2017. gada 5. nov.

Мартин Лютер, Генрих VIII и Томас Мор

31 октября отмечали 500-летие начала Реформации. Еще в 90-е годы я прочитал «Этику протестантизма и дух капитализма» Макса Вебера и «О рабстве воли» Мартина Лютера. Два года назад сам написал статью «Мартин Лютер и Рене Декарт», где изложил свое понимание революционной сущности Реформации. Но ни теологические, ни метафизические, ни социологические аспекты учения Лютера не могли мне объяснить один факт его биографии:

В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора.

Каким образом его учение освободило его от монашеского обета безбрачия? Мало того, что он нарушил клятву сам, так еще и женился на женщине, которая давала такую же клятву. Каким образом этот поступок укладывается в нормы протестантской этики? Работа Макса Вебера «Этика протестантизма и дух капитализма» мне на многое открыла глаза, но этот вопрос по-прежнему остается без ответа. Лютер был отлучен от католической церкви, что юридически освобождало его от взятых на себя обязательств как католического священника. Но, ведь, обет он давал не церкви, а Господу. Я могу понять все обвинения, выдвинутые Лютером в адрес католической церкви, но ничего не могу вспомнить в связи с обетом безбрачия. Или, может быть, спасение верой означает, что твои поступки уже не играют той роли, как раньше? Главное – верить в то, что ты хороший, а не быть им.

Вот, что я недавно прочел в рецензии на фильм Карлоса Рейгадаса «Битва на небесах»:

Тяжело-однообразная грусть полковника, мучающая зрителя весь фильм - очаровательный военно-скрытный маневр при выполнении им сложной, но достойной настоящего мексиканца махинации - душевного слияния со своим оргазмом.

Похоже, что за 500 лет до мексиканского полковника такой же маневр совершил католический священник Мартин Лютер.

Последователей не пришлось долго ждать. Почти в те же годы Генрих VIII затеял развод со своей женой, так как Анна Болейн была готова с ним спать только после бракосочетания. Не получив согласия католической церкви, он объявил себя главой английской церкви и казнил Томаса Мора, отказавшегося его таковым признать. Мне кажется, что брак священника Мартина Лютера и монашки Катарины фон Бора он также не признал бы.

11 comments:

  1. прошу заметить что русский царь - современник Генриха был женат 7 кажется раз. Хотя по православное традиции можно только 3.
    И никакой реформации по этому поводу не было :)

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Так о том и речь. Лютер показал пример, которому последовали другие. А английский это король или русский царь - не имеет значение. Мы привыкли рассматривать историю России и остальной Европы отдельно, как нас учили в школе, а нужно понимать, что это люди, которые жили в одно и то же время.
      Уже после публикации текста до меня дошло, что, в принципе, брак Лютера и стал причиной смерти Мора.

      Dzēst
  2. общеизвестно что Англия всегда была самобытной страной и у королей с Папами никогда не ладилось. Уход из под влияния папского престола был делом времени. Свадьба только была поводом

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Никакой особой самобытности у англичан не было, если еще учесть то, что с 11-го века там правили норманны. Только после Брексита Генриха возникла идея самобытности. Вы сегодняшнюю идею переносите на прошлое.

      Dzēst
    2. там не было крепостного права. Не было того что называют феодальной раздробленностью. Графы и герцоги были номинальными персонами, а бароны с королем не враждовали как герцоги во Франции.
      А то что правящий двор был франкоязычный сближало население и английское дворянство. Тип национальная оборона

      Dzēst
  3. думая об этом посте вспомнил что в старые времена европейцы переходящие в православие второй раз! крестились и принимали другое имя.
    То есть даже главное таинство не признавалось если оно совершено в другое церкви. Какой там обет безбрачия - разминка вообще

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Православие - это отдельная история. Лютер по-прежнему считал себя тем христианином, каким был. Он выступал против погрязшего в роскоши Рима. Но что он мог возразить против обета безбрачия? Да даже если и мог, то какова цена слов человека, который сегодня дает обеты, а завтра от них отказывается.

      Dzēst
  4. смотрю сейчас "Еще одна из рода Болейн" на ТВ 1000. Натали Портман и Скарлет Йохансон сразу! Невозможно отказаться.
    В детстве помню видел "1000 дней Королевы Анны"
    Мора пока не было. А ведь про него есть "Человек на все времена" Фреда Циннеманна. Но это кино я не видел :(

    AtbildētDzēst
    Atbildes
    1. Мор - очень неудобный персонаж в этой истории. Он как лакмусовая бумажка показывает истинное содержание поступков главных действующих лиц.

      Dzēst
    2. не зря я тут писал про грозного. Отделение Англии от Ватикана это такой исторический процесс.
      Это не прихоть короля. И действительно не будь Лютора как теоретика этого бы не случилось. Условно "декабристы разбудили Герцена".
      В Англии еще раньше Лютера были деятели (имя не запомнил) которые хотели перевести Библию и не только.
      После создания церкви с королем во главе будет много протестантских организаций борющихся и против этой церкви. Пуритане. Они сыграют огромную роль в английской революции спустя менее 100 лет. И они сыграют роль в культуре США.
      После англо-голландской войны 17 века Англия захватит голландские колонии в Америке в них разрешат другие религии (чтобы примерится с голландцами) и туда массово поедут протестанты-неангликанцы.
      Руский царь убирал жен по разным поволам, английский мог ее допустим интеллигентно отравить. Видмимо к реформации его подталкивали. И отнють не Боллейны :)

      Dzēst
  5. а сам фильм очень тяжелый. Это как Игра престолов но с критической оценкой событий.
    Король и его жертвы.

    AtbildētDzēst