2016. gada 15. janv.

Vai valstij jāpārdod savas LMT un Lattelecom daļas?

"Markss pārnesis nepieciešamas kritikas smaguma centru nav kur tam jābūt. Izšķirošam apstāklim bija nevis tas, ka mašina nepieder strādniekam, bet tas, ka darba pircēji, kuriem piederēja mašinas, uzrādīja pieprasījumu monopola tirgus ietvaros.

Joprojām ir plaši izplatītas ilūzijas sakarā ar to, ka centralizēta regulēšana esot «sociāla»."

             Valters Ojkens, «Ekonomiskas politikas pamatprincipi»

«Kas pieder visiem nepieder nevienam vai drizāk dažiem, kas isteno īpašuma tiesības no «visu» varda... kollektivs īpašums padara par iespējāmu butiski augstāku socialas nevienlīdzības limeņi un asākas tās formas salīdzinajumā ar privātu īpašumu.»
             Aleksanders Rjustovs

    Kāpēc Latvijas valsts visu laiku nodarbojas ar uzņēmējdarbību it kā citu rūpju tai nav? Kāpēc Latvijas pilsoņiem ir jādomā par to kas notiek airBaltic, Lattelekomā, Latvenergo un tā tālāk? Kāpēc Latvijas politika izskatās pēc cīņas par šiem gardajiem kumosiem? Vai Īrijas valsts iegulda naudu kompānijā Ryanair? Vai īri katru dienu lasa un doma par to kas notiek šajā uzņēmumā?

О вещем Олеге и кудеснике

Для меня Алан Рикман всегда ассоциировался с главным злодеем из "Крепкого орешка". В поисках выразительного кадра я вдруг снова задумался о том, насколько фильм оказался пророческим. Но тут же понял, что в этом кроется главная ошибка американских спецслужб, так беспощадно высмеянных в боевике. Авторы не пророчествовали, а издевались над косностью и зашоренностью ФБР конца 80-х. Это был сигнал тревоги в эпоху культурного тоталитаризма "Рэмбо" и "Командос". Ганс Грубер с неподражаемым интеллектуальным изяществом манипулирует идеологическими штампами и бюрократическими шаблонами федеральных агентов.


2015. gada 31. dec.

Новости шоу-бизнеса

В нашем городке с наступлением холодов начались представления звезд местного шоу-бизнеса. Как говорится, каждый зарабатывает себе на хлеб, чем умеет. Что касается диких уток, окончательно забивших на осенне-весенние перелеты ради круглогодичного бенефиса на городском канале, то хлеб здесь имеется в виду в прямом смысле. Представители дикой фауны развязно бродят под ногами у прохожих, недвусмысленно намекая на цель своих прогулок. Иногда даже становится страшно за какого-нибудь едва стоящего на ногах карапуза, которого родители привели "покормить уточек". Неподалеку от "поналетевших" местные вороны усердно клюют под деревом какие-то ягоды. А что делать, если клювом не вышел.

    Возле садовых участков коты подкарауливают сердобольных дачниц. Однажды идущий впереди мужчина вдруг начал размахивать руками. От него отбежал рыжий, слегка уступающий по комплекции Гарфилду кот и направился ко мне. Походка вразвалочку и скучающее выражение морды никак не выдавали его намерений. Приблизившись на достаточное расстояние, он с профессиональной ловкостью растянулся на спине, приняв мимишную позу. Когда я прошел мимо, он деловито прошмыгнул вперед и снова принял позу "олицетворенная безмятежность". Пока я дошел до поворота, он успел исполнить свой номер раз пять. Бедные дачницы, против этого кошачьего Марлона Брандо у них нет ни одного шанса.
 

2015. gada 16. dec.

О бюджете Риги на 2016 год

   Я вчера ознакомился с некоторыми цифрами рижского бюджета на 2016 год. Приведу пару-тройку цифр, округленных для лучшего усвоения. Весь бюджет составил около 800 млн. евро, из них около 500 млн. планируют получить за счет подоходного налога. Всего население Риги где-то около 700 тысяч, из них в работоспособном возрасте 450 тысяч, пенсионеров 150 тысяч. На дотации Rīgas satiksme идет около 90 млн. Это, как не трудно посчитать, 11 процентов городского бюджета. На каждого работоспособного рижанина выходит где-то 200 евро из уплаченных за год налогов. Годовой оборот Rīgas satiksme около 140 млн. Выходит, что дотации покрывают около 65 процентов издержек предприятия. В отчете о прибылях и убытках сами дотации никак не отражены. Есть цифра оборота, есть разнообразные издержки, а о дотациях ни слова. Что-то из серии "сначала мы съедим твой бутерброд, а потом каждый будет есть свой." Также трудно понять, какую долю в этих дотациях составляют компенсации на обеспечение бесплатного проезда пенсионеров. В связи с этим я бы на месте оппозиции предложил заменить абстрактные дотации Rīgas satiksme на конкретные субсидии всем льготникам. Например, выплачивать пенсионерам ежемесячно по 25 евро на транспортные расходы, а они пусть сами решают, что с ними делать. Если они в состоянии решить на выборах самоуправления, кому руководить Ригой, то как-нибудь разберутся, что делать с этой прибавкой к пенсии: кататься на трамвае или купить так необходимые в их возрасте лекарства. Для городского бюджета это будет стоить 45 млн. в год. На эту же сумму можно сократить дотации Rīgas satiksme.

Также на эту тему: Pensionāru laiki
 

2015. gada 2. dec.

Мартин Лютер и Рене Декарт

Несколько лет мне не давал покоя вопрос: как соотносятся учения Мартина Лютера (1483-1548) и Рене Декарта (1596-1650)? Революционность обоих учений общепризнана, но есть ли что-нибудь общее в их революционности? В "Истории европейской метафизики" Реформация была охарактеризована как способ освобождения европейцев от метафизического аутизма: "Религия дальше двигалась не вглубь, а вширь. Теперь любой мог трактовать Святое Писание, используя "здравый смысл". Атеизм в принципе был субститутом протестантизма." А вот цитата, описывающая революционную суть учения Декарта:
"Освобождение от данной в Откровении достоверности спасения отдельной бессмертной души есть одновременно освобождение для такой достоверности, в которой человек сам собой может обеспечить себя назначением и задачей."
                М.Хайдеггер, "Европейский нигилизм"

2015. gada 18. nov.

Конспект

В "Занимательной истории экономических учений" обсуждалась проблема изучения наследия ученых-экономистов прошлого. С одной стороны, для чтения работ размером в несколько сотен страниц у студентов нет ни времени, ни сил. С другой стороны, трактовки их учений в учебниках бывают далеки от оригинала. Когда-то я уже описывал чтение таких интерпретаций как попытку смотреть на картину мира, созданную великим мыслителем, через замочную скважину мировосприятия какого-нибудь кандидата наук. Мне кажется, одним из способов решения этой проблемы могут быть конспекты работ великих мыслителей, содержащие прямые цитаты их многостраничных трудов. Любой сможет напрямую, без посредников ознакомиться с ключевыми идеями без каких-либо искажений, возникающих при ретрансляции. Здесь, правда, возникают другие трудности. а именно недостаток контекста, вырванность из структуры книги. Но в случае Вальтера Ойкена недостаток превращается в достоинство, ибо афористичность конспекта ломает уже ставшим ортодоксальным дедуктивное восприятие экономической науки.
"Именно так вырабатываются принципы. Они не выводятся дедуктивным методом из аксиом и, разумеется, не противопоставляются истории. Скорее они формулируются путем глубокого осмысления истории, в первую очередь экономической политики и опыта, накопленного при ее проведении."
Главная задача этого конспекта - попытаться деконструировать восприятие экономической науки как чисто дедуктивной дисциплины.
"«Научный метод имеет гораздо большее значение, чем какое-либо отдельно взятое открытие» (Кювье). Сказанное относится и к экономической науке. И в настоящей книге важнее, чем все детали, является метод, а именно мышление категориями экономической политики, в поддержку которого она выступает и которое позволяет сформулировать и решить проблему."

2015. gada 17. nov.

О виртуальной реальности

Считается, что виртуальная реальность тесно связана с использованием компьютеров и подобных им гаджетов. То есть чем больше ты проводишь времени за компьютером, тем больше ты погружаешься в виртуальную реальность. Но ситуация может быть с точностью до наоборот. Людей, не имеющих доступа к интернету, намного легче погрузить в виртуальную реальность. Сегодня это хорошо видно на примере зрителей Первого, НТВ и подобных телеканалов.

Одной из серьезных проблем современного общества стала игровая зависимость. Говорят, что люди, страдающие этим недугом, пытаются компенсировать таким образом неудачи в реальной жизни. То есть получается, что люди, успешные в реальной жизни, - такие же зависимые игроманы, просто у их игр графика получше. Потому что очень трудно поверить в реальность пользы от ручных часов за полмиллиона долларов. Оценить их сможет только другой игрок, набравший в той же игре очков на часы хотя бы за пятьдесят тысяч долларов. В этом смысле они мало чем отличаются от коллекционеров бейсбольных карточек, просто у них PR-менеджеры лучше.

2015. gada 15. nov.

III Воскресные чтения

 "Что средневековые богословы по-своему, т.е. перетолковывая, изучают Платона и Аристотеля, это то же самое, как когда Карл Маркс использует для своего политического мировоззрения метафизику Гегеля."

                Мартин Хайдеггер, "Европейский нигилизм"

I Воскресные чтения

2015. gada 12. nov.

И правда - зачем?

Почти никогда не использую ЖЖ для текстов на злобу дня, но вчера меня забанили в философском сообществе после вот такой переписки с одним из модераторов сообщества. В ней удалены два комментария - один модератора, где он утверждает, что у меня хуй в башке и мой ответ, который сохранился в архиве Яндекса:

"Почему некоторые считают, что мат делает их интересными и оригинальными? Ведь за вычетом мата они все равно несут все ту же занудную пургу. Видимо в армии не служили, не умеете фильтровать базар. Те, кто прошел армию, обычно знают цену слов."
 

2015. gada 11. nov.

Глядя в телевизор/монитор 3

Начало

Человеческий мозг - вещь довольно капризная и своенравная. Если он отказывается работать, то никакие угрозы или уговоры не помогут. Нужно просто оставить его в покое, пока он сам не даст о себе знать. А я тем временем обращусь к телевизионным забавам. Увы, но если я решил его оставить в покое, то это еще не значит, что он сделает то же самое. Поэтому вот...

На днях вдруг подумал по поводу откоментенной открытки Чака Лорри: а ведь он сам навешивает на ньюйоркцев ярлыки.

2015. gada 6. nov.

В поисках научного мышления

С момента возникновения экономической науки и по сей день ключевым остается вопрос о степени ее научности. После мирового финансового кризиса 2008 года, оказавшемся для большинства экономистов полной неожиданностью, он актуализировался до отказа им в праве называться учеными. И это несмотря на то, что современные экономические исследования по своей форме мало чем уступают научным работам в квантовой физике. Сами экономисты постоянно подчеркивают разницу между экономическим научным мышлением и обыденным сознанием. В качестве примера часто приводят разницу в восприятии дефицитного финансирования экономистами и простыми обывателями. При этом любой, кто считает жизнь в долг неприемлемой, по умолчанию зачисляется в дилетанты. Но если непонимание рядовыми гражданами принципов работы реактивных двигателей никак не вредит ракетостроению, отсутствие обратной связи в экономической политике может полностью разрушить планы правительства, разработанные в соответствие с рекомендациями ученых-экономистов. Ниже я попробую изложить свое видение проблемы взаимоотношения экономического научного мышления с обыденным сознанием.

2015. gada 3. nov.

Капитализм 3

Еще в 2009 году я написал небольшой пост с цитатами из "Этики протестантизма и дух капитализма" (1905г.) Макса Вебера, чтобы доказать ошибочность поисков причин мирового финансового кризиса 2008 года в "природе капитализма". Другой не менее важной его задачей было разоблачение попыток жуликов всех мастей оправдать свои поступки все той же "природой капитализма". Сегодня в свете разразившегося скандала вокруг Фольксваген и непрекращающихся скандалов вокруг крупнейших банков по обе стороны Атлантики, эта тема снова приобрела актуальность.

2015. gada 30. okt.

Неофеодальный образ мышления

После "Принципов экономической науки" А.Маршалла и "Экономикс" Макконелла и Брю я решил заглянуть в учебник для неэкономистов Пола Хейне, изданный на русском языке в 1991 году, - "Экономический образ мышления". Несмотря на то, что книга рассчитана на тех, кто изучает основы Экономикс для общего развития, написана она интересно и убедительно. И в этом кроется ее огромное значение для понимания сегодняшней социально-экономической действительности, которая сформировалась под воздействием изложенных в ней идей.
"Мнение людей, их духовная позиция являются для ориентации экономической политики намного важнее, чем сами экономические факты."
                Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики"