2016. gada 25. maijs

Latvijas Kamasūtra. Poza nr.3

Poza nr.1
Poza nr.2

    Продуктовый ритейл является благодатной почвой для самых разнообразных "маркетинговых ходов". Настолько разнообразных, что даже трудно понять, где проходит граница между маркетингом и простой уголовщиной. Юристы, конечно, тщательно следят за тем, чтобы их работодатель всегда выходил сухим из воды. Единственное, что остается вне их поля зрения - накапливающееся в обществе раздражение, ведущее к разжиганию войны всех против всех. Недавно смотрел передачу, в которой обсуждалась эффективность программы по реэмиграции граждан Латвии. В течении всей передачи участники ни разу не упомянули такой важный фактор, как чувство собственного достоинства. Спустя 25 лет по-прежнему в ходу отношение к людям как расходному материалу, средству для достижения каких-то глобальных целей. Раньше это была коллективизация, индустриализация; сегодня это рост оборота, продаж, EBITDA и т.п. Куча всевозможных экспертов из одной передачи в другую сыпят цифрами и фактами, за которыми невозможно разглядеть живого человека. Именно об этом пойдет дальше речь.

    У меня накопилась масса примеров манипуляций, используемых в продуктовом ритейле, но почти каждое посещение магазина дает мне новую "пищу для размышлений". Вчера в Максиме произошел очередной случай, заслуживающий детального изучения. Тщательность в данном случае необходима потому, что современные методы манипуляций включают в себя также и возможность уйти от моральной ответственности. То есть покупателя не только обманывают, но и заставляют винить в случившемся самого себя.
 Проходя мимо коробок с яйцами, я увидел над ними ценник формата А4 "0,95 евро". Я взял десяток и отправился к кассам. Проверяя на выходе чек, я обнаружил, что цена "в пути смогла подрасти" до 1,25 евро. Уже не в первый раз стал выяснять с кассиром очередной ценовой полтергейст. У коробок с яйцами мне, дураку, было указано на цифры с обратной стороны ценника. Оказалось, что по 0,95 евро продавались со скидкой крупные яйца, а тут же лежали средние по 1,25 евро. Мне также указали на букву L на ценнике, тогда как у меня были яйца с буквой М. Вывод простой - сам дурак. Даже возразить нечего. Смотреть надо, что берешь. Только вот сам ценник был установлен именно так, чтобы дураков было как можно больше. Когда человек видит товар и цену рядом с товаром, то он, конечно, думает, что это цена товара, рядом с которым она размещена. Если бы рядом был другой ценник, возникло бы желание выяснить, что почем. Но раз цена одна, то такого желания не возникает. На своем рабочем месте я всегда руководствовался принципом "Не важно, что ты сказал клиенту - важно, что он понял." Сотрудники Максимы руководствуются тем же принципом с небольшой поправкой. Формально они сообщают правильную информацию, но так, чтобы как можно большее количество покупателей ее поняло неправильно.

    Это еще не конец истории. Когда я попросил поменять дорогие яйца на дешевые, мне отказали. И уже дома обнаружил в том же чеке, который в расстроенных чувствах не стал проверять до конца, что купленные мной яблоки также подорожали в цене с 0,55 евро до 0,79.

Skābais krē**ms
 

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru