2019. gada 22. apr.

Конец конца истории (продолжение 1)

Начало

Рассмотрим следующую цитату из доклада Федерального объединения немецких промышленников.

Дискуссии о правильных подходах и инструментах для работы с Китаем показывают, что существует тонкая грань между адаптацией, включая поддержание либерального, социального и открытого рыночного порядка экономики, с одной стороны, и протекционистской изоляцией собственных рынков и вмешательством в либеральный экономический порядок, с другой стороны. Меры, предпринимаемые нынешней администрацией США, указывают на то, что защита от китайских искажений может быстро перерасти в протекционизм. На карту поставлено доверие к политике Германии и ЕС. Германия и ЕС должны найти правильный баланс в своих реакциях на Китай. Это относится к открытости нашей экономики, но также и к вопросу о том, сколько промышленной политики нужно Германии и ЕС. Ограничения свободы договоров, конкуренции на свободных рынках и вмешательства в частную собственность (в контексте контроля над инвестициями) могут быть лишь последним средством, при котором риски чрезмерного государственного контроля должны быть минимизированы.

Что касается протекционизма, то Вальтер Ойкен довольно ясно высказался об ограничительных мерах в таких случаях:

неравновесие производственного процесса в стране с централизованно управляемой экономикой через внешнюю торговлю переносится в страны с системами регулирования рыночного типа и препятствует там системам регулирования устанавливать равновесие.

Для экономической политики стран с рыночным хозяйством возникает задача своего рода ограждения от неравновесного протекания экономических процессов в других странах, которые присущи централизованно управляемой экономике. Эту защиту не следует путать с «протекционизмом».

Учитывая то, что государственные регуляторы десятилетиями закрывали глаза на эту проблему, сегодня ее можно решить только хирургическими методами, потому что метастазы уже проникли во все уголки западной конкурентно-рыночной экономики. Довольно странно выглядит попытка защитить права китайских предприятий на равноправное участие в международных экономических отношениях, когда в самом Китае западные предприятия такого права не имеют. Как и в случае с пропагандой и свободой слова, нам предлагают сначала вместе съесть нашу котлету, а потом каждому есть свою. Категория "свобода" подразуемевает равноправные отношения. Не может быть кто-то "свободнее" других, как не может быть кто-то "равнее" других.

В этом месте хотелось бы обратить внимание на то, каким пышным цветом в политике расцвела софистика. Сегодня беспринципные демагоги чувствуют себя на политической арене как рыбы в воде. Британцы вдруг провалились всей страной в кроличью нору и ошарашенно разглядывают всех этих безумных шляпников, чеширских котов и т.п., изо всех сил пытаясь зацепиться за традиционный "здравый смысл". Но перед "выходом" следовало сначала определиться, откуда вы собираетесь выходить и куда. Проблема не во внешних препятствиях, возникающих на пути Брекзита, а в понимании самого процесса. "Если разрушается мышление, то разрушаются и порядки." (Конфуций) "Разруха не в клозетах, а в головах." А то получилось как в одном старом анекдоте: "- Петька, прибор! - Двести! - Что двести?! - А что прибор?!"

Что касается свободы договоров, о которой так радеют немецкие промышленники, то и об этом Вальтер Ойкен также успел ясно высказаться:

монополии в состоянии приобрести влияние на законодательство, а созданное ими право определения общих условий сделок начинает вытеснять из этой области право, установленное государством.

Как и в случае, когда защита либерального рыночного порядка превращается в лоббирование преференций для китайских предприятий, здесь под видом защиты "свободы договоров и конкуренции на свободных рынках" пытаются навязать корпоративные правила игры вместо государственного регулирования.

Одним из способов обхода государственного регулирования стали двусторонние торговые соглашения.

Расширение современных торговых и инвестиционных соглашений: на фоне неустойчивого состояния многостороннего торгового порядка для Европейского союза становится все более важным укрепление основанной на правилах торговли посредством двусторонних соглашений о свободной торговле, открытие рынков и распространение европейских стандартов и ценностей на международном уровне.

Вот что об этих соглашениях пишет Джозеф Стиглиц:

Эти соглашения выходят далеко за рамки торговли, управляют также инвестициями и интеллектуальной собственностью, внося фундаментальные изменения в правовую, судебную и нормативную базу стран без участия или подотчетности через демократические институты.

Еще одним препятствием на пути успешной конкуренции с китайскими предприятиями немецкие промышленники считают антимонопольное регулирование.

Переоценка контроля за слияниями: в то время как в Китае крупные корпорации создаются при государственном участии в глобальном масштабе (например, в железнодорожном секторе с образованием крупной корпорации CRRC в 2015 году), антимонопольные органы в ЕС рассматривают только европейский внутренний рынок как соответствующий рынок для европейских слияний. Здесь необходимо принять контрмеры и разрешить формирование европейских чемпионов на рынке.

То есть по сути речь идет об уничтожении конкурентно-рыночной экономики и построении государственного капитализма наподобие китайского. Тогда о какой конкуренции систем идет речь, если единственный способ обойти Китай - это скопировать его экономическую модель? Но это еще не все. Вместо ограничения доступа китайских предприятий, получающих госсубсидии, на европейский рынок, предлагается оказывать такую же помощь европейским предприятиям.

В то время как государственная помощь относительно жестко регулируется в ЕС и требует высоких требований к прозрачности, не существует инструментов, ограничивающих государственную помощь за пределами ЕС, которая оказывает влияние на рынок ЕС. Первым шагом на пути к большему равенству конкуренции было бы закрепление и эффективное развитие так называемых «соответствующих положений» (положений, позволяющих использовать государственную помощь в случаях, когда государственная помощь за рубежом нарушает конкуренцию) в законе о государственной помощи ЕС.

Откуда у немецких промышленников это "преклонение перед Востоком"? Если хорошенько присмотреться к структуре китайской экономики, можно обнаружить поразительное сходство с германской экономикой, правда, не современной, а времен Третьего рейха.

Продолжение

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru