2017. gada 28. jūn.

"Леон Морен, священник"

Господи, дай мне то, что осталось у Тебя, дай мне то, что у Тебя никогда не просили. Я не прошу у Тебя ни спокойствия, ни отдыха для души или тела. Все просят этого столько, что у Тебя больше не может быть. Господи, дай мне то, что у Тебя осталось, дай мне то, от чего отказываются, дай мне то, что другим не нужно. А также дай мне силу и мужество. Ибо только ты можешь дать то, что можно получить только от себя самого.

2017. gada 9. maijs

Эффект бабочки

"С историей обстоит так, что все, ставящее спектакль и бросающееся в глаза, не главное дело. Нервы невидимы, подобно тому как существенное вообще невидимо."
из письма графа Йорка Дильтею,
цитируется по М.Хайдеггер, "Бытие и время"
 
18 декабря 2013 года в философском ЖЖ-сообществе под постом "Фрайбургская школа" ivangogh оставил комментарий следующего содержания:
 
Ордолибералы в общем-то были скорее антикейнсианцы. Насчет же "обратить внимание на..." - ну, например, вот такая есть статья 2010 года (читать со 2 параграфа): http://www.liberty.ru/Themes/Staryj-novyj-poryadok-odnim-Stalinym-men-she
  
7 мая 2017 года на президентских выборах во Франции побеждает Эмануэль Макрон. Выборы по своему значению для судьбы Европы не уступают Аустерлицу и Ватерлоо. В выборах участвовали миллионы, были потрачены десятки, сотни миллионов, следили за выборами миллиарды. Но исход выборов был предрешен 3,5 года назад коротким комментарием в ЖЖ.
 

2017. gada 2. apr.

По ту сторону добра

Ко мне часто приходят интересные мысли, которые я через полчаса забываю.
Только что подумал о порочности придуманной Ницше системы нравственных координат, в которой есть область "по ту сторону добра и зла". Приверженец данной системы как бы возвышается над мелочной суетой по поводу того, "что такое хорошо, а что такое плохо". Данная позиция совпадает с марксистским подходом ко всем учениям как ошибочным. Бывшие советские философы уже не проповедуют марксизм, но по-прежнему относятся к немарксистским учениям как чему-то несовершенному. Они с высокомерием взирают на все поиски истины, считая, что находятся "над схваткой". Но проблема в том, что в сообществе людей такого места просто не существует. Так же как не существует пространства "вне политики", потому что не существует самой политики. Политикой обычно пытаются назвать грязные приемы, не соответствующие моральным нормам. Поэтому была придумана сфера деятельности, в которой можно безнаказанно нарушать общепринятые нормы морали.


2017. gada 1. apr.

Law & Billions 3

Начало

После просмотра последней серии «Миллиардов» я решил провести детоксикацию организма и запустил пилотную серию «Закон и порядок».


И тут меня снова ждал сюрприз.

2017. gada 29. marts

Law & Billions 2

Предыдущий пост, посвященный сериалу «Миллиарды», я написал после просмотра 7-ой серии первого сезона. Логично предположить, что выводы лучше делать, когда получен максимальный объем информации. Но жизненный опыт подсказывает, что лишняя информация может стать теми самыми деревьями, за которыми не будет видно леса. Интуиция часто бывает лучшим способом оценки информации. Просмотр следующих серий подтвердил правильность моего подхода.

Сначала небольшой нюанс, о котором я забыл упомянуть в предыдущем посте. Цитаты из сериала «Закон и порядок» я опубликовал в апреле прошлого года, но сама сцена первый раз была упомянута в статье
«О русской литературе» в июне 2008 года. Поэтому совпадение, которое я назвал забавным, можно также считать закономерным.

В 9-ой серии была озвучена идея сотрудничества с эсэсовцами для оправдания использования грязных приемов против сотрудников Аксельрода.

 - Даже если он чист как долбаный Папа Римский, он все равно работает в грязной конторе. Это всегда заканчивается и заканчивается всегда плохо.
- Надо знать, на что идешь.
- Это как портной, который шьет форму нацистам.
- О, большой контракт.
- Да, и ведь тебе наплевать, если он его потеряет. И совсем не обязательно, чтобы он ненавидел евреев.
- Ее часто и шили евреи в рабочих лагерях.

2017. gada 25. marts

Law & Billions

Недавно начал смотреть сериал «Миллиарды». Стилистически он напоминает «Предел риска» и «Игру на понижение», скрещенные с сериалом «Закон и порядок». Герой сериала – прокурор – противостоит герою фильмов – беспринципному дельцу из хедж фонда. Вроде бы понятно, на чьей стороне должны быть симпатии авторов. Но, будучи хорошо знаком с нравами современной киноиндустрии, я не торопился с выводами. Даже пламенный монолог прокурора во второй серии в защиту законности и порядка меня не убедил, во многом благодаря репликам его жены, работающей психологом в фирме у заклятого врага мужа. Она в сериале выступает этаким беспристрастным медиатором, знающей все о всех.
- Я работаю на благо общества.
- Нет, ты работаешь на благо Чака Роуза, но иногда ваши интересы совпадают.


2017. gada 21. marts

Махонька черточка

«… если человек виновен, то уж, конечно, можно, во всяком случае, чего-нибудь существенного от него дождаться; позволительно даже и на самый неожиданный результат рассчитывать.»
Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание»

Когда пишешь какую-нибудь аналитику, всегда остается шанс, что мысль не продумана до конца. Проблема в том, что определить это своевременно никак нельзя. Вот, вроде бы, напишешь глубокий, хорошо продуманный текст, просто само совершенство, а потом вдруг обнаружишь, что раскрученный маховик аналитики продолжает перемалывать факты, преподнося очередные сюрпризы.

2017. gada 16. marts

Don't play games until games play you

Индустрия телесериалов за последние полвека прошла длинный путь и смогла достичь в лучших своих образцах уровня настоящего искусства. Вместо незатейливых историй, похожих на детские сказки, авторы стали предлагать все более сложные сюжеты, в которых делаются попытки отразить жизнь по ту сторону телеэкрана, даже если это фантастический сериал или фэнтези.


Так в двух словах можно описать идею сериала «Мир дикого Запада». Парк развлечений с актерами-андроидами погружает гостей в атмосферу американского вестерна. Бесконечные сцены насилия, повторяющиеся в стиле «Дня сурка», напоминают боевики полувековой давности. Лично мне надоело на это смотреть уже к середине второй серии и только восторженные отзывы тех, кто досмотрел до конца, заставили меня вернуться к просмотру сериала.

2017. gada 13. marts

Alex in Ludenland

11.02.17
Сегодня почти все уверены в деструктивности происходящего, ассоциирующегося с деградацией и упадком. Одновременно растет энтузиазм среди людей, осознающих значимость своего участия в происходящем. Ситуация выглядит более катастрофичной, чем несколько лет назад, но в лучшую сторону ее отличает взрывной рост количества тех, кто это осознает. Ибо опасность любой социальной катастрофы измеряется как фактическое состояние дел, деленное на осознание опасности обществом. Сегодня уже мало кто верит в то, что все нормализуется само собой. И эта всеобщая встревоженность радует больше, чем поголовная умиротворенность перед лицом неминуемой катастрофы.

2017. gada 10. marts

Не стой на пути у высоких чувств

Год назад я написал статью, посвященную дискуссии вокруг продажи государственной доли в латвийских телекоммуникационных компаниях Lattelecom и LMT. Моя позиция была однозначной: не дело государства заниматься коммерческой деятельностью. Во-первых, потому что его главная задача – определять правила игры и следить за тем, чтобы никто их не нарушал. Участие в игре арбитра уже является нарушением правил. Во-вторых, игрок из государства никудышный, что было доказано не раз.

На днях на портале Project Syndicate прочитал пару статей (1, 2), в которых снова пишут об огромной роли государства в развитии новых технологий и необходимости его прямого участия в доходах этих отраслей. В качестве доказательства приводится доля государства в совокупных расходах на научно-исследовательскую деятельность, что, якобы, является доказательством необходимости его большего участия в доходах. Для этого предлагается создать государственные венчурные компании.

2017. gada 2. marts

Ordnungspolitik, Фрайбургская школа и основы правил (вторая часть)

Перевод с английского Viktor J. Vanberg, "Ordnungspolitik, the Freiburg School and the Reason of Rules"

Первая часть

версия в PDF


Перед более детальным рассмотрением различных причин, обуславливающих правила, которые я хочу прокомментировать, полезно кратко описать основной вопрос нынешней дискуссии о европейском кризисе. В центре полемики вопрос об области, в которой или до пределов которой политика должна быть ограничена правилами, оспариваемый требованием предоставить дискретные полномочия для действий, считающихся целесообразными при данных обстоятельствах.

Дискретные полномочия означают, что правительство может выбрать среди возможных вариантов наиболее приемлемый в данной конкретной ситуации, «лучший» в его представлении, исходя из ожидаемых последствий и учитывая все обстоятельства. В противоположность этому ориентированная на правила политика означает, что правительство подчинено либо предписывающим и положительным правилам, которые требуют применения в конкретных проблемных ситуациях конкретный тип действий, либо запретительным (отрицательным) правилам, которые требуют воздержаться от определенных видов деятельности.

2017. gada 28. febr.

Ordnungspolitik, Фрайбургская школа и основы правил (первая часть)

Данный текст является переводом с английского доклада Виктора Ванберга, сделанного в 2014 году. В чем значение этого доклада? Он кратко и в доступной форме объясняет основы ордолиберализма. Но его важность заключается не только в том, что мы можем ознакомиться с основами одного из течений экономической мысли. Главное в нем то, что он в корне меняет наше представление об экономике и политике, сформированное в последние 25 лет. Ключевым моментом в этом мировоззренческом перевороте является необходимость активного переосмысления сложившихся стереотипов теми, кто не имеет непосредственного отношения ни к экономической теории, ни к политике. Десятилетиями внушалось, что эта сфера деятельности – удел узких специалистов, на подготовку которых уходят годы. Данный доклад показывает, что для понимания ключевых моментов экономической теории достаточно обычного здравого смысла. Этот вывод в корне меняет не только восприятие людьми экономической науки, но и политики, так как теперь они могут потребовать вместо заумного теоретизирования простых и ясных ответов на свои вопросы. В подтверждение этой мысли приведу цитату Кидланда и Прескотта из заключительной части доклада: «В демократическом обществе считается предпочтительным, чтобы выбранные правила были просты и понятны, поэтому легко понять, когда политик отклоняется от политики».

Если после чтения доклада возникнет желание познакомиться с идеями ордолиберализма или Фрайбургской школы поближе, рекомендую подготовленный мной же конспект основной работы Вальтера Ойкена, упомянутой Виктором Ванбергом в докладе, - «Основные принципы экономической политики». Содержание 200-страничного труда там уместилось на 11 листах.

версия в PDF

2017. gada 26. febr.

История преодоления европейской метафизики

«Преодоление метафизики мыслится бытийно-исторически. Оно — предвестие начального превозмогания забвения бытия.

Перевертывание платонизма, когда для Ницше чувственное становится соответственно истинным миром, а сверхчувственное неистинным, целиком остается еще внутри метафизики. Такого рода преодоление метафизики, какое имеет в виду Ницше, причем в смысле позитивизма XIX столетия, есть, хотя бы и в своем высшем превращении, лишь окончательное увязание в метафизике. Создается, конечно, видимость, будто «мета», трансцендирование в сверхчувственное, отменяется в пользу опоры на чувственно-вещественную стихию, в то время как на деле просто завершается забвение бытия и сверхчувственное разнуздывается и хозяйничает в виде воли к власти.»

М.Хайдеггер, «Преодоление метафизики»

В 2008 году я написал небольшое эссе с амбициозным названием «История европейской метафизики». Эссе было написано на латышском языке, позже переведено на русский и опубликовано в философском ЖЖ сообществе. В латышском варианте упоминаются Гуссерль и Хайдеггер как философы, чьи работы послужили фундаментом для моих самостоятельных размышлений. Там же есть предупреждение о том, что, возможно, я не только стою на плечах великанов, но и шарю у них по карманам. Цитату выше можно считать очередным «ударом от классика». «История европейской метафизики» на самом деле является «Историей преодоления европейской метафизики». Перефразируя цитату Хайдеггера о поэтах и философах, я рассматриваю тот же самый предмет, но с другой точки зрения.

2017. gada 31. janv.

The importance of being a revolutionist

Это шиза какая-то - считать, что любой человек должен быть революционером.
Константин Сонин

Фраза, написанная профессором в ответ на мой комментарий к его посту, несмотря на некоторую категоричность, является одной из ключевых идей, порождающей многие проблемы современного общества. Ее родиной являются республики бывшего СССР, а носителями – эмигранты из этих республик в Европу, США и Канаду. Она служит оправданием для тех, кто решился уехать в надежде на лучшую долю. Не видя возможности «пригодиться, где родился», они перебираются туда, где в состоянии по достоинству оценить их способности. Но физическое перемещение в пространстве обусловлено отнюдь не географическими и климатическими особенностями тех мест, которые предпочитают эмигранты. Речь идет о социальной среде, то есть о мировоззрении тех людей, которые их окружают в новом месте проживания. Какие особенности их мировоззрения делают местную социальную среду столь благоприятной для самореализации?

2017. gada 25. janv.

О леди Хаксли и "ядовитой гадине" Милвертоне

Ровно год назад, 25 января 2016 года я начал писать «Иисус Христос и принц датский Гамлет», дожидаясь маму в коридоре амбулаторного отделения Бикерниеки. Обычно бывает трудно собраться с мыслями даже в идеальных условиях, но в тот раз мне оставалось только успевать записывать. Возможно, причиной тому был свежий воздух соснового леса, в котором располагалось отделение.

Сегодня я с интересом перечитываю написанные в тот период эссе с философским уклоном – «Иисус и фарисеи», «Иисус Христос и принц датский Гамлет», «Мартин Лютер и Рене Декарт», «О происхождении нигилизма». И не только для того, чтобы поностальгировать или потешить свой нарциссизм, а чтобы узнать и понять что-то новое. Это звучит странно, но нередко написанное мною служит для меня же источником новых идей, словно это писал кто-то другой. Мысль написанная и мысль прочитанная – две большие разницы, как говорят в Одессе.