Два с половиной года назад я написал текст под названием «1979», посвященный снятым в тот год советским фильмам. С тех пор у меня набрался еще один список картин с той же датой выпуска. Хороший повод оглянуться назад и присмотреться к кинообразам, отразившим приметы ушедшей эпохи. Ведь даже искаженное отражение дает пищу для размышлений, так как способ искажения и его продукт тоже могут о многом рассказать.
Начнем с телевизионного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». События экранизированного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» разворачиваются в послевоенной Москве. Кажется, в нем нет ничего такого, что могло бы рассказать нам об СССР конца семидесятых. На самом деле имена исполнителей главных ролей уже о многом говорят. Роль Жеглова, которому в романе 25 лет, исполняет сорокалетний Высоцкий. Вместо зарвавшегося молодого следователя мы видим умудренного опытом оперативника с харизмой мегапопулярного барда. Шарапов-Конкин-Корчагин на его фоне выглядит вчерашним школьником, лепечущим о каких-то вычитанных в книжках принципах. Глядя на него, кажется, что он воевал именно на той войне, какой ее показывали в советских фильмах. Невозможно поверить, что этот жизнерадостный щенок смотрел смерти в лицо и терял своих товарищей. Только в последнем эпизоде можно говорить об игре на равных. В целом же идея фильма благодаря исполнителям главных ролей смещается в противоположную сторону. Торжествует правда Жеглова: «милосердие – поповское слово».
«Москва слезам не верит» - еще один снятый в 1979 году фильм, где главные герои не похожи на своих прототипов. Алексей Баталов, несмотря на свою интеллигентную внешность, прославился исполнением ролей простых советских тружеников. Даже его физик Гусев в «Девять дней одного года» - выходец из рабоче-крестьянской семьи. Задачей героев Баталова было, с одной стороны, польстить «гегемону», с другой, служить для него примером, образцом. В этом фильме слесарь Гоша выступает антиподом «гнилого интеллигента» Родиона, хотя в манерах ничем ему не уступает. Еще на закате «оттепели», в конце 60-х начали снимать фильмы, в которых демонстрировалось моральное превосходство советских пролетариев над мелкобуржуазными элементами. Но не так просто изобразить это превосходство, не искажая первоисточник. Поэтому роль слесаря в фильме исполняет актер, недавно сыгравший князя Трубецкого в «Звезде пленительного счастья».
Образ главной героини вызывает не меньший интерес. По всем параметрам он является положительным. Но как я уже писал пару лет назад в «Советском пациенте», положительность героев советских фильмов периода развитого застоя никак не коррелировала с их поступками. История жизни крепкого советского хозяйственника Екатерины Александровны Тихомировой показана с ее точки зрения, поэтому многие нелицеприятные детали остаются для зрителей в тени. Вот, например, эпизод с квартирой в сталинской высотке, где ее подруга устроила вечеринку. Героиня Алентовой выглядит в этой истории покорной овцой, идущей на поводу у героини Муравьевой. Но ведь директором фабрики стала Тихомирова, а не Свиридова. Как человек, так легко поддающийся влиянию своих подруг, мог добиться таких карьерных высот? Ответ: никак. Единственный логичный вывод: наивность главной героини – фантазия Владимира Меньшова. Затем героиня Алентовой, оставаясь в образе дочки высокопоставленного чиновника, отправляется в постель с москвичом-интеллигентом. И тут зритель опять не замечает ничего необычного. Давайте сделаем рокировку и представим, что врет не девушка, а парень. Довольно избитый сюжет и отношение к такому поведению у зрителей вполне однозначное. Потом мы должны поверить, что у главной героини не было никаких задних мыслей, и она не пыталась получить московскую прописку, «прижав пузом к стенке» своего ухажера. От слишком многого приходится абстрагироваться, чтобы поверить в правдоподобность такого сюжета. Популярность фильма как раз служит доказательством развитости абстрактного мышления у советского кинозрителя.
Затем мы видим, как уже всего добившаяся в жизни героиня крутит роман с женатым мужчиной. И опять ни у кого по этому поводу не возникает вопросов. Алексей Баталов, рассказывая о своем герое в «Даме с собачкой», обратил внимание на этот парадокс. Восхищаться чеховским героем женщины могут, только если представляют себя его любовницей, а не женой. И вот спустя много лет снова появляется Родион. По сюжету героиня Алентовой не рада этой встрече. Серьезно? Она – директор фабрики, а ее обидчик – оператор телевидения. Но она выше всего этого, в отличие от авторов и зрителей, которые могут позлорадствовать от души. Только вопрос: какова истинная причина злорадства? Родион представляет ту самую московскую интеллигенцию, олицетворявшую «оттепель» 60-х. Екатерина Тихомирова строила свою карьеру как раз в тот период, когда идеалы 60-х уже были растоптаны и забыты. Так же, как герой Высоцкого закатывает под асфальт идею милосердия, героиня Алентовой приговаривает «гнилую интеллигенцию» из 60-х.
Первая часть «1979» была посвящена фильмам, рассказывающим о «гнилой интеллигенции» конца 70-х – «Осенний марафон», «Отпуск в сентябре», «Сталкер». Но в том же 1979 году один из самых ярких представителей этой интеллигенции Эльдар Рязанов снял фильм, в котором показал истинное лицо героини Алентовой. Это «Гараж». Здесь мы уже видим Екатерину Тихомирову без того толстого слоя грима, намазанного Владимиром Меньшовым на ее образ. И под ним мы находим ничем неприкрытые цинизм и беспринципность. Вот истинные движущие силы ее карьеры. Конец семидесятых – эпоха господства Екатерин Тихомировых. Недолгая эпоха, как мы сейчас уже знаем.
Продолжение
Начнем с телевизионного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». События экранизированного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» разворачиваются в послевоенной Москве. Кажется, в нем нет ничего такого, что могло бы рассказать нам об СССР конца семидесятых. На самом деле имена исполнителей главных ролей уже о многом говорят. Роль Жеглова, которому в романе 25 лет, исполняет сорокалетний Высоцкий. Вместо зарвавшегося молодого следователя мы видим умудренного опытом оперативника с харизмой мегапопулярного барда. Шарапов-Конкин-Корчагин на его фоне выглядит вчерашним школьником, лепечущим о каких-то вычитанных в книжках принципах. Глядя на него, кажется, что он воевал именно на той войне, какой ее показывали в советских фильмах. Невозможно поверить, что этот жизнерадостный щенок смотрел смерти в лицо и терял своих товарищей. Только в последнем эпизоде можно говорить об игре на равных. В целом же идея фильма благодаря исполнителям главных ролей смещается в противоположную сторону. Торжествует правда Жеглова: «милосердие – поповское слово».
«Москва слезам не верит» - еще один снятый в 1979 году фильм, где главные герои не похожи на своих прототипов. Алексей Баталов, несмотря на свою интеллигентную внешность, прославился исполнением ролей простых советских тружеников. Даже его физик Гусев в «Девять дней одного года» - выходец из рабоче-крестьянской семьи. Задачей героев Баталова было, с одной стороны, польстить «гегемону», с другой, служить для него примером, образцом. В этом фильме слесарь Гоша выступает антиподом «гнилого интеллигента» Родиона, хотя в манерах ничем ему не уступает. Еще на закате «оттепели», в конце 60-х начали снимать фильмы, в которых демонстрировалось моральное превосходство советских пролетариев над мелкобуржуазными элементами. Но не так просто изобразить это превосходство, не искажая первоисточник. Поэтому роль слесаря в фильме исполняет актер, недавно сыгравший князя Трубецкого в «Звезде пленительного счастья».
Образ главной героини вызывает не меньший интерес. По всем параметрам он является положительным. Но как я уже писал пару лет назад в «Советском пациенте», положительность героев советских фильмов периода развитого застоя никак не коррелировала с их поступками. История жизни крепкого советского хозяйственника Екатерины Александровны Тихомировой показана с ее точки зрения, поэтому многие нелицеприятные детали остаются для зрителей в тени. Вот, например, эпизод с квартирой в сталинской высотке, где ее подруга устроила вечеринку. Героиня Алентовой выглядит в этой истории покорной овцой, идущей на поводу у героини Муравьевой. Но ведь директором фабрики стала Тихомирова, а не Свиридова. Как человек, так легко поддающийся влиянию своих подруг, мог добиться таких карьерных высот? Ответ: никак. Единственный логичный вывод: наивность главной героини – фантазия Владимира Меньшова. Затем героиня Алентовой, оставаясь в образе дочки высокопоставленного чиновника, отправляется в постель с москвичом-интеллигентом. И тут зритель опять не замечает ничего необычного. Давайте сделаем рокировку и представим, что врет не девушка, а парень. Довольно избитый сюжет и отношение к такому поведению у зрителей вполне однозначное. Потом мы должны поверить, что у главной героини не было никаких задних мыслей, и она не пыталась получить московскую прописку, «прижав пузом к стенке» своего ухажера. От слишком многого приходится абстрагироваться, чтобы поверить в правдоподобность такого сюжета. Популярность фильма как раз служит доказательством развитости абстрактного мышления у советского кинозрителя.
Затем мы видим, как уже всего добившаяся в жизни героиня крутит роман с женатым мужчиной. И опять ни у кого по этому поводу не возникает вопросов. Алексей Баталов, рассказывая о своем герое в «Даме с собачкой», обратил внимание на этот парадокс. Восхищаться чеховским героем женщины могут, только если представляют себя его любовницей, а не женой. И вот спустя много лет снова появляется Родион. По сюжету героиня Алентовой не рада этой встрече. Серьезно? Она – директор фабрики, а ее обидчик – оператор телевидения. Но она выше всего этого, в отличие от авторов и зрителей, которые могут позлорадствовать от души. Только вопрос: какова истинная причина злорадства? Родион представляет ту самую московскую интеллигенцию, олицетворявшую «оттепель» 60-х. Екатерина Тихомирова строила свою карьеру как раз в тот период, когда идеалы 60-х уже были растоптаны и забыты. Так же, как герой Высоцкого закатывает под асфальт идею милосердия, героиня Алентовой приговаривает «гнилую интеллигенцию» из 60-х.
Первая часть «1979» была посвящена фильмам, рассказывающим о «гнилой интеллигенции» конца 70-х – «Осенний марафон», «Отпуск в сентябре», «Сталкер». Но в том же 1979 году один из самых ярких представителей этой интеллигенции Эльдар Рязанов снял фильм, в котором показал истинное лицо героини Алентовой. Это «Гараж». Здесь мы уже видим Екатерину Тихомирову без того толстого слоя грима, намазанного Владимиром Меньшовым на ее образ. И под ним мы находим ничем неприкрытые цинизм и беспринципность. Вот истинные движущие силы ее карьеры. Конец семидесятых – эпоха господства Екатерин Тихомировых. Недолгая эпоха, как мы сейчас уже знаем.
Продолжение
"Как человек, так легко поддающийся влиянию своих подруг, мог добиться таких карьерных высот?"
AtbildētDzēstПо мысли режиссера, по-видимому, то, что Родион бросил ее с ребенком, заставило ее мобилизоваться :)
"Мобилизоваться" не означает поступать честно, по совести. Как раз дети часто служат оправданием для сделок с совестью.
Dzēst« "...Как не чувствовать мне угрызения совести, зная, что даром бременю землю, и что скажут потом мои дети? Вот, скажут, отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!"
Уже известно, что Чичиков сильно заботился о своих потомках. Такой чувствительный предмет! Иной, может быть, и не так бы глубоко запустил руку, если бы не вопрос, который, неизвестно почему, приходит сам собою: а что скажут дети?»
Когда писал текст, подумал: а зачем вообще Меньшову нужно было городить огород? Можно было просто показать, как Радион соблазняет бедную провинциалку и бросает ее с ребенком. Но вместо этого появляются неизвестно откуда взявшиеся владельцы квартиры в сталинской высотке, которые оставляют Екатерине от нее ключи.
Dzēstв блоге Морены Мораны как то давно обсуждали борьбу с аморалкой в СССР.
AtbildētDzēstИ там один (видно шибко молодой) пользователь сказал мол:
- Посмотрите фильмы Катя Тихомирпова с внебрачным ребенком стала директором завода!
Типа "все лороги были открыты". Пользователю было навдамек что показанное в фильме предполагает что Катя совершила чудо!
В 70-е особой борьбы с аморалкой уже не было. Я в первой части обратил внимание, что почти все герои снятых в 1979 году фильмов изменяли своим женам. Эта была единственная степень свободы, дозволенная в СССР.
Dzēst:)
Dzēstкак мы с Д. Быковым говорили :)
AtbildētDzēst"оттепель" была триумфом утопии,левой утопии. К 1080 году ожидался как вы помните Коммунизм.
А когда его не случилось люди чья молодость прошла в этой утопии либо разочаровались в коммунизме как Захаров, Рязанов и Данелия. Либо они считали что хотя коммунизм не наступил, но то что есть сейчас (1979-й) положительный итог ранее проделанной работы.
Об этом фильмы Меньшова и Говорухина. Ведь как бы не велика была в "Москва слезам не верит" ностальгия по молодости, а тема что МЫ великие старики живем в нами построенном мире, МЫ директора и суперслесари там главная.
И Гоша говорит: - Если бы я выпил сейчас стакан газировки был бы счастлив совершенно!
Как это напиминает слова Афони 1975 года, который хотел бы жить на планете "чтобы пиво было бесплатное" :)
А Говорухин снял кино про то как Жеглов и Шарапов победили в 40-е бандитизм и стало все тихо.
Вот такая культурология
"МЫ великие старики живем в нами построенном мире, МЫ директора и суперслесари там главная"
DzēstНу, главная тема там в явном виде сформулирована словами песни:
"Ясень с видом деревенским приобщился к вальсам венским,
Он пробьётся, Александра, он надышится Москвой." :)
Я когда пишу, не до конца осознаю написанное, словно кто-то другой стучит по клавишам. Часто бывает, что только потом понимаю самим же написанное. А Вы здесь так точно сформулировали, что мне и ждать не пришлось.
DzēstНасчет победы над бандитизмом. Когда одни бандиты уничтожают других бандитов, это не победа над бандитизмом. Победа - это когда торжествует законность, когда все равны перед законом. А в нашем случае Жегловы и Тихомировы были ровнее простых смертных. Да, они живут в построенном ими мире. Как в старой советской шутке "Все для блага человека и я даже знаю имя этого человека".
Dzēst:)
DzēstПроспект Славы! Кто этот Слава?
Обнаружил сегодня в опубликованной год назад рецензии на фильм Хейфица "Плохой хороший человек" идею саботажа первоисточника с помощью кастинга.
AtbildētDzēstСегодня сделал еще одно "открытие": оказывается, я пересказал комментарий, оставленный под другой рецензией на "Плохой, хороший человек".
DzēstЧто же касается Высоцкого... многие ведь не представляют или подзабыли, насколько культовой была эта фигура, а главное — почему, что было востребовано, что Высоцкий давал советскому обывателю. Например, приглашение его на главную роль (а именно после его приглашения роль Жеглова стала главной) в «Место встречи» в корне изменило исходную сверхидею сценарной основы, перевернула её. Все сразу забыли, что довольно популярный детектив братьев Вайнеров назывался «Эра милосердия», но зато "вор должен сидеть в тюрьме" крепко вбилось в память — чётко артикулированное знакомым всем по магнитофонным записям хриплым голосом. И фильм стал не явлением культуры, а явлением массовой культуры, а это дьявольская разница, со всеми свойственными массовой культуре особенностями — когда художник идёт на поводу у "социального заказа", Говорухин в данном случае пошёл...