2014. gada 13. janv.

"Оттепель", год выпуска: 1964

  Может возникнуть вопрос: какое отношение к "оттепели" имеет экранизация "Гамлета" Григорием Козинцевым? Ответ - прямое. Гамлет - герой шестидесятых, поднятые в пьесе вопросы - вопросы "шестидесятников". Перевод Пастернака и музыка Шостаковича - еще одно тому доказательство.

Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмите из меня голос моей тайны. Вы воображаете, будто мои ноты сверху донизу вам открыты... Объявите меня каким угодно инструментом. Вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя.

  Некоторые реплики героев фильма "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет") Марлена Хуциева - выраженные другими словами цитаты из "Гамлета".

 Если нет вещей, о которых можно говорить всерьез, то тогда, может быть, вообще не стоит жить.

- Иногда мне кажется, что я живу правильно, благопристойно и только.
- Беспокойная совесть преступника. Ты никого не ограбил, не убил. Живи и радуйся.
- Я понимаю тебя. Существует такая философия - всю жизнь радоваться, что ты не сволочь, что бывают еще и похуже тебя.


Надеяться вы можете только на себя. Никто вам не поможет, ни один человек. Людям, в общем, наплевать друг на друга, как ни печально в этом признаться.
- Хотят сжить со свету настоящего человека, отличного, принципиального мужика. У него, видите ли, нелегкий характер, и он этим доставляет беспокойство.
- По-моему это обычная служебная склока. Стоит ли вообще обращать внимание.
- Как же, не обращать. Жить и знать, что рядом живет подлец. Здороваться с ним, жать руку. Ведь он же все время рядом. Сидит напротив тебя, молодой, сытый, с честными глазами...
- А у тебя испортился характер.
- Может быть. Но иногда нужно портить себе характер.
- А стоит ли?
- Стоит...


"Оттепель" в фильме "Живет такой парень" Василия Шукшина как и в "Я шагаю по Москве" ощущается через отношение автора к своим героям. Да и сам Шукшин как художник мог появиться только в такое время. Пашка Колокольников хороший не по убеждению, не потому, что в книжках об этом вычитал. Он, что называется, "чистая душа", почти что князь Мышкин.

Я что, на самом деле подвиг совершил? Понимаете, я боюсь, вы напишите, а мне потом стыдно будет перед людями. Скажут "ой-ой, герой пошел".

Но, как и у других героев "оттепели", у него уже есть чувство собственного достоинства.
Ну ка плати за то, что я вез твою жену.

  В фильме ощущается противопоставление простых людей интеллигенции, той самой, которая олицетворяет "оттепель". У Шукшина она какая-то инфантильная и самодовольная. В способе изображения интеллигенции проявился комплекс самого автора, выходца из деревни. Можно представить, каково ему было на одном курсе с такими как Тарковский.

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru