2015. gada 28. apr.

"Взломщики сердец" (2004)

F**kabees!


 "У философа и режиссера особый образ существования, особый взгляд на мир - взгляд поколения."
                   Морис Мерло-Понти


 "I Heart Huckabees"
экзистенциальная комедия
Режиссер: Дэвид О.Расселл
В ролях: Дастин Хоффман, Изабель Юппер, Джуд Лоу, Наоми Уоттс.



2015. gada 24. apr.

Прикладной ордолиберализм

"Нет ничего практичней хорошей теории"
                кто-то

    Вчера сходил на собрание жителей нашего городка, посвященное реновации многоквартирных домов. Этой темой я интересовался еще в 2009 году, когда ее активно продвигал тогдашний министр экономики Артис Кампарс, а буклеты распространял Клавс Олштейнс. Непреодолимым препятствием в тот раз стала организация товарищества собственников, без которого нельзя было рассчитывать на финансовую помощь со стороны европейских фондов. Предварительное собрание квартировладельцев многоквартирного дома в Золитуде превратилось в сход вёшинских станичников. Без комиссарской кожанки и маузера там было нечего делать. Судя по тому, что вчера рассказывали на собрании, теперь организация товарищества не является обязательным условием для участия европейских фондов. Достаточно решения обычного собрания квартировладельцев. И это, вроде как, должно радовать. Но, с другой стороны, решение о проведении реновации будет приниматься путем опроса квартировладельцев. А у меня уже есть опыт участия в таких опросах, когда жителям под видом заявки на дополнительные электронные ключи для внешних дверей дома подсовывали решение собрания квартировладельцев.

2015. gada 19. apr.

"Мужское, женское" (1966)

Годар нашей памяти

"Мужское, женское" был первым увиденным мною фильмом Жан-Люка Годара. 5 лет назад я купил диск "Другого кино" в подарок университетскому товарищу на его сорокалетие. Заодно и себе сделал копию. Как говорится, совместил приятное с полезным. Но, как ни странно, фильм вызвал не новые эмоции, а разбудил старые воспоминания о студенческой жизни конца 80-х - начала 90-х.

В заброшенном буфете нашего общежития афганец Шафи (не ветеран, а выходец из Афганистана, высокий, худощавый парень, чем-то похожий на симпсоновского Апу) открыл кафе. До сих пор помню жар мангала с песком и аромат готовившегося на нем кофе. Там я познакомился со студентами-историками, однокурсниками моей подружки. Они были на два курса младше, а с учетом моих двух лет армии я казался себе дядькой преклонных лет. В моей компании они чувствовали себя скованно.

2015. gada 10. apr.

Советский пациент

Где-то год назад мне попался на глаза пост, посвященный герою комедии "Ирония судьбы или с легким паром!" (1975) Лукашину. Смысл поста сводился к тому, что Лукашин как мужчина - полное ничтожество. Я тогда решил, что это всего лишь точка зрения современной женщины на героя советской комедии. Но, пересматривая фильм на Новый год, понял, что Лукашин на самом деле как личность мало что из себя представляет. И в этот раз меня поразили не его поступки, а его абсолютное нежелание взять на себя хоть какую-то ответственность за случившееся.




- Но я же не нарочно. Вы же это прекрасно знаете. Я тоже жертва обстоятельств.




2015. gada 8. marts

Wo aber Gefahr ist, wächst das Rettende auch

С каждым днем становится все более очевидным, что эпоха великих потрясений, начавшаяся в 80-е годы прошлого века, не только не закончилась, но имеет шансы превратиться в эпоху великих крушений. События вокруг приобретают характер снежной лавины, сметающей все на своем пути. Ощущение обреченности усиливают до нелепости наивные и инфантильные рассуждения тех, от кого хоть что-то зависит. Единственное, что остается в такой ситуации - делать то, что должен и будь, что будет. Открытым только остается вопрос: как не впасть в отчаяние? Ответ по-житейски прост - не мы первые. Не только в безнадежности положения, но и в обретении новых смыслов в эпоху крушения старых.

Вспомним Блаженного Августина. Годы жизни великого христианского мыслителя 354-430. Эпоха крушения Римской империи. В 410 году впервые за 800 лет пал Рим. Эллинский мир с тысячелетней историей, впитанный Августином Аврелием с молоком матери, рушился на его глазах. Но никогда имя этого христианского мыслителя не ассоциировалось с упадком и разрушением. Наоборот, мало где можно найти столько света и оптимизма, как в его Исповеди. А ведь она написана в конце IV века, когда будущее римской цивилизации уже ни для кого не было секретом. Именно тогда он ушел от Плотина к Павлу. Именно тогда христианство стало путеводной звездой в опускавшемся мраке варварства. Мы ведем счет нашей эры с момента рождения Христа, но по-настоящему насущным христианство стало в тот момент истории, когда не осталось ни одной внешней опоры для жизненного уклада, при котором оно возникло. Августин отбросил все лишнее, оставив только самое необходимое в поднимавшейся исторической буре. Сама надвигавшаяся катастрофа заставила его понять, что для него по-настоящему важно. Отсюда оптимизм и ясность его Исповеди.

А теперь обратимся к Фрайбургской школе, основанной экономистом Вальтером Ойкеном в 30-е годы прошлого века в нацистской Германии. Какие ассоциации вызывают слова "Германия в 30-е годы прошлого века"? Гитлер, штурмовые отряды, Хрустальная ночь, Холокост, Вторая мировая война. Но именно тогда Вальтер Ойкен с коллегами на юге Германии разрабатывал новую экономическую теорию на основе трансцедентальной феноменологии Гуссерля, призванную навсегда покончить с причинами, приведшими к власти нацистов. Именно нацистский режим показал во всей красе недостатки предыдущих теорий и чудовищность последствий их применения. Регулярно приходится слышать о том, что трагедия сегодняшней России напрямую связана с отказом от настоящего суда над преступлениями сталинизма. Но отказ от ревизии основ западной экономической науки не менее опасен, ибо оставляет возможность для повторения пройденного в первой половине прошлого века. И чем дальше, тем более очевидным становится выбор. Наступает та самая ясность, снизошедшая на Блаженного Августина 16 веков назад.

2015. gada 3. marts

Звездный путь жидобандеровцев


Пересматривал недавно оригинальный "Звездный путь". Или я забыл, или в первый раз случайно пропустил 21-ю серию второго сезона "Образец силы". Многих знаменитых актеров можно увидеть в форме офицеров Вермахта, но никак не ожидал такого перевоплощения от героев фантастического сериала о космическом корабле, бороздящем просторы галактики в далеком будущем. Ирония еще в том, что Уильям Шетнер и Леонард Нимой - потомки евреев из западной Украины. Предки Шетнера эмигрировали из части Украины, принадлежавшей Австро-Венгрии, а родители Нимоя - в 1913 году из Волынской губернии. Кроме того, разница в возрасте у актеров - 5 дней. Уильям Шентер родился 21 марта 1931 года, Леонард Нимой - 26 марта того же года. На момент начала съемок им обоим было по 35 лет.

И еще. Почти все идеи в первом абзаце статьи "Об экономической науке" почерпнуты из "Звездного пути". Этот сериал - довольно неплохое наглядное пособие по теме "Социальные последствия научно-технического прогресса".

2015. gada 1. marts

Brīdinājums

    Kāds Delfos publicē komentārus, izmantojot manu segvārdu. Tāpēc no šī brīža es publicēšu komentārus tikai kā reģistrēts lietotais. Visi pārējie nebūs manēji.
 

2015. gada 28. febr.

Scar tissue

Вчера вечером в комментарии я упомянул концерт Red Hot Chili Pappers на Васильевском спуске в 1999 году.

2015. gada 26. febr.

Об экономической науке (продолжение)

Начало

     Главный объект нападок "кейнсианцев" - проводимая Евросоюзом политика "austerity", что можно перевести как политику аскетизма. Во-первых, такой политики в неолиберальной теории не было и нет. Есть убежденность в том, что манипуляции с денежной массой ни к чему хорошему не приведут. "...дали возможность делу идти своим чередом сначала к нестабильности, затем приняли ее как нечто данное и попытались с помощью запоздалого вмешательства в систему в целом залатать дыры и установить квазиравновесие." (В.Ойкен "Основные принципы экономической политики") Современная экономическая политика - это латание дыр в краткосрочном периоде. Кейнсианцы уже успели объявить провал политики "austerity". Это и понятно, для них 5 лет - целая вечность. Во-вторых, разве можно назвать аскетом человека, тратящего не больше того, что он зарабатывает? И как тогда назвать тех, кто еще делает сбережения? Скупердяями?

2015. gada 25. febr.

Об экономической науке

    Месяца три назад в комментариях к переведенному отрывку статьи немецких экономистов, посвященной влиянию трансцедентальной феноменологии Гуссерля на мировоззрение основателя Фрайбургской экономической школы Ойкена, я высказал одну мысль, которую хотел бы повторить отдельно. Речь идет о причинах успеха той или иной экономической теории. Обычно принято считать, что в науке побеждает та теория, которая наиболее правдоподобно отражает окружающую действительность. Теория относительности и квантовая механика позволили человечеству глубже понять физический мир и открыли новые возможности для его освоения. Атомная бомба превратила научные исследования в поле жестокой схватки между цивилизациями за право мирового господства. Величайшее достижение человеческого разума стало инструментом диктата со стороны примитивнейших представителей человечества. Даже если оставить атомную бомбу в стороне, сегодня племена, по социальному укладу находящиеся на уровне первобытно-общинного строя, оснащены современным оружием. Зависимость высокоразвитых цивилизаций от энергоносителей в сочетании с идеей суверенитета привели к установке диктатур в странах, богатых нефтью и газом. Оказалось, что торжество науки и технологический прогресс легко конвертируются в господство самых низменных человеческих инстинктов. За величайшим изобретением XX века уже прочно закрепилось название "зомбоящик". Успех нацистской идеологии был напрямую связан с тотальной геббельсовской пропагандой, транслировавшийся по недавно появившимся радиоприемникам.

2015. gada 22. febr.

Чак Рроял

    Посмотрел сегодня заключительную серию "2,5 человека". Последние сезоны без Чарли Шина я не смотрел. Не потому, что не хватало Чарли, а из-за раздражения, которое у меня вызывает Эштон Катчер. Но такое событие нельзя было пропустить. Чак как всегда на высоте, даже не забыл про Чарли.

2015. gada 16. febr.

Detective Chief Inspector Endeavour Morse

Измученный недостатком хороших сериалов с одновременной неспособностью на что-нибудь сложнее, чем просто пялиться в экран, я вчера вдруг наткнулся на похвальный пост сериалу "Индевор", приквелу сериала "Инспектор Морс". К приквелам у меня отношения еще хуже, чем к сиквелам, поэтому смотреть я его начал, только чтобы еще раз убедиться в очевидном: попытка снимать любое продолжение уже является доказательством второсортности. Не знаю, как там будет с остальными сериями, но в первой мои опасения не подтвердились. Создателям удалось удержаться на уровне первоисточника. Единственное, что слегка раздражает - чрезмерное стремление доказать аутентичность молодого Морса. Уже в 65-м он вместо Битлз слушает классическую музыку, одним махом превращается из трезвенника в завсегдатая пабов и все время оказывается или рядом, или за рулем ягуара, словно в те времена по Англии перемещались только на этой марке машин. В результате вместо Морса в молодости получилась молодая копия старого Морса. Понятно желание режиссера сразу представить неопровержимые доказательства того, что перед нами приквел сериала "Инспектор Морс". Но как же глупо это выглядело бы в глазах оригинального инспектора Морса.

Не осталось незамеченным копирование сюжета из "Достать Картера"


2015. gada 10. febr.

О глубине кроличьей норы


"Я лишь предлагаю узнать правду, больше ничего"

    Сегодня я испытал настоящий шок, прочитав параграф "Ответственность" в книге Вальтера Ойкена "Основные принципы экономической политики". Шокировала актуальность и глубина сделанных немецким экономистом выводов. Обсуждение того же самого вопроса на прошлогодней конференции INET теперь кажется детской возней в песочнице. Вот, пожалуйста, уже готовые ясные и простые выводы, сделанные 70 лет назад. Я не раз читал и слушал рассуждения Джозефа Стиглица по этому вопросу, смотрел фильм "Inside job", да и сам я успел высказаться на эту тему, но все это не идет ни в какое сравнение с приведенным ниже текстом. Первый раз цитирую не пару предложений, а параграф целиком. Он является еще одним доказательством того, что современная экономическая наука ищет истину в строго отведенном для нее месте.

Корректировка глубины кроличьей норы

2015. gada 3. febr.

Рождественская арифметика

    Недавно я задумался над одним странным явлением, которое все вокруг воспринимают как само собой разумеющееся: католики отмечали Рождество в 2014 году, а православные - в 2015 году от рождества Христова. Так сколько лет Христу? Мы все отмечаем в свои дни рождения количество лет, прошедших со дня нашего рождения. Получается, что со дня рождения Христа прошло 2015 лет. Тогда следующий вопрос: когда наступил миллениум? Некоторые утверждают, что 1-го января 2001 года. Но, используя метод расчета количества лет для простых смертных, это будет 1 января 2000 года, потому что именно тогда Христу пошел 2001-й год. Месяц назад мы отметили 2015-ую годовщину рождения Христа, а сейчас идет 2016-й год от рождества Христова.
 

2015. gada 1. febr.

Интуитивизм А.Бергсона и Марбургская школа

"Философия и поэзия стоят на противоположных вершинах, но говорят одно и то же."
М. Хайдеггер

В 1908—1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В Сорбонне посещал лекции А.Бергсона и Ж.Бедье в Collège de France.

Интуитивизм Бергсона оказал серьезное влияние на творчество Марселя Пруста.

Летом 1912 года Пастернак изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы профессора Германа Когена.

2015. gada 24. janv.

Эпилог

"Первое - то выбор наш, рабы мы во втором"
                    Гете








Никогда не подводил итоги за год. У Земли свой график движения, у меня - свой. Но и при таком раскладе жизненные вехи сохраняют календарное выражение - ведь у любого события есть дата. Исследуя их в привязке к движению планеты, мы открываем определенные закономерности, как Эркуль Пуаро открывал собравшимися у камина персонажам имя убийцы, вызывая у нас чувство причнно-следственного удовлетворения. Одно неприметное событие, на которое никто не обратил внимание, вдруг превращает пеструю мозаику фактов в монументальное полотно.

Таким событием в уходящем году стала цитата Вальтера Ойкена в статье Голдшмидта и Райхендшвандтнера "Социально-рыночная экономика: анализ ордолиберализма Мишелем Фуко":

"Экономическая теория не имеет твердого основания, все время пытается догнать события и все время переходит от одного кризиса к другому."

2015. gada 23. janv.

Pensionāru laiki

    Пара мыслей по поводу латвийской социально-экономической действительности.

    Сперва о ценах на билеты в общественном транспорте. Карлис Стрейпс уже поинтересовался у Нила Ушакова, являются ли все пенсионеры малообеспеченными. Я бы хотел этот вопрос конкретизировать: что предпочли бы сами пенсионеры - бесплатный проезд в городском транспорте или прибавку к своей пенсии в 20 евро? То есть деньги, идущие на дотации городского общественного транспорта, просто выплатить в виде компенсаций пенсионерам. Ведь не все из них пользуются городским транспортом. Пусть они сами решают, что с ними делать. Возможно, что кто-нибудь из них поможет своим детям и внукам. Потому что государство - не волшебник, если оно кому-то деньги дает, значит у кого-то эти деньги забирают. Если пенсионеры катаются на трамвае бесплатно, значит где-то отказались от строительства детского садика. Забавная ситуация. Большинство бабушек и дедушек заботятся о своих детях и детях своих детей. Но когда дело доходит до политики, они голосуют за тех, кто больше всего пообещает именно им. И политики вынуждены считаться с желаниями пенсионеров, потому что они являются самыми дисциплинированными избирателями. Не могу утверждать точно, но мне кажется, что доля пенсионеров среди проголосовавших на выборах намного выше, чем доля пенсионеров в целом по стране. Получается что-то вроде диктатуры пенсионариата.

2015. gada 19. janv.

Нищеброд я дрожащий или право имею?

    Вал ругательных статей по поводу фильма "Левиафан", накрывший интернет в последние дни, открыл для меня одну характерную особенность материалов, написанных под заказ: в них всегда есть доказательства ангажированности автора. Бросается в глаза несоответствие этих доказательств общему уровню статьи. Обычно они похожи на петуха, пущенного профессиональным оперным певцом. Начинает даже казаться, что автор пытается таким способом предостеречь читателя от восприятия написанного всерьез. Но я думаю, что причину нужно искать в другом месте. Суть любой работы, выполняемой под заказ, заключается в исполнении воли заказчика. И вот здесь возникает проблема, когда прототипы героев "Левиафана" "заказывают" работникам интеллектуального труда авторов фильма. Что считать критерием выполнения заказа? Ведь глубокое творческое произведение требует в свою очередь глубокой искусствоведческой критики. А как доказать Шарикову, что Горький в пьесе "На дне" в образе Луки нападал на мировоззренческую позицию Льва Толстого? Поэтому современные белинские-писаревы "прокачивают" свои статьи прибамбасами и наворотами, свидетельствующими об их гламурности и последнепискамодности.
 

2015. gada 15. janv.

Цена беды №1

    Недавно я прослушал радиопередачу "Цена победы", в которой Георгий Мирский делился своими военными воспоминаниями. И уже в который раз возникло чувство исторического абсурда: как можно гордиться тем, о чем, по большому счету, даже вспоминать должно быть стыдно? В сериале "Друзья" есть сцена, где Росс и Чендрлер меряются силами на какой-то вечеринке, но на протяжении нескольких часов ни один не может одержать верх. Подруга Росса говорит "Какие же они оба сильные", на что Моника отвечает "Или оба слабые". В основе величия вождей противостоявших во Второй мировой войне государств лежат многомиллионные жертвы их непроходимой тупости. Только полуграмотные еврейтор и семинарист, съехавшие с катушек от неограниченной власти, могли ввергнуть свои страны в бездну тотального самоуничтожения.