2019. gada 14. apr.

О реальной виртуальности

Я не раз рассказывал о влиянии сериалов на наш образ мышления. В рецензии на "Мир дикого Запада" даже заявил, что герои сериалов уже давно среди нас. И вот один из них сейчас имеет все шансы стать реальным президентом реальной Украины. Пора нам начать воспринимать происходящее на экране всерьез, чтобы защитить то, что нам дорого в реальной жизни. Потому что сериалы оказывают реальное влияние на реальных людей.

Недавно я решил пересмотреть "Звездный крейсер Галактика". Уже на второй серии меня начало корежить от соплей, в которых совершает заплыв один из главных героев - Шеф. На единственном уцелевшем после нападения сайлонов звездном крейсере исчезает несколько детонаторов, а член его команды думает только о том, как отмазать свою подругу. И даже после совершенной диверсии он продолжает ее защищать.


- Поверь, мне, Шерон. Я не дам тебя в обиду.



Такое поведение вписывается в популярную нынче мантру "в жизни не все так просто". Только вот выжить с такой мантрой в реальных условиях невозможно. В фильме, предшествовавшем сериалу, "Галактика" бросает гражданские корабли без гипердвигателей, чтобы спасти тех, кого еще можно спасти. В первой серии Аполло расстреливает из пушек своего истребителя гражданский корабль, на котором предположительно находится агент сайлонов. Как в таких условиях профессиональный военный Шеф мог опустится так низко? По меньшей мере, это выглядит неправдоподобно. Но, учитывая цель, которую преследует этот пост, речь идет не просто о выявлении несоответствия поведения героя его характеру и типажу. Цель состоит в том, чтобы показать, каким образом происходит нормализация ранее неприемлемого поведения.

Вчера я вдруг наткнулся на очень похожий сюжет в сериале "Звездный путь. Следующее поколение", в 13-м эпизоде 6-го сезона, показанном в январе 1993 года. Похоже, что авторы "Галактики" именно отсюда позаимствовали сюжет.

- Мы справимся с этим. Я обещаю.
- Значит, ты веришь мне?
- Верю.


Правда, есть одно существенное отличие. Ставки в эпизоде "Звездного пути" несравнимо ниже. Там речь идет не о выживании остатков человечества, а об отдельном преступлении. Но, тем не менее, основная сюжетная линия совпадает - преобладание чувств над служебным долгом. В обоих случаях мы наблюдаем такое поведение со стороны положительных героев. А это значит, что данные поступки становятся приемлемыми.

Стоит обратить внимание на то, что этот эпизод был снят уже после смерти автора сериала Джина Родденберри, ветерана Второй мировой. Вряд ли человек с боевым опытом позволил бы такие вольности в своем сериале. И чем дальше от реальных боевых действий, тем смелее полет фантазии авторов фильмов и сериалов. Ветераны корейской и вьетнамской войны превращаются в ходячие пародии (Фрэнк Бэрон из "Все любят Реймонда", Уолтер Собчак в "Большой Любовский"), а герои современных боевиков приобретают черты, с которыми в реальных боевых условиях они погубили бы и себя, и своих товарищей.

Продолжение

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru