2017. gada 4. nov.

Isaiah Berlin Day in Riga (part three)

Part one
Part two

Есть еще пара идей Тимоти Снайдера, которые я хотел бы использовать в своем анализе текущего момента истории.

В лекции 2014 года, описывая «прикладной постмодернизм», профессор в качестве одного из его проявлений назвал превращение политики в маркетинг. Были приведены примеры использования маркетинговых ходов в современной пропаганде с целью манипуляции общественным сознанием. Но пропаганда - не единственная область политической деятельности, где успешно применяются техники маркетинга.

В прошлом году я описывал приемы маркетинга, целью которых было заставить покупателя сделать ошибочный выбор. Нобелевские лауреаты Акерлоф и Шиллер даже посвятили этой тактике целую книгу - «Охота на дураков», а коммерческий директор мобильного оператора связи прямо заявил, что умение дурачить клиентов - необходимое условие успешной карьеры в этой отрасли. Четыре года назад я писал об «эффекте МВА», суть которого заключалась в проникновении бизнес технологий в политику. Если можно заставить покупателя совершать ошибки при покупке товаров и услуг, то почему нельзя заставить гражданина принимать ошибочные политические решения. Зачем устраивать политические репрессии, если с помощью маркетинговых приемов можно незаметно разрушать планы политических оппонентов. Как раз с примером такого «политмаркетинга» я столкнулся месяц назад.

Каждый год в Риге проходит международная конференция по безопасности. Прямые трансляции панельных дискуссий конференции превратились в одно из важнейших событий года. Почему трансляции, а не участие, как в случае с Днем Исайи Берлина? Высокий статус приглашенных гостей и стратегическая важность обсуждаемых вопросов сужает круг участников конференции. Поэтому, увидев в среду 27 сентября на Delfi.lv рекламу конференции, я запланировал на пятницу и субботу просмотр прямых трансляций. На главной странице конференции была также реклама документального фильма «Немцов», но она никак не повлияла на мои планы. Чтобы понять причину неэффективности рекламы, нужно внимательно ее рассмотреть.


Место проведения набрано шрифтом, который почти полностью сливается с фоном. А ведь только место проведения указывало на то, что мероприятие может посетить любой желающий, а не только участники конференции. Был еще шанс, когда я просматривал программу конференции, но там оно вообще не упоминалось.

Вполне закономерным будет вопрос: «А у вас, случаем, не приступ паранойи?». Но события этого года не оставляют шансов списать все на просчеты организаторов конференции. Я недавно писал о попытке провокаторов сорвать февральскую дискуссию, посвященную борьбе с кремлевской пропагандой. На апрельском семинаре, посвященном государственным акционерным обществам, цель провокатора была более определенной – превратить в фарс не само мероприятие, в котором принимали участие руководители госпредприятия и Союза зеленых и крестьян, а мое выступление. Крутившийся вокруг меня тип также пытался не дать мне пообщаться с участниками семинара после его окончания. Такого же клоуна я видел на Минском инвестиционном форуме в ноябре 2012 года, из чего сделал вывод, что вояжи министра иностранных дел Латвии Ринкевича в Беларусь принесли свои плоды. Правда, среди методов белорусского КГБ были не только цирковые номера. Когда в январе 2013 года в «Центральном» ко мне подошел университетский товарищ с друзьями, через минуту рядом нарисовался тип с лицом серийного убийцы и стоял, улыбаясь, до тех пор, пока знакомые не были вынуждены уйти. Но в стране-члене ЕС и НАТО такие методы убеждения сочли бы неприемлемыми. Поэтому в мае, во время муниципальных выборов я с удивлением узнавал, что мероприятия, которые планировал посетить, уже состоялись. Точно так же, как за год до этого обнаруживал в чеке супермаркета цену, превышающую ту, что видел в торговом зале. Поэтому в случае с «Немцовым» я предпочитаю следовать принципу героя Де Ниро из фильма «Ронин»: «если есть сомнения, уже нет никаких сомнений».

Part four
 

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru