2014. gada 3. janv.

"Оттепель", год выпуска: 1963

1963-й - год выхода на экраны фильма "Я шагаю по Москве", гимна радости, оптимизма и надежды поколения шестидесятых. Сюжет фильма укладывается в один день. Кажется, какой уж тут моральный выбор. Герои работают, отдыхают, влюбляются, женятся, уходят в армию. В общем, дела житейские. И вот эта житейскость становится главным героем фильма. Мы смотрим на людей, мы их видим и замечаем. Мы шагаем вместе с героями фильма по Москве и вместе с ними чувствуем себя в этом огромном городе по-домашнему уютно. Вместо винтиков и щепок исторического материализма герои начинают ощущать себя личностями, от которых что-то зависит. Вот герой Михалкова пристает к прорабу на Садовом кольце.

- Простите пожалуйста, вы, случайно, не клад здесь ищите?
- А ты кто такой? Тебе что здесь больше всех надо?
- Да нет, дело в том, что вы уже четвертый раз здесь копаете на этом месте.
- Раз копаем - значит надо. Понял?
- Понял.


Но самое интересное в этом эпизоде - то мгновение, когда прораб смотрит вслед ребятам. Навряд ли кто-нибудь из самых заядлых фанатов этого фильма его помнит. Я сам заметил только когда записывал текст диалога.


Поражает теплота взгляда человека, который только что в лучших советских традициях посылал героя Михалкова по хорошо всем известному адресу. Прорабу лет сорок. То есть его юность пришлась на 30-е - 40-е годы. Он то хорошо знает, чем в годы его молодости могла закончиться такая выходка. И вот почти в 25-м кадре прораб "оттаивает" под мальчишеским задором героя фильма. В этом настоящая гениальность Георгия Данелии - в десяти кадрах сказать так много.

Но проблема морального выбора в фильме - не только дискурс или контекст, в котором разворачиваются события. В середине фильма есть эпизод, связывающий и цементирующий сюжет.


Писатель должен глубоко проникать в жизнь... Писатель - инженер человеческих душ. А ты, как я посмотрю, лакировщик. Конъюнктурщик ты...Каждый индивид должен иметь свою правду характера...За так никто ничего хорошего делать не будет...Человеком правят три вещи - любовь, голод и страх смерти. То есть что? Эгоизм.

И снова, как в "Девять дней одного года", самый важный диалог происходит мимоходом, второпях, словно автор боится привлечь к нему излишнее внимание, пытаясь замаскировать под ничего не значащую болтовню. С самого начала он напомнил рассказ Носова "Фантазеры", только там альтер эго героя Басова учит не правильно отражать действительность, а врать. И в обоих случаях правда жизни и вранье одних сильно отличается от правды жизни и вранья других. Вот здесь возникает вопрос: какую правду жизни отразил в своем сериале Валерий Тодоровский, и что имел в виду Георгий Данелия, когда говорил ему, что в сериале все показано правдиво? Какую правду он имел в виду? Ведь еще существует правда жизни полотера и плюкан из галактики Кин-Дза-Дза.

Фильм "Если ты прав" Юрия Егорова - не только о людях, делающих моральный выбор. Он о самом моральном выборе. Этот фильм ярче всего показывает, как далека "Оттепель" Валерия Тодоровского от первоисточника. Нет, здесь тоже не видно кукурузы и Гагарин только в виде газетной фотографии на стене. Но родители главной героини погибли на войне, а дедушка недавно вернулся с Колымы после реабилитации. Главный герой, как почти все герои фильмов "оттепели", - молодой парень, отстаивающий свое человеческое достоинство. Это чувство самоуважения роднит его с отмотавшим срок в сталинских лагерях зеком. И становится ясно, что суть происходящих перемен - в возвращении людям потребности чувствовать себя личностью.

- А вы считаете, что право собственного мнения - это громкие слова? Или, когда удобно - оно есть, а когда неудобно - так его и нет. Как в том анекдоте: "У меня есть собственное мнение, но я с ним не согласен". Так что ли?
- ... С работы, трах-бах, ушел, с Галей, трах-бах, порвал. На одного обиделся, про всех выводы сделал. Опасная штука.
- А не опасная штука - оскорблять человека? А не опасная штука - быть безразличным к нему? Так самое дорогое можно в человеке уничтожить.
- Что?
- Все.
- Что "все", ты говори точнее.
- Пожалуйста, веру.


Сравните взгляд дедушки Гали после слов Алексея и взгляд прораба в "Я шагаю по Москве". Именно эти кадры делают кино уникальным искусством.



Я, может быть, пойду вразрез с вашим мнением, но самородок надо сдать.

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru