У нас так же мало думают о влиянии интеллектуалов, как крестьянин задумывается о наличии воздуха, когда нет ветра».

как раз подражая определенным естественным наукам, прежде всего физике, не замечают решающие факты истории, а именно воздействие человеческого мышления на историческое становление.

«Тенденция» не исключает свободы принятия решений, но ограничивает ее. Однако тот факт, что определенные формы экономического порядка порождают определенные, научно познаваемые тенденции их перехода в другие формы экономического порядка, имеет исключительно важное значение.

История, а следовательно, и экономическая политика состоит из поступков людей. Ее нельзя воспринимать односторонне в качестве «процесса»

Создавать соотношения условий или экономические порядки, которые не приводят в действие нежелательные роковые тенденции экономической политики, — это и есть, следовательно, центральная задача экономической политики.

монополии в состоянии приобрести влияние на законодательство, а созданное ими право определения общих условий сделок начинает вытеснять из этой области право, установленное государством.

Следует постоянно считаться с подобной градацией, с существованием трех ступеней: с прямым эффектом, с порождением тенденции развития в направлении к другому экономическому порядку и, наконец, с воздействием на другие порядки.

Существование общих взаимосвязей и взаимозависимостей экономического процесса и порядков позволяет оказывать исключительно сильное воздействие, исходящее из одной точки. Но тот, кто не учитывает эти общие взаимосвязи и взаимозависимости в экономической политике, играет с огнем и может, прибегая на первый взгляд к вполне безобидным мерам, вызвать взрыв, участники происходящего даже не заметят, кто был зачинщиком.

человек, добровольно сделав шаг, попадает в сеть, лишающую его свободы. «Первое — то выбор наш, рабы мы во втором» (Гѐте). В историческом процессе свобода и необходимость своеобразно переплетаются между собой.

Древняя мудрость, о которой мы говорили и которая выражает неизбежность судьбы, в плену которой человек оказывается по собственной вине, одновременно учит человека тому, как стать свободным. Свободным будет лишь тот, кто осознает необходимость, в тенета которой он попадает.

Не оставаясь более связанной формулой неизбежности исторического процесса, наука показывает те моменты, в которых экономическая политика обладает свободой, а также то, каким образом она может избежать нежелательных тенденций.

Здесь имеется в виду зависимость прикладной техники, а тем самым и размера производств от реализованных форм порядка.

Повсеместная и постоянная тяга к образованию монополий становилась тем эффективней, чем больше каждая отдельно взятая фирма утрачивала свои прежние монополистические или олигополистические позиции и вовлекалась в конкуренцию.

Факты разрушают старую историческую доктрину, по которой полная конкуренция обречена на исчезновение.

Ныне политико-экономические дискуссии, как правило, быстро заходят в тупик. Они оказываются в нем в результате противопоставления «централизованно регулируемой экономики» «свободной экономике».

Как правовое государство, так и конкурентный порядок должны создавать такие рамки, в которых свободная деятельность одного индивида ограничивается сферой свободы другого, в результате чего сферы свободы людей приводятся в состояние равновесия. И в самом деле, воля к установлению и поддержанию конкурентного порядка тесно связана с волей к свободе.

насколько неправильно было бы оставлять без должного внимания исторический момент с его особыми соотношениями властей и многочисленными факторами, не поддающимися учету, настолько же опасным явился бы отказ от принципиальных соображений и возврат к роковой ошибке прошлого с его пунктуально непринципиальной экономической политикой.

Именно так вырабатываются принципы. Они не выводятся дедуктивным методом из аксиом и, разумеется, не противопоставляются истории. Скорее они формулируются путем глубокого осмысления истории, в первую очередь экономической политики и опыта, накопленного при ее проведении.

существует две группы принципов, тесно соприкасающихся друг с другом: конституирующие и регулирующие. В первом случае речь идет об установлении конкурентного порядка, во втором — о том, чтобы поддерживать его в состоянии функционирования.

Нельзя проводить конъюнктурную политику, которая под давлением сиюминутных трудностей ограничивает или полностью парализует функционирование механизма цен с помощью таких мер, как валютный контроль, кредитная экспансия и т.п.

валютное конституирование, которое предоставляет свободу действий руководителям-проводникам денежной политики, оказывает им большее доверие, чем то, которое им вообще может быть оказано.

Когда позже Маркс выдвинул в адрес «капиталистической собственности на средства производства» в общем виде упрек в эксплуатации, то он упустил из виду то, чего как раз нельзя оставлять без внимания, а именно что частная собственность в зависимости от формы рынка каждый раз означает нечто совсем другое.

подобно тому как частная собственность на средства производства является предпосылкой конкурентного порядка, так и конкурентный порядок является предпосылкой тому, что частная собственность на средства производства не ведет к экономическим и социальным неурядицам.

Свобода заключения договоров не должна предоставляться для того, чтобы заключать договоры, которые ограничивают или ликвидируют свободу заключения договоров.

Тот, кто имеет доходы, должен нести и убытки.

По возможности универсальная значимость ответственности противодействует, таким образом, процессу концентрации. Ответственность способствует конституированию конкурентного порядка и недопущению возникновения чуждых системе форм рынка.

ограничения ответственности, например, в совокупности правовых норм, регламентирующих деятельность товариществ, компаний или объединений в условиях конкурентного порядка, допустимы лишь там, где инвестор не несет никакой или несет лишь ограниченную ответственность за ведение дел, скажем мелкий акционер или коммандитист. Если же в концерне ответственность несет одно зависимое юридическое лицо, в то время как руководитель лишь принимает существенные решения, то подобное ограничение ответственности несовместимо с конкурентным порядком.

Метод отбора и контроля через ответственность был отодвинут на задний план без какой-либо замены. В итоге регулирование экономического процесса все больше переходило в руки слоя директоров и функционеров, которые не являлись собственниками и к тому же не контролировались центральными административными органами.

Нервозность и суетливость экономической политики, которые сегодня вынуждают нередко отвергать то, что имело силу вчера, создают большую неуверенность и вместе с искаженным соотношением цен препятствуют многим инвестициям. Отсутствует атмосфера доверия.

Неуверенность, порождаемая быстрыми изменениями экономической политики, дает толчок к тому, чтобы иметь долевое участие в фирмах других отраслей производства... Чем более неизменной становится экономическая политика, тем меньше стимул к концентрации.

современное государство не в силах осуществлять эффективный контроль над деятельностью монополий в том экономическом порядке, в котором большая часть промышленности монополизирована. Здесь слишком велико политическое влияние заинтересованных групп, а проблемы монополий слишком разнообразны.

Если рабочие участвуют в монопольной прибыли, то они заинтересованы в монополии и монополистической политике не в меньшей степени, чем сами предприниматели.

Вполне допустимы общие деловые обычаи, складывающиеся на рынках в процессе исполнения законов, но не условия заключения сделок, которые отклоняются от законодательного регулирования в ущерб одной из сторон в договоре.

чтобы сохранить функциональную способность конкурентного порядка, следует ограничивать прогрессию в налогообложении. Насколько необходима таковая с социальной точки зрения, настолько необходимо также и то, чтобы эта прогрессия не создавала угрозу капиталовложениям.

Американское антитрестовское законодательство также потерпело неудачу не из-за порочности законодательства как такового, а по той причине, что полностью отсутствовала дополняющая экономическая политика, а торговая и патентная политика, совокупность правовых норм, касающихся товариществ, компаний и объединений и т.д., создали условия, в которых монополии буйно разрастались.

Судебная практика зачастую является олицетворением экономической политики. Но экономическую политику нельзя успешно проводить в жизнь на основе принципов правовой догматики.

Раньше хозяйственную нужду рассматривали как веление судьбы, как Божье наказание, как следствие собственной вины или вины других людей. Сегодня эта ответственность переложена на государство. Причем это делается не отдельно взятым лицом, а массами и общественным мнением. Так идея, согласно которой государство должно гарантировать экономическую безопасность, стала большой исторической силой.

социальная политика представляет собой нечто совершенно иное, чем то, что прежде часто понималось под этим.

социальную политику не следует рассматривать как бесплатное приложение ко всей остальной экономической политике. Она должна быть, прежде всего, политикой экономического порядка.

Нет ничего, что не было бы важно в социальном плане. Нет никаких мер экономической политики, которые бы одновременно, пусть прямо или косвенно, не влекли за собой социальных последствий и не имели социального значения.

в экономической политике должны приобрести силу определенные простые принципы с тем, чтобы добиться реализации порядка.

созданные в соответствии с конституцией властные структуры, например парламент, низлагаются в пользу властных сил, которые стоят вне конституции и преследуют свой индивидуальный интерес. Начинает создаваться неофеодальная ситуация. На государственном уровне также возникают групповая анархия и плюрализм.

нынешняя феодальная система в деталях резко отличается от тогдашней. Прежде нередко весьма действенными были моральные обязательства преданности между королем и феодалами, хотя часто также пренебрегали ими. Сегодня отношение властных группировок к государству представляет собой в большинстве случаев самые настоящие игры во власть. Но при всех различиях ситуации тогда и сегодня, при всех различиях современной феодальной системы в Америке, Англии, Франции, Германии и в других странах явным остается одно: повсюду речь идет о подрыве авторитета государства частными силами, представляющими частные интересы.

Конкретная несправедливость уже не воспринимается как таковая. Она как бы приобретает абстрактный характер и может даже рядиться в тогу носителя высшего долга.

Первый принцип: политика государства должна быть нацелена на то, чтобы распустить экономические властные группировки или ограничить их функции. Любое укрепление властных группировок усиливает падение неофеодального авторитета государства.

Второй принцип: политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса.

Интердепенденция государственного и экономического порядков вынуждает браться за построение сразу обоих порядков. Это — решающий момент. Оба порядка являются лишь частями общего порядка, который предстоит построить. Без конкурентного порядка не может возникнуть государство, способное осуществлять деятельность, а без такового невозможен и конкурентный порядок

Люди являются носителями истории человечества. В решающей степени действия людей зависят от того, о чем они думают, чего хотят и во что верят. То, что только развитие техники или организация социальной и политической жизни определяют развитие истории вообще и истории нашей эпохи в частности, не соответствует действительности. Решающее влияние духовной позиции человека проявляется повсюду. Убеждения приобретают наибольшую силу тогда, когда они становятся привычкой, а люди одновременно не замечают, насколько их представления о Боге, мире, человеке, свободе и государстве определяют их образ действий. «Привычка делает невидимым то, на чем покоится наше существование» (Гегель).

Того, что в действительности наука находит необходимые реальные конструктивные взаимосвязи, которые должны учитываться практиками, — как раз этого позитивизм и не видит.

Современная историческая ситуация представляет собой странную картину: в области техники рациональность под влиянием науки продвинулась далеко вперед. Однако экономические порядки, в которых используется эта техника, либо оказываются буквально пронизанными бурно разраставшимися властными группировками, либо они являются экономическими порядками централизованно управляемой экономики, в которых также отсутствует рациональное регулирование экономического процесса.

В построении свободного и справедливого общества в полностью изменившемся мире — в поисках порядка, который сделает это возможным, — церковь смыкается с наукой.

Идеей политики laissez-faire неоднократно злоупотребляли заинтересованные лица, к примеру, предприниматели, которые в интересах своей свободы, а также якобы и в общих интересах выступали против политико-социальных мер государства.

индивидуальный интерес реализуется не только в экономическом процессе, но и в формировании позиции на рынке или в той форме, в которой находится домашнее хозяйство или предприятие.

в денежном и банковском аппарате в результате спонтанных действий индивидуальных хозяйств и, естественно, в результате реализации индивидуального интереса возникли формы, в рамках которых протекающий теперь повседневный экономический процесс больше не регулируется так, чтобы индивидуальный и общий интересы согласовывались между собой.

«невидимая рука» не просто так создает формы, в которых индивидуальный и общий интересы согласуются между собой.

Большая задача экономической политики состоит в том, чтобы направлять силы, возникающие из индивидуального интереса, в такое русло, чтобы это стимулировало общий интерес, чтобы осуществлялось рациональное координирование индивидуальных интересов.

Помочь расцвету спонтанных сил человека и одновременно позаботиться о том, чтобы они не были обращены против общего интереса, является целью, на которую ориентируется политика конкурентного порядка.

«Научный метод имеет гораздо большее значение, чем какое-либо отдельно взятое открытие» (Кювье). Сказанное относится и к экономической науке. И в настоящей книге важнее, чем все детали, является метод, а именно мышление категориями экономической политики, в поддержку которого она выступает и которое позволяет сформулировать и решить проблему.

PDF

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru