2018. gada 13. maijs

"Молодой Годар"/"Le Redoutable" (2017)

- Кто подписал?! Я подписал? Да, я подписал.
«Тот самый Мюнхгаузен»

Два года назад, посмотрев фильм «Игра в имитацию», я написал небольшую рецензию «Как правильно имитировать имитацию»:

Именно так сегодня снимаются биографические киноповести о гениях, признание к которым пришло не сразу. Мы видим косных, недальновидных чинуш, ставящих палки в колеса научно-технического прогресса, и не можем понять, как можно быть настолько тупым и не видеть очевидного. И вот это чувство мне не понравилось. Потому что большинство из нас испытывало бы к Тьюрингу те же чувства, что мы видим на лицах его непостредственных начальников.

У меня появилась идея, как отразить данный феномен в биографических фильмах, которые так популярны в последнее время. Нужно всего лишь снимать его с позиции не сегодняшнего дня, а современников героя фильма. Пусть фильм рассказывает о самоотверженной работе ведомства, в котором работал Тьюринг, но так, словно мы ничего не знаем о будущем. Кто в таком случае будет восприниматься героем повествования? Вот пусть о нем и идет речь.

Через год я прочитал небольшую рецензию на новый фильм Мишеля Хазанавичюса «Молодой Годар», в основу сценария которого легли воспоминания Анн Вяземски, возлюбленной режиссера. Под рецензией я оставил комментарий следующего содержания:

Соавтором сценария была Анн Вяземски. То есть возможна интерпретация в стиле "кардинал и галантерейщик - это сила".

То есть я высказал опасение по поводу того, что образ художника в такой интерпретации может получиться плоским, поверхностным. И очень хорошо помню чувство разочарования. Вот, подумал я, до чего опустился режиссер «Артиста» - до дешевых байопиков на основе воспоминаний старлеток и управдомов.

А недавно я послушал небольшую лекцию питерского кинокритика об этом же фильме.



Вдруг до меня дошло, что литовско-французский режиссер реализовал мой замысел, изложенный два года назад. Как рядовой потребитель стандартизированных байопиков я не был готов воспринять рожденную мной же идею во плоти. Получился ядреный коктейль из одновременных приступов мании величия и комплекса неполноценности, вызванных одним и тем же событием. Моя идея, призванная показать людям их косность и зашоренность, разоблачила меня самого.

Я также понял, что понравившаяся мне идея в рецензии на фильм «Довлатов» имеет тот же генетический код:

У актера, который играет Бродского, на лбу нарисована нобелевская премия и эмиграция. И все, что он тут исполняет – маета и раздраженное нетерпение – уж скорее б слиться отсюда и воссиять в полную силу там, за горизонтом…

Раньше я постоянно получал «удары от классиков», находя высказанные мною мысли в прочитанных ранее книгах. Теперь вдруг оказалось, что действительно мои мысли проходят мимо меня незамеченными и неузнанными, а самое главное – мною же непонятыми.
 

4 komentāri:

  1. ну и мы все ждем фильм Серебрянникова про Майка и Цоя.
    Гребенщиков, Тропилло и Рыбин его уже раскритиковали на стадии сценария.
    Очень интересно. Довлатов не мой персонаж. Кроме службы в лагере ничего из его жизни не знаю. Нет смысла смотреть

    AtbildētDzēst
  2. мне жанр байопик не кажется суперсложным.
    Тут зависит все от типа личности.
    1. Он отрицательный. Ищем истоки отрицательности. Видел 2 бестолковых фильмов про Чингизхана, снятых так как-будто это Чарли Чаплин а не злодей мирового масштаба.
    Удачных фильмов про злодеев не вспомню. Вы не знаете?
    2. Он положительный. Тогда кайфуем. Как в фильме "История Глена Миллера".
    3. Он драматический. Он выбирает. Ищем положительное и отрицательное в нем. "Авиатор" Мартина Скорсезе.
    4. Он героический. Тогда можно уйти от реального человека (художественный образ всегда видение автора, но здесь чуть больше). События и романтизация. "Лоуренс Аравийский"

    AtbildētDzēst
  3. если бы я был сценаристом...
    Взялся бы за двух персонажей.
    Тамерлан - актуальнее некуда, захват мира, с определенной религиозной темой (слабенькой)
    Мохаммад Асад, он же Леонард Вайс - это вооще чудная жизнь

    AtbildētDzēst
  4. Леопольд Вайс, ошибся

    AtbildētDzēst