2008. gada 3. jūl.

Режим ожидания

  Эту статью я написал, а, точнее, недописал год назад. Одна из главных причин, почему она провалялась в папке "Мои документы" год - нежелание лить воду на мельницу путинской пропаганды. Но сейчас мне не до жиру. Некоторые идеи перекочевали в мои статьи на латышском языке, другие расползлись путем рассылки статьи друзьям, поэтому навряд ли она будет выглядить такой уж свежей. 

  Климатические изменения, обусловленные деятельностью человека, перестали быть предметом обсуждения узкого круга ученых и энтузиастов. Даже предметом обсуждения их уже трудно назвать. Телевизионные передачи, посвященные этой теме, скорее напоминатют сводки с фронта. И положение на фронтах тяжелое. Пришло время огромному количеству людей, заселяющих огромные территории, подумать о планах отступления, обороны или контрнаступления на случай, "если завтра война".

   Паника, поднятая вокруг данного вопроса, начинает вызывать подозрения в попытке отвлечь людей от других важных проблем, например, от Ирака. Десятелетиями на вопли Гринписа политики обращали внимание не больше, чем на лепетание младенцев в соседней песочнице. А тут вдруг оказалось, что экологическая катастрофа должна наступить со дня на день. В такой ситуации атака марсиан была бы, наверное, еще более уместна.
    Но лучше поздно, чем никогда. Мы мобилизовались, сосредоточили свои усилия на решении вставшей перед человечеством проблемы и... И пришли к выводу, что таким решением является отказ от использования в бытовой технике режима ожидания. Постойте, речь, ведь, идет о судьбе человечества, какой там режим ожидания? Ну, еще было бы неплохо приобрести новую бытовую технику, в которой использованы современные энергосберегающие технологии. Как говорится, "Доктор, чтобы мне еще такого съесть, чтобы похудеть?". Но даже новые технологии - это уже перебор. Руководители американского автопрома с огромным вниманием выслушали пожелания Буша начать выпускать автомобили с гибридными двигателями, похвалили его за сообразительность и послали дальше играть в песочнице. Действительно, детский сад какой-то. И стоило разваливать Советский Союз, чтобы потом выслушивать от руководителя Соединенных Штатов наставления о необходимости думать еще о чем-то, кроме личной выгоды.
    Что же происходит с западной цивилизацией? Почему шум, поднятый вокруг угрозы изменения климата, прямо пропорционален пустоте предлагаемых решений? Все дело в том, что причина, лежащая в основе экологической катастрофы, по странному совпадению оказалась базисом современного западного общества. Как говорил один сантехник "Здесь новыми прокладками не обойдешься, нужно менять всю систему." И название той системы "Общество потребления". Призыв к уменьшению потребления в данном случае равносилен призыву к свержению существующего строя. Американцы хорошо это понимают, поэтому так неумолимы в отношении Киотского протокола.
    Какие же основопологающие принципы общества потребления оказались под угрозой? Это, в первую очередь, убеждение в необходимости постоянно преобретать новые товары, которые являются знаками положения субъекта в обществе. В большей мере именно это потребительское свойство товара имеет значение, так как остальные превзойти довольно сложно. Сегодня ярким примером этого принципа являются мобильные телефоны, которые преобретаются чаще всего только потому, что со старым появиться на публике становится просто неудобно. Это как если бы вы пришли на банкет в телогрейке. О физическом износе предметов потребления уже давно никто не вспоминает. В результате, если проанализировать, какую долю из совокупного потребления составляет удовлетворение реальных потребностей, то цифра может оказаться микроскопической.
    Далее следуют вопрос: из чего состоит то нереальное потребление и насколько оно нереально? Если мы вспомним Анну Каренину, то ее никто под паровоз не бросал, с голоду она не умирала, да и вообще мало кто в России того времени мог похвастаться таким положением. Чего же ей так не хватало, если смерть оказалась лучшим выходом? Общественного признания. Его необходимость для большинства людей настолько велика, что они ради него готовы на все. Социальность человека и является движущей силой данного вида потребления.
    Стремление к общественному признанию не означает безусловное стремление к потреблению. Речь идет о конкретном мировоззрении, при котором эти понятия близки к отождествлению. Рассмотрим смысловую нагрузку американского слова loser (неудачник). Это не просто название человека, который не смог добиться чего-либо в обществе. Смысл этого слова также составляет общественное призрение к данному положению, даже больше - его осуждение. Особенно четко смысловая разница заметна по сравнению с русским языком. Само слово "неудачник" найти в русской литературе будет не так легко, не говоря уже об отличиях в смысле. Неудачник в русской транскрипции вызывает скорее жалость, но ни в коем случае призрение или осуждение.
    Какие неотъемлемые признаки лузера? И здесь несомненно и железобетонно на первый план выходит материальное положение. То есть, идя от противного, материально обеспеченному человеку почти невозможно заслужить этот титул. Если для русского бедность - не порок, для американца - порок, и еще какой.
    О капиталистической жажде наживы мы слышали не так давно, чтобы уже не помнить. Насколько плоско марксизм отражал сущность капитализма хорошо заметно по феномену Куршавеля в современной России. Стоит, однако, признать, что аналогичное явление существовало здесь и в конце 19 - начале 20 века, начиная с "купечество гуляет" и заканчивая Серебрянным веком. В основе данного явления лежит православно-католическое противопоставление материального и духовного. Богатство само по себе не гарантирует спасение в загробной жизни. Поэтому на него возложена только одна функция - удовлетворять материальные потребности его владельцев. Но потребности человека, на самом деле, - это очень узкие рамки. Инвестирование заработанного, с целью заработать еще больше, выглядит абсурдно. По Жванецкому: "Мог бы встать с дивана, что-нибудь сделать, изобрести, заработать кучу денег, после чего валяться на диване, что я и так сейчас делаю." Отсюда стремление прожигать накопленное, опираясь на мысль "а зачем тогда вообще нужны деньги?". С другой стороны - интелигенция или интелектуалы, которые считают коммерцию чем-то грязным по сравнению с духовной жизнью. Примеры такого поведения в православном обществе приводить излишне, Октябрьская революция - один большой пример одновременно и такого поведения и последствий такого поведения интелегенции. В католическом обществе можно назвать фильм Антониони "Ночь", разговор интелектуала с магнтатом.
    Макс Вебер великолепно описал протестанский симбиоз идеи спасения и стремления к обогащению.

Nav komentāru:

Ierakstīt komentāru