2016. gada 25. febr.
2016. gada 24. febr.
"Долгая счастливая жизнь" (1966)
«И ведь отказываешься не только от красавицы, которая сдуру к тебе прибежала вместе с тепло укутанной смешной дочерью, — отказываешься от всего сразу, от долгой счастливой жизни вообще. Ее никогда теперь не будет. Что-то будет, и даже вполне приличное, а долгой счастливой жизни — нет.»
«Шпаликов, конечно, понимал, что в 60-е было всё непросто. И он выстраивал настоящие 60-е, а не идиллическую картинку. Например, он снял сам по собственному сценарию «Долгую счастливую жизнь» с Лавровым и Гулая — великий фильм, где разоблачён изнутри дутый супермен 60-х годов, который позировать умеет, а жить не умеет.»
Д.Быков, «Прыг-скок, обвалился потолок», «Новая газета», 9.11.2012г.
«Шпаликов, конечно, понимал, что в 60-е было всё непросто. И он выстраивал настоящие 60-е, а не идиллическую картинку. Например, он снял сам по собственному сценарию «Долгую счастливую жизнь» с Лавровым и Гулая — великий фильм, где разоблачён изнутри дутый супермен 60-х годов, который позировать умеет, а жить не умеет.»
Д.Быков, передача «Один» от 19.02.2016г.
Мне кажется, что вопрос о Геннадии Шпаликове в передаче Д.Быкова прозвучал в связи со сборником статей "Советский пациент", в который я включил посты о фильмах, посвященных «шестидесятникам», начиная с «Девять дней одного года» 1962 года и заканчивая «Полетами во сне и наяву» 1982 года. Среди обсуждаемых фильмов есть три, снятых по сценариям Шпаликова, - "Я шагаю по Москве", "Застава Ильича", "Ты и я".2016. gada 23. febr.
День радио
У меня появилась пара мыслей в связи с прослушанными передачами на Эхе и Свободе.
Сначала по поводу прозвучавшей в последней передаче Дмитрия Быкова «Один» идеи о самодостаточности обреченного сопротивления в «Хаджи-Мурате» и самодостаточности жертвенности Христа и Януша Корчака.
Сначала по поводу прозвучавшей в последней передаче Дмитрия Быкова «Один» идеи о самодостаточности обреченного сопротивления в «Хаджи-Мурате» и самодостаточности жертвенности Христа и Януша Корчака.
2016. gada 16. febr.
Мои комментарии. Избранное
2016. gada 12. febr.
"Советский пациент", сборник статей
В 2014-15 годах я написал дюжину статей о советских фильмах, посвященных "шестидесятникам", начиная с "Девять дней одного года", снятого в 1962 году, и заканчивая "Полетами во сне и наяву" 1982 года. В результате получился довольно связный сборник статей. Но так как статьи разбросаны в интернет-пространстве, я решил его оформить в виде PDF-файла.
Чтобы его открыть, щелкните по картинке.
Чтобы его открыть, щелкните по картинке.
2016. gada 11. febr.
"Война и мир" (2016)
Британский сериал «Война и мир», показ которого завершился на прошлой неделе, вызвал бурную дискуссию среди русскоязычной аудитории, выросшей на интерпретации школьной программы и экранизации Сергея Бондарчука. Любопытно проанализировать современную европейскую трактовку произведения русского классика, чтобы еще раз попытаться в этом отражении разглядеть и понять самих себя.
2016. gada 10. febr.
Дебаты
Так как меня забанили в философском сообществе, я дискутирую с членами сообщества посредством личной переписки. Ниже содержание сегодняшней по поводу вот этого комментария:
Ответ на комментарий в философском сообществе 2016-02-09 21:40
sent to arhipolemos
Так как меня в философском сообществе заблокировали, отвечу Вам здесь. Я полностью согласен с Вашим комментарием, но меня абсолютно не устраивает форма его подачи. И эта форма полностью нигелирует содержание комментария. Вы пишете о наивном, примитивном представлении автора и тут же сразу переходите на категории, которые человек с примитивными представлениями не в состоянии воспринять. Даже мне, человеку, читавшему Хайдеггера, требуются усилия, чтобы понять Ваш текст. Этот философский снобизм приводит к тому, что философы "слишком далеки от народа". А основатель экономической Фрайбургской школы, ставшей теоретической основой германского послевоенного экономического чуда, Вальтер Ойкен дружил с Эдмундом Гуссерлем и использовал методологию трансцедентальной феноменологии в своей теории. Вы же обращаетесь только к тем, кто владеет предметом на Вашем уровне.
Ответ на комментарий в философском сообществе 2016-02-09 21:40
sent to arhipolemos
Так как меня в философском сообществе заблокировали, отвечу Вам здесь. Я полностью согласен с Вашим комментарием, но меня абсолютно не устраивает форма его подачи. И эта форма полностью нигелирует содержание комментария. Вы пишете о наивном, примитивном представлении автора и тут же сразу переходите на категории, которые человек с примитивными представлениями не в состоянии воспринять. Даже мне, человеку, читавшему Хайдеггера, требуются усилия, чтобы понять Ваш текст. Этот философский снобизм приводит к тому, что философы "слишком далеки от народа". А основатель экономической Фрайбургской школы, ставшей теоретической основой германского послевоенного экономического чуда, Вальтер Ойкен дружил с Эдмундом Гуссерлем и использовал методологию трансцедентальной феноменологии в своей теории. Вы же обращаетесь только к тем, кто владеет предметом на Вашем уровне.
2016. gada 1. febr.
Иисус Христос и принц датский Гамлет
В сентябре прошлого года я изложил свое понимание евангельской притчи о Христе и фарисеях, обратив внимание на противоречие между тем, что сказал сын божий и тем, что имеют в виду современники, когда цитируют "кто без греха, первый брось в нее камень". Потому что намного важнее то, чего он не говорил. Он не сказал, что женщина, обличенная в прелюбодеянии, не грешила. Он не сказал, что на грехи не нужно обращать внимание. И он не сказал, что сокрытие греха равнозначно его прощению. В уже не раз упоминавшейся мною статье подчеркивается, что христианское прощение не требует обязательного раскаяния грешника. Но констатация самого факта грехопадения, я думаю, необходима.
В статье "Иисус и фарисеи" речь шла об "одной слезинке ребенка" Ивана Карамазова, противопоставленной христианскому догмату всепрощения. Теперь я предлагаю взглянуть через призму евангельской притчи на трагедию Шекспира "Гамлет". У Шекспира есть пьеса, чей сюжет близок ветхозаветной книге Иова - это "Король Лир". Сюжет "Гамлета" напоминает нам библейскую притчу о Каине и Авеле. Кто-то может спросить: разве в соответствии с христианской заповедью принц датский не должен был простить убийц вместо того, чтобы губить других и себя в пламени бесплодной жажды мести? Именно этот упрек часто звучит в адрес другого литературного героя - графа Монте Кристо. Здесь важно понять, чем ситуация Гамлета отличается от истории узника замка Иф. Жертвы второго узнают о причине свалившихся на них несчастий post factum. Раскаяние не входит в список его орудий мести. Да они на это и не способны. Но неспособность героев Дюма к раскаянию обусловлена жанром приключенческого романа, который, как и современные боевики, не предусматривает психологической глубины. Что касается Гамлета, то его поступки нельзя объяснить простой жаждой мести. Если Монте Кристо тайком плетет нить заговоров, принц датский почти открыто обвиняет дядю и мать в убийстве отца. Его поступок выглядит глупо, так как теперь убийца пытается заставить его замолчать навсегда. Но прежде он произносит следующий монолог:
В статье "Иисус и фарисеи" речь шла об "одной слезинке ребенка" Ивана Карамазова, противопоставленной христианскому догмату всепрощения. Теперь я предлагаю взглянуть через призму евангельской притчи на трагедию Шекспира "Гамлет". У Шекспира есть пьеса, чей сюжет близок ветхозаветной книге Иова - это "Король Лир". Сюжет "Гамлета" напоминает нам библейскую притчу о Каине и Авеле. Кто-то может спросить: разве в соответствии с христианской заповедью принц датский не должен был простить убийц вместо того, чтобы губить других и себя в пламени бесплодной жажды мести? Именно этот упрек часто звучит в адрес другого литературного героя - графа Монте Кристо. Здесь важно понять, чем ситуация Гамлета отличается от истории узника замка Иф. Жертвы второго узнают о причине свалившихся на них несчастий post factum. Раскаяние не входит в список его орудий мести. Да они на это и не способны. Но неспособность героев Дюма к раскаянию обусловлена жанром приключенческого романа, который, как и современные боевики, не предусматривает психологической глубины. Что касается Гамлета, то его поступки нельзя объяснить простой жаждой мести. Если Монте Кристо тайком плетет нить заговоров, принц датский почти открыто обвиняет дядю и мать в убийстве отца. Его поступок выглядит глупо, так как теперь убийца пытается заставить его замолчать навсегда. Но прежде он произносит следующий монолог:
За что прощать того, кто тверд в грехе?
У нас нередко дело заминает
Преступник горстью золота в руке,
И самые плоды его злодейства
Есть откуп от законности. Не то
Там, наверху. Там в подлинности голой
Лежат деянья наши без прикрас,
И мы должны на очной ставке с прошлым
Держать ответ.
У нас нередко дело заминает
Преступник горстью золота в руке,
И самые плоды его злодейства
Есть откуп от законности. Не то
Там, наверху. Там в подлинности голой
Лежат деянья наши без прикрас,
И мы должны на очной ставке с прошлым
Держать ответ.
2016. gada 15. janv.
Vai valstij jāpārdod savas LMT un Lattelecom daļas?
"Markss pārnesis nepieciešamas kritikas smaguma centru nav kur tam jābūt. Izšķirošam apstāklim bija nevis tas, ka mašina nepieder strādniekam, bet tas, ka darba pircēji, kuriem piederēja mašinas, uzrādīja pieprasījumu monopola tirgus ietvaros.
Joprojām ir plaši izplatītas ilūzijas sakarā ar to, ka centralizēta regulēšana esot «sociāla»."
«Kas pieder visiem nepieder nevienam vai drizāk dažiem, kas isteno īpašuma tiesības no «visu» varda... kollektivs īpašums padara par iespējāmu butiski augstāku socialas nevienlīdzības limeņi un asākas tās formas salīdzinajumā ar privātu īpašumu.»
Kāpēc Latvijas valsts visu laiku nodarbojas ar uzņēmējdarbību it kā citu rūpju tai nav? Kāpēc Latvijas pilsoņiem ir jādomā par to kas notiek airBaltic, Lattelekomā, Latvenergo un tā tālāk? Kāpēc Latvijas politika izskatās pēc cīņas par šiem gardajiem kumosiem? Vai Īrijas valsts iegulda naudu kompānijā Ryanair? Vai īri katru dienu lasa un doma par to kas notiek šajā uzņēmumā?
Joprojām ir plaši izplatītas ilūzijas sakarā ar to, ka centralizēta regulēšana esot «sociāla»."
Valters Ojkens, «Ekonomiskas politikas pamatprincipi»
«Kas pieder visiem nepieder nevienam vai drizāk dažiem, kas isteno īpašuma tiesības no «visu» varda... kollektivs īpašums padara par iespējāmu butiski augstāku socialas nevienlīdzības limeņi un asākas tās formas salīdzinajumā ar privātu īpašumu.»
Aleksanders Rjustovs
Kāpēc Latvijas valsts visu laiku nodarbojas ar uzņēmējdarbību it kā citu rūpju tai nav? Kāpēc Latvijas pilsoņiem ir jādomā par to kas notiek airBaltic, Lattelekomā, Latvenergo un tā tālāk? Kāpēc Latvijas politika izskatās pēc cīņas par šiem gardajiem kumosiem? Vai Īrijas valsts iegulda naudu kompānijā Ryanair? Vai īri katru dienu lasa un doma par to kas notiek šajā uzņēmumā?
О вещем Олеге и кудеснике
Для меня Алан Рикман всегда ассоциировался с главным злодеем из "Крепкого орешка". В поисках выразительного кадра я вдруг снова задумался о том, насколько фильм оказался пророческим. Но тут же понял, что в этом кроется главная ошибка американских спецслужб, так беспощадно высмеянных в боевике. Авторы не пророчествовали, а издевались над косностью и зашоренностью ФБР конца 80-х. Это был сигнал тревоги в эпоху культурного тоталитаризма "Рэмбо" и "Командос". Ганс Грубер с неподражаемым интеллектуальным изяществом манипулирует идеологическими штампами и бюрократическими шаблонами федеральных агентов.
2016. gada 14. janv.
2016. gada 11. janv.
2015. gada 31. dec.
Новости шоу-бизнеса
В нашем городке с наступлением холодов начались представления звезд местного шоу-бизнеса. Как говорится, каждый зарабатывает себе на хлеб, чем умеет. Что касается диких уток, окончательно забивших на осенне-весенние перелеты ради круглогодичного бенефиса на городском канале, то хлеб здесь имеется в виду в прямом смысле. Представители дикой фауны развязно бродят под ногами у прохожих, недвусмысленно намекая на цель своих прогулок. Иногда даже становится страшно за какого-нибудь едва стоящего на ногах карапуза, которого родители привели "покормить уточек". Неподалеку от "поналетевших" местные вороны усердно клюют под деревом какие-то ягоды. А что делать, если клювом не вышел.
Возле садовых участков коты подкарауливают сердобольных дачниц. Однажды идущий впереди мужчина вдруг начал размахивать руками. От него отбежал рыжий, слегка уступающий по комплекции Гарфилду кот и направился ко мне. Походка вразвалочку и скучающее выражение морды никак не выдавали его намерений. Приблизившись на достаточное расстояние, он с профессиональной ловкостью растянулся на спине, приняв мимишную позу. Когда я прошел мимо, он деловито прошмыгнул вперед и снова принял позу "олицетворенная безмятежность". Пока я дошел до поворота, он успел исполнить свой номер раз пять. Бедные дачницы, против этого кошачьего Марлона Брандо у них нет ни одного шанса.
Возле садовых участков коты подкарауливают сердобольных дачниц. Однажды идущий впереди мужчина вдруг начал размахивать руками. От него отбежал рыжий, слегка уступающий по комплекции Гарфилду кот и направился ко мне. Походка вразвалочку и скучающее выражение морды никак не выдавали его намерений. Приблизившись на достаточное расстояние, он с профессиональной ловкостью растянулся на спине, приняв мимишную позу. Когда я прошел мимо, он деловито прошмыгнул вперед и снова принял позу "олицетворенная безмятежность". Пока я дошел до поворота, он успел исполнить свой номер раз пять. Бедные дачницы, против этого кошачьего Марлона Брандо у них нет ни одного шанса.
2015. gada 22. dec.
2015. gada 21. dec.
2015. gada 19. dec.
2015. gada 16. dec.
О бюджете Риги на 2016 год
Я вчера ознакомился с некоторыми цифрами рижского бюджета на 2016 год. Приведу пару-тройку цифр, округленных для лучшего усвоения. Весь бюджет составил около 800 млн. евро, из них около 500 млн. планируют получить за счет подоходного налога. Всего население Риги где-то около 700 тысяч, из них в работоспособном возрасте 450 тысяч, пенсионеров 150 тысяч. На дотации Rīgas satiksme идет около 90 млн. Это, как не трудно посчитать, 11 процентов городского бюджета. На каждого работоспособного рижанина выходит где-то 200 евро из уплаченных за год налогов. Годовой оборот Rīgas satiksme около 140 млн. Выходит, что дотации покрывают около 65 процентов издержек предприятия. В отчете о прибылях и убытках сами дотации никак не отражены. Есть цифра оборота, есть разнообразные издержки, а о дотациях ни слова. Что-то из серии "сначала мы съедим твой бутерброд, а потом каждый будет есть свой." Также трудно понять, какую долю в этих дотациях составляют компенсации на обеспечение бесплатного проезда пенсионеров. В связи с этим я бы на месте оппозиции предложил заменить абстрактные дотации Rīgas satiksme на конкретные субсидии всем льготникам. Например, выплачивать пенсионерам ежемесячно по 25 евро на транспортные расходы, а они пусть сами решают, что с ними делать. Если они в состоянии решить на выборах самоуправления, кому руководить Ригой, то как-нибудь разберутся, что делать с этой прибавкой к пенсии: кататься на трамвае или купить так необходимые в их возрасте лекарства. Для городского бюджета это будет стоить 45 млн. в год. На эту же сумму можно сократить дотации Rīgas satiksme.
Также на эту тему: Pensionāru laiki
Также на эту тему: Pensionāru laiki
2015. gada 14. dec.
2015. gada 2. dec.
Мартин Лютер и Рене Декарт
Несколько лет мне не давал покоя вопрос: как соотносятся учения Мартина Лютера (1483-1548) и Рене Декарта (1596-1650)? Революционность обоих учений общепризнана, но есть ли что-нибудь общее в их революционности? В "Истории европейской метафизики" Реформация была охарактеризована как способ освобождения европейцев от метафизического аутизма: "Религия дальше двигалась не вглубь, а вширь. Теперь любой мог трактовать Святое Писание, используя "здравый смысл". Атеизм в принципе был субститутом протестантизма." А вот цитата, описывающая революционную суть учения Декарта:
"Освобождение от данной в Откровении достоверности спасения отдельной бессмертной души есть одновременно освобождение для такой достоверности, в которой человек сам собой может обеспечить себя назначением и задачей."
М.Хайдеггер, "Европейский нигилизм"
"Освобождение от данной в Откровении достоверности спасения отдельной бессмертной души есть одновременно освобождение для такой достоверности, в которой человек сам собой может обеспечить себя назначением и задачей."
М.Хайдеггер, "Европейский нигилизм"
Abonēt:
Komentāri (Atom)









