2024. gada 9. aug.

Византия

При работе над статьей о постмодернизме я почитал о Возрождении в Википедии. В качестве одной из его причин были указаны беженцы из Византии после падения Константинополя. Еще в 2017 году они были мною упомянуты как оказавшие влияние на мировоззрение Макиавелли. Стоит также упомянуть идею из моей статьи 2015 года о том, что Августин отбросил все лишнее перед лицом надвигавшейся исторической бури. Рим пал в 476 году, Константинополь - в 1453 году, на тысячу лет позже. Отсюда следует, что у ортодоксальных или православных христиан Византии не было причин отказываться от эллинских традиций. Христианство не было для них вопросом жизни и смерти. Когда в 15-м веке они бежали на Апеннины, вместе с собой они принесли и свое понимание христианства. Поэтому труды Макиавелли нужно воспринимать как выражение византийской идеологии. 

Есть одна мысль, которую я высказывал только в комментариях: возможно, что одной из причин Реформации стала реакция католиков на византиизацию католической церкви. Мне кажется, что индульгенции были одним из признаков такой византиизации. 

Когда мы говорим об эпохе Возрождения, что мы имеем в виду под возрождением? Что именно тогда возродилось? Можно ли вообще считать это каким-то возрождением? Может быть стоит ее называть более точно - эпохой византиизации. Новое время связывают с Возрождением и Просвещением. Но есть ли какая-либо связь между этими событиями? Я вижу связь между Реформацией и Просвещением. У Возрождения есть один общий признак - уменьшение роли церкви.

После того, как написал этот текст, дочитал "Послание к Деметриаде" Пелагия (414 год). Мне попался отрывок, описывающий захват готами Рима в 410 году: 

"Тщательно поразмыслив об этом и увидав, сколь кратка земная жизнь по сравнению с вечностью, сколь презрен этот мир, пусть пренебрежет им твой доблестный дух и готовит себя только к тому дню, в который закончится мирская слава...

Недавно это было, и ты сама слыхала, как содрогнулся в зловещем страхе Рим — властелин мира — от крика готов, от звука их трескучего рога! Куда тогда подевалась знатность? Куда делись степени отличия и важности? Все смешалось и спуталось от страха, плач вошел в дома, и равный ужас обуял всех. Раб и знатный—все стали одинаковы. Перед всеми была одна и та же смерть, только страшились ее более те, жизнь которых была приятнее."

Затем прочитал "Послание к Паулу Вольцу" Эразма Ротердамского (1518 год). В нем достаточно подробно описана духовная атмосфера в Европе через 65 лет после падения Константинополя:

"... филистимляне приобрели очень большую силу, проповедуют земное вместо небесного, человеческое вместо божественного, и делают это не во славу Христову, а для выгоды тех, которые промышляют индульгенциями, составлением судебных жалоб, диспенсациями и тому подобным товаром..." 


Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru