31 октября отмечали 500-летие начала Реформации. Еще в 90-е годы я прочитал «Этику протестантизма и дух капитализма» Макса Вебера и «О рабстве воли» Мартина Лютера. Два года назад сам написал статью «Мартин Лютер и Рене Декарт», где изложил свое понимание революционной сущности Реформации. Но ни теологические, ни метафизические, ни социологические аспекты учения Лютера не могли мне объяснить один факт его биографии:
В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора.
Каким образом его учение освободило его от монашеского обета безбрачия? Мало того, что он нарушил клятву сам, так еще и женился на женщине, которая давала такую же клятву. Каким образом этот поступок укладывается в нормы протестантской этики? Работа Макса Вебера «Этика протестантизма и дух капитализма» мне на многое открыла глаза, но этот вопрос по-прежнему остается без ответа. Лютер был отлучен от католической церкви, что юридически освобождало его от взятых на себя обязательств как католического священника. Но, ведь, обет он давал не церкви, а Господу. Я могу понять все обвинения, выдвинутые Лютером в адрес католической церкви, но ничего не могу вспомнить в связи с обетом безбрачия. Или, может быть, спасение верой означает, что твои поступки уже не играют той роли, как раньше? Главное – верить в то, что ты хороший, а не быть им.
Вот, что я недавно прочел в рецензии на фильм Карлоса Рейгадаса «Битва на небесах»:
Тяжело-однообразная грусть полковника, мучающая зрителя весь фильм - очаровательный военно-скрытный маневр при выполнении им сложной, но достойной настоящего мексиканца махинации - душевного слияния со своим оргазмом.
Похоже, что за 500 лет до мексиканского полковника такой же маневр совершил католический священник Мартин Лютер.
Последователей не пришлось долго ждать. Почти в те же годы Генрих VIII затеял развод со своей женой, так как Анна Болейн была готова с ним спать только после бракосочетания. Не получив согласия католической церкви, он объявил себя главой английской церкви и казнил Томаса Мора, отказавшегося его таковым признать. Мне кажется, что брак священника Мартина Лютера и монашки Катарины фон Бора он также не признал бы.
В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора.
Каким образом его учение освободило его от монашеского обета безбрачия? Мало того, что он нарушил клятву сам, так еще и женился на женщине, которая давала такую же клятву. Каким образом этот поступок укладывается в нормы протестантской этики? Работа Макса Вебера «Этика протестантизма и дух капитализма» мне на многое открыла глаза, но этот вопрос по-прежнему остается без ответа. Лютер был отлучен от католической церкви, что юридически освобождало его от взятых на себя обязательств как католического священника. Но, ведь, обет он давал не церкви, а Господу. Я могу понять все обвинения, выдвинутые Лютером в адрес католической церкви, но ничего не могу вспомнить в связи с обетом безбрачия. Или, может быть, спасение верой означает, что твои поступки уже не играют той роли, как раньше? Главное – верить в то, что ты хороший, а не быть им.
Вот, что я недавно прочел в рецензии на фильм Карлоса Рейгадаса «Битва на небесах»:
Тяжело-однообразная грусть полковника, мучающая зрителя весь фильм - очаровательный военно-скрытный маневр при выполнении им сложной, но достойной настоящего мексиканца махинации - душевного слияния со своим оргазмом.
Похоже, что за 500 лет до мексиканского полковника такой же маневр совершил католический священник Мартин Лютер.
Последователей не пришлось долго ждать. Почти в те же годы Генрих VIII затеял развод со своей женой, так как Анна Болейн была готова с ним спать только после бракосочетания. Не получив согласия католической церкви, он объявил себя главой английской церкви и казнил Томаса Мора, отказавшегося его таковым признать. Мне кажется, что брак священника Мартина Лютера и монашки Катарины фон Бора он также не признал бы.
прошу заметить что русский царь - современник Генриха был женат 7 кажется раз. Хотя по православное традиции можно только 3.
AtbildētDzēstИ никакой реформации по этому поводу не было :)
Так о том и речь. Лютер показал пример, которому последовали другие. А английский это король или русский царь - не имеет значение. Мы привыкли рассматривать историю России и остальной Европы отдельно, как нас учили в школе, а нужно понимать, что это люди, которые жили в одно и то же время.
DzēstУже после публикации текста до меня дошло, что, в принципе, брак Лютера и стал причиной смерти Мора.
общеизвестно что Англия всегда была самобытной страной и у королей с Папами никогда не ладилось. Уход из под влияния папского престола был делом времени. Свадьба только была поводом
AtbildētDzēstНикакой особой самобытности у англичан не было, если еще учесть то, что с 11-го века там правили норманны. Только после Брексита Генриха возникла идея самобытности. Вы сегодняшнюю идею переносите на прошлое.
Dzēstтам не было крепостного права. Не было того что называют феодальной раздробленностью. Графы и герцоги были номинальными персонами, а бароны с королем не враждовали как герцоги во Франции.
DzēstА то что правящий двор был франкоязычный сближало население и английское дворянство. Тип национальная оборона
думая об этом посте вспомнил что в старые времена европейцы переходящие в православие второй раз! крестились и принимали другое имя.
AtbildētDzēstТо есть даже главное таинство не признавалось если оно совершено в другое церкви. Какой там обет безбрачия - разминка вообще
Православие - это отдельная история. Лютер по-прежнему считал себя тем христианином, каким был. Он выступал против погрязшего в роскоши Рима. Но что он мог возразить против обета безбрачия? Да даже если и мог, то какова цена слов человека, который сегодня дает обеты, а завтра от них отказывается.
Dzēstсмотрю сейчас "Еще одна из рода Болейн" на ТВ 1000. Натали Портман и Скарлет Йохансон сразу! Невозможно отказаться.
AtbildētDzēstВ детстве помню видел "1000 дней Королевы Анны"
Мора пока не было. А ведь про него есть "Человек на все времена" Фреда Циннеманна. Но это кино я не видел :(
Мор - очень неудобный персонаж в этой истории. Он как лакмусовая бумажка показывает истинное содержание поступков главных действующих лиц.
Dzēstне зря я тут писал про грозного. Отделение Англии от Ватикана это такой исторический процесс.
DzēstЭто не прихоть короля. И действительно не будь Лютора как теоретика этого бы не случилось. Условно "декабристы разбудили Герцена".
В Англии еще раньше Лютера были деятели (имя не запомнил) которые хотели перевести Библию и не только.
После создания церкви с королем во главе будет много протестантских организаций борющихся и против этой церкви. Пуритане. Они сыграют огромную роль в английской революции спустя менее 100 лет. И они сыграют роль в культуре США.
После англо-голландской войны 17 века Англия захватит голландские колонии в Америке в них разрешат другие религии (чтобы примерится с голландцами) и туда массово поедут протестанты-неангликанцы.
Руский царь убирал жен по разным поволам, английский мог ее допустим интеллигентно отравить. Видмимо к реформации его подталкивали. И отнють не Боллейны :)
а сам фильм очень тяжелый. Это как Игра престолов но с критической оценкой событий.
AtbildētDzēstКороль и его жертвы.