2015. gada 11. jūn.

Истина и реальность в информационной войне (продолжение 2)

Начало
Продолжение 1

"- А вы что, физик?
- Скорее химик.
- Тоже, наверное, скука. Поиски истины. Она прячется, а вы ее всюду ищите. То здесь копнете, то там. В одном месте копнули - ага, ядро состоит из протонов. В другом копнули - красота: треугольник ABC равен треугольнику AprimBprimCprim. А вот у меня другое дело. Я эту самую истину выкапываю, а в это время с нею что-то такое делается, что выкапывал то я истину, а выкопал кучу, извините, не скажу чего. Вам то хорошо. А вот стоит в музее какой-то античный горшок. В свое время в него обьедки кидали, а нынче он вызывает всеобщее восхищение лаконичнотью рисунка и неповторимостью формы. Все охают, ахают. И вдруг выясняется, что никакой он не античный, а подсунул его археологам какой-ниубудь шутник веселья ради. Аханья, как ни странно стихают. Ценители."

      "Сталкер"
 
   Уверен, братья Стругацкие не читали работу Эдмунда Гуссерля "Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология" (написанную в 1938 году, изданную в 1954-м), что не помешало им описать отличие естественнонаучной трактовки истины от гуманитарной. Точнее, показать непригодность естественнонаучного подхода к познанию человеческой сущности.
"Я не верю, что мы всего лишь набор химических соединений."
            "Доктор Хаус"

Писателю и Профессору не хватило духа оторваться от привычного мировоззрения, совершить "прыжок веры". Они предпочли остаться в пределах своего текущего понимания или, точнее, непонимания мироустройства. Может быть как раз потому, что братья Стругацкие не были знакомы с работой Эдмунда Гуссерля "Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология". История с античным горшком служит хорошим примером использования классического определения истины как согласованности суждения с предметом суждения. Что касается начального предназначения горшка, то здесь пригодиться уже использованный довод: если человек не является простым набором химических элементов, то ценность античного горшка не ограничивается способом его использования. Форма и рисунок горшка не связаны с его функциональностью.
"Для современного человека летящий в небе самолет или отрывающаяся от Земли ракета на экранах телевизора - все это привычная, товарищи, для глазу зрелище. Но сколько людей в наше время видело, как работает гончар?"
            "Познавая белый свет"
 
Ирония Писателя по поводу "восхищения лаконичностью рисунка и неповторимостью формы" имеет прямое отношение к его результатам поиска истины. В античном горшке он видит емкость для сбора объедков, в человеке - машину по производству "кучи, извините, не скажу чего".
"Каждый индивид должен иметь свою правду характера...За так никто ничего хорошего делать не будет...Человеком правят три вещи - любовь, голод и страх смерти. То есть что? Эгоизм."           
 "Я шагаю по Москве"

"Наука, понятая лишь как эмпирическая наука, формирует лишь сугубо эмпирически-ориентированных людей... Но может ли мир и человеческое существование обладать истинным смыслом в этом мире фактичности, если науки признают так объективно констатируемое за нечто истинное, если история не научает нас ничему, кроме одного - все произведения духовного мира, все жизненные связи, идеалы и нормы, присущие людям, подобно мимолетным волнам, возникают и исчезают, разум постоянно превращается в неразумие, а благодеяние - в муку, всегда так было и всегда так будет?"
    Э.Гуссерль, "Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология"

Продолжение
 

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru