2016. gada 15. jūl.

О внутреннем Гейзенберге

"По поводу всех этих вопросов, преступлений, среды, девочек мне вспомнилась теперь, — а впрочем, и всегда интересовала меня, — одна ваша статейка: "О преступлении"... или как там у вас, забыл название, не помню. Два месяца назад имел удовольствие в "Периодической речи" прочесть. "
Ф.М.Достоевский, "Преступление и наказание"

    В этом году исполняется ровно 150 лет с момента начала публикации романа Достоевского в журнале "Русский вестник". Полтора века прошло, а вопросы, поднятые в романе, по-прежнему актуальны. По-прежнему молодые философы с фаустовской бескомпромиссностью и ницшеанской беспощадностью рассуждают о неизбежности зла, о его укорененности в природе человека. Сегодняшняя действительность служит неопровержимым доказательством их правоты.

2016. gada 13. jūl.

Картезианские размышления Кшиштофа Занусси

Год назад я поделился своими студенческими воспоминаниями, используя в качестве иллюстрации кадры из фильма Годара "Мужское, женское" 1966 года. Атмосфера французской новой волны середины 60-х оказалась отличной аранжировкой для событий конца 80-х - начала 90-х. Мы как герой Мольера говорили на языке Годара, даже не подозревая об этом. В феврале, прослушав интервью Андрея Синянвского 1974 года, я снова поразился тому, насколько похожи изложенные мною за последние 10 лет мысли с тем, что сказал советский писатель-диссидент 40 лет назад. Фильм Кшиштофа Занусси "Структура кристалла", который я посмотрел благодаря рецензии egovoru, стал нокаутирующим в этой серии "ударов от классиков". Аналогий и ассоциаций так много, что я просто не знаю, с чего начать. Поэтому, чтобы упростить себе задачу, я буду излагать мысли в хронологической последовательности фильма.
  

2016. gada 12. jūl.

Latvijas Kamasūtra. Промежуточные итоги

Poza nr.1
Poza nr.2
Poza nr.3
Skābais krē**ms


 Начатая пару месяцев назад серия постов под общим названием «Latvijas Kamasūtra» еще далека до завершения. Тем не менее уже можно говорить о первых положительных результатах. Посещение продуктового магазина перестало напоминать вылазку в тыл врага через минное поле. Ценовые полтергейсты прекратились. Но произошло это не потому, что я что-то написал в ЖЖ, а руководство торговой сети "отреагировало на полученный сигнал". Причина в том, что покупатели сами начали отстаивать свои права.

2016. gada 27. jūn.

2016. gada 20. jūn.

Еще раз о популизме

"Вот еще слово, которое я абсолютно не выношу. Черт его знает, что под ним скрывается."
М.Булгаков, "Собачье сердце"

    Судя по реакции латвийской политической номенклатуры на мою статью, термин "популист" им не менее дорог, чем "враг народа" или "антисоветчик" советской номенклатуре. В этот раз его использовала Сандра Калниете для критики Джеймса Камерона за его решение провести референдум о выходе Великобритании из ЕС. В ее интерпретации ответственность за очередной институциональный кризис Евросоюза полностью ложится на плечи британского политика, решившего перед выборами с помощью инициации референдума переманить на свою сторону электорат правых радикалов. Лично мне эти обвинения напоминают проклятия в адрес Горбачева за развал СССР. Что касается развала СССР, то госпожа Калниете считает его своей заслугой. Именно ее многолетние усилия по подрыву коммунистической партии изнутри стали причиной "крупнейшей геополитической катастрофы XX века". В последней передаче "Один" Дмитрий Быков анонсировал скорое появление в большом количестве таких же историй о "подрыве режима изнутри" от сегодняшних пропагандистов путинского режима.

2016. gada 15. jūn.

Skābais krē**ms

  Недавно опубликованное описание третьей позы латвийской Камасутры некоторым могло показаться надуманным и чересчур сложным для понимания. Более наглядно эту игру в подкидного дурака можно продемонстрировать на примере всем хорошо известного "сметанного продукта". Раньше его латышское название соответствовало русскому переводу - skābā krējuma izstrādājums. Сегодня на магазинных полках рядом с обычной сметаной (skābais krējums) появился новый продукт - skābais krēms. Это все тот же сметанный продукт под новым названием. И в чем же преимущество нового названия по сравнению со старым? В его мизерном отличии от названия обыкновенной сметаны. Уставший после трудового дня покупатель, заскочивший по дороге домой в магазин, легко может перепутать названия. То есть сутью данного "ребрэндинга" является банальное надувательство.

2016. gada 14. jūn.

Размышления о политике

Адам Смит противопоставлял "науку законодателя, руководствующегося в своих рассуждениях всеобщими принципами, которые всегда одни и те же," "навыкам этого коварного и хитрого животного, вульгарно именуемого государственным деятелем или политиком, чьи решения определяют сиюминутные колебания коньюнктуры."


    Есть две профессии, к представителям которых я отношусь, мягко говоря, с подозрением. Это политологи и политтехнологи. Трудно найти место, которое эти дисциплины занимают между философией, экономикой, юриспруденцией и социологией. Иногда даже кажется что политтехнологом можно назвать любого карманника, вытащившего кошелек у представителя вышеперечисленных областей знаний. Я сделал это уточнение для того, чтобы никто не считал мои рассуждения о политике попыткой заниматься политологией или политтехнологией. Скорее это способ избавиться от тех квазинаучных иллюзий, которые они производят.

2016. gada 7. jūn.

О популизме

- Василь Иваныч, ты за большевиков, аль за коммунистов?
- Я за Интернационал.

"Чапаев"


Меня давно удивляет эта по-настоящему антисоветская шутка в иконе советской кинематографии. Никто не понимает, за что воюет, - ни крестьяне, ни сам командарм Чапаев. О какой победе трудового народа тогда можно говорить?

С такой же чехардой в понятиях нам приходится иметь дело сегодня. Я уже не раз и не два обращал внимание на путаницу в смыслах, иногда случайную, иногда умышленную ("Практические занятия №3", "Об экономической науке", Об экономической свободе, "That is the question", "Обыкновенный феминизм"). Поэтому мне кажется важным следить за соответствием формы содержанию. И здесь есть где развернуться.

2016. gada 25. maijs

Latvijas Kamasūtra. Poza nr.3

Poza nr.1
Poza nr.2

    Продуктовый ритейл является благодатной почвой для самых разнообразных "маркетинговых ходов". Настолько разнообразных, что даже трудно понять, где проходит граница между маркетингом и простой уголовщиной. Юристы, конечно, тщательно следят за тем, чтобы их работодатель всегда выходил сухим из воды. Единственное, что остается вне их поля зрения - накапливающееся в обществе раздражение, ведущее к разжиганию войны всех против всех. Недавно смотрел передачу, в которой обсуждалась эффективность программы по реэмиграции граждан Латвии. В течении всей передачи участники ни разу не упомянули такой важный фактор, как чувство собственного достоинства. Спустя 25 лет по-прежнему в ходу отношение к людям как расходному материалу, средству для достижения каких-то глобальных целей. Раньше это была коллективизация, индустриализация; сегодня это рост оборота, продаж, EBITDA и т.п. Куча всевозможных экспертов из одной передачи в другую сыпят цифрами и фактами, за которыми невозможно разглядеть живого человека. Именно об этом пойдет дальше речь.

2016. gada 23. maijs

Сериал "Такси" (1978-1983)

Этой весной я открыл для себя комедийный сериал "Такси". Канал SBC drama в честь 75-летия режиссера Джеймса Берроуза устроил ретроспекцию снятых им сериалов. Я уже в том возрасте, когда начинаешь ценить то, что раньше воспринимал как должное. Но мне даже в голову не могло прийти, что у снятых им сериалов "Друзья" и "Теория большого взрыва" есть не менее талантливые предшественники. Даже более талантливые, потому что сериал "Такси" просто битком набит звездами первой величины.

Начнем с диспетчера Луи Де Палма в исполнении Дени Де Вито. Такое ощущение, словно образ Луи лепили, используя в качестве шаблона советские сатирические плакаты о зверином оскале капитализма. Бессовестность, бессердечность и изворотливость героя Де Вито обычно служат причиной тех глупых ситуаций, в которые он попадает.

2016. gada 20. maijs

Обыкновенный феминизм (продолжение)

Начало

"Вера в богов, исполинов и духов, которая раньше определяла отношение человека к природе и которую из этой сферы естественные науки вытеснили, обосновалась и распространила свое влияние в обществе и экономике. «Капитализм», «империализм», «марксизм» и т.д. воспринимаются ныне как исполинские фигуры или духи, которые управляют всей общественной жизнью и от которых зависит каждый отдельно взятый человек. Мифы вытесняют разум. Разного рода секуляризированные «целебные» учения сталкиваются между собой. Борьба «социализма» против «капитализма» стала, по существу, борьбой вероучений."
                Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики"

    В нашей текущей действительности не составит большого труда на основании первой части "Обыкновенного феминизма" представить меня ярым противником гендерного равенства. Как раз этот феномен навешивания ярлыков мне и хотелось бы здесь обсудить. Несколько месяцев назад я уже посвятил этому вопросу небольшую заметку. Теперь пришло время подойти к проблеме более основательно.

2016. gada 16. maijs

Обыкновенный феминизм

Половина ссылок новостной ленты Фейсбука посвящена Дональду Трампу. Его сравнивают с Муссолини и Гитлером, предупреждают об опасности скатывания США в авторитаризм, пытаются понять, как такое могло случиться в оплоте западной демократии. У меня возник персональный вопрос, который можно считать подвопросом к предыдущему: как оголтелому сексисту удалось добиться такой бешенной популярности в стране победившего феминизма? Или мне одному кажется абсурдным прогнозируемое противостояние кандидата от демократов, призванную демонстрировать успехи США в вопросе гендерного равенства, и кандидата от республиканцев, который клал на все это с большим прибором? Ведь дебаты этих двух кандидатов будут напоминать разговор профессора Преображенского с Шариковым.

2016. gada 14. maijs

Latvijas Kamasūtra. Poza nr.2

Poza nr.1

    Олайне находится на одинаковом удалении от Риги и Юрмалы - где-то 25 км. Поэтому логично предположить, что жители городка проводят выходные на хорошо всем известном курорте. Увы, все не так просто - из Олайне в Юрмалу нет прямых рейсов общественного транспорта. Сначала нужно доехать до Риги, а уж оттуда на электричке до Юрмалы. То есть в 2 раза вырастает расстояние, время, проведенное в пути, и стоимость проезда. Почему бы не организовать прямой автобусный маршрут, подумал я прошлой весной и стал искать заинтересованные организации. На ум пришла Юрмальская Дума, жаловавшаяся в последнее время на падение доходов в связи с уходом из Юрмалы "Новой волны", "КВН" и т.п. Вот и простой способ поддержать местный бизнес, предложив жителям Латвии удобные и дешевые автобусные маршруты в курортный город. Ведь такой опыт в Латвии уже есть, когда рижские торговые центры предлагали бесплатные автобусные маршруты для своих покупателей. Я написал письмо в департамент культуры и туризма Юрмальской Думы. Письмо осталось без ответа.

2016. gada 12. maijs

Par jaunu Latvijas pasi

Nesen es svinēju desmito gadadienu kopš Latvijas pilsonības piešķiršanas. Tajā pašā laikā man bijā jādomā par jaunas pases noformēšanu, jo pirmajam beidzies derīguma termiņš. Manā prātā pazibēja daudz domu pēc tam, kad es biju ieraudzījis jaunu pasi. Bet labāk došu vārdu tiem, kam latviešu valoda ir dzimta, jo es nevarēšu tik izsmeļoši aprakstīt manas jūtas. Prātā nāk tikai krievu lamuvārdi. Diezgan jocīga ir šis jaunas pases iedarbība.

2016. gada 8. maijs

Back to the Future 4

Мэр Риги Нил Ушаков об оккупации Латвии:

"Нам нужно прекратить оглядываться назад и обратиться к будущему."

Гонщик Формулы 1 Даниил Квят об инциденте на Гран При Сочи:

"Я понимаю, что многим нравятся скандалы, но мы уже всё обсудили и оставили произошедшее позади. Критика не поможет вернуть нашу гонку, не поможет заработать очки. Я уже осознал все свои ошибки. Думаю, нужно идти дальше и готовиться к следующей гонке в Испании."

Похоже, что руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер оказался замшелым ретроградом, предпочитающим строительству светлого будущего сведение счетов за старые грехи.
 

2016. gada 7. maijs

That is the question

Мы все помним строчки из "Гамлета": "Быть иль не быть - вот в чем вопрос". Герой Шекспира не случайно главным считает вопрос, а не ответ на него. Потому что сам вопрос помещает нас в определенные рамки, ставит нас перед конкретным выбором, который сам по себе уже может быть ответом на не поставленный вопрос. Наглядно продемонстрировать эту мысль можно с помощью шуточного вопроса "Вы перестали бить свою жену?". Любому понятно, что в вопросе уже содержится утверждение. Но обычно те, кто навязывает свою точку зрения при помощи вопросов, используют более изощренные формы. Проблема в таких случаях заключается не только в сложности выявления скрытого смысла, но также в доказательстве того, что формулировка вопроса преследовала цель навязать определенное мнение, а не была простым заблуждением. Тут недолго заработать репутацию параноика и сторонника теорий заговора.

    Вот еще один любопытный нюанс. Общепринятая точка зрения на эту проблему заключается в том, что сторонники теории заговора везде видят заговоры, в то время как противники отрицают такую возможность. На самом деле все может быть с точностью до наоборот. Противники теории заговора могут не верить в возможность ее осуществления на практике, что не мешает им признавать существование глупцов, пытающихся организовать мировой заговор. А вот сами "заговорщики" могут быть как раз среди противников теории заговора, потому что верят в возможность обманывать большое количество людей длительное время.

2016. gada 2. maijs

Latvijas Kamasūtra. Poza nr.1

  Статья, посвященная книге Шиллера и Акелрофа "Охота на дураков: экономика манипулирования и обмана", родилась при попытке рассказать о латвийских социально-экономических реалиях. Смысловые "девиации" Роберта Шиллера при трактовке термина побудили меня поискать более подходящее определение явления. Лично для меня оно ассоциируется с изнасилованием. Злоумышленник пользуется беспомощностью жертвы (не важно, обусловлена она физической слабостью или отсутствием специальных знаний в конкретной области деятельности) и главный урон является не материальным, а моральным. Человек оказывается в роли дурака, лоха, которого "развели", "поимели". И так же как жертвам изнасилования, пострадавшему пытаются внушить, что в случившимся виноват он сам. Поэтому жертвы манипуляций не любят афишировать свои "проколы", чтобы не оказаться зачисленными в стадо "овец", подлежащих регулярной "стрижке". Kur ir aitas, tur ir cirpēji. И уже в рамках своей профессиональной компетенции они пытаются отыграться за те унижения, которые пришлось пережить в роли "чайника". Единственный способ разорвать порочный круг - прямо и открыто говорить о тех позах, в которые нас пытаются поставить представители самых разных профессий. Образ насильника, покушающегося на человеческое достоинство, намного точнее соответствует сути происходящего, чем образ ловкого охотника на безмозглых млекопитающих.

2016. gada 29. apr.

Как слово наше отзовется... (продолжение)

Начало

"... фактическое развитие доказало, что позитивизм вообще не в состоянии провести в жизнь свою программу и в высокой степени рискует быть втянутым в повседневную политику. В стремлении не давать самой политико-экономических оценок наука признала цели, которые устанавливают государство и политические властные группировки... в общем преодолении позитивистских предубеждений является важной предпосылкой того, что наука вновь обретает силу, устанавливающую порядок."                 Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики"

    Мне не раз приходилось обращать внимание на небрежность экономистов при использовании вербальных выражений для описания экономических явлений. Можно, конечно, списать на то, что экономисты вкладывают другой смысл в привычные нам слова, абстрагируясь от общепринятого смысла. Но кажется, что как раз попытка абстрагироваться от первоначального смысла является главным препятствием на пути понимания происходящего вокруг.

    Обратимся к недавно изданной книге "Охота на дураков: экономика манипулирования и обмана" ("Phishing for Phools: The Economics of Manipulation and Deception") двух лауреатов нобелевской премии Роберта Шиллера и Джорджа Акерлофа. Тема, которой посвящена книга, сегодня актуальна как никогда. Стремление одурачить ближнего в последнее время достигло в обществе уровня эпидемии. Ее апогеем можно считать разразившийся скандал вокруг Фольксваген - торговой марки, ассоциировавшейся с немецким качеством и надежностью. Слоганом лидера автомобилестроения был "Das Auto" - "Автомобиль". То есть автолюбители покупали не престиж или мечту, а средство передвижения. Если на махинациях был пойман сам Фольксваген, то можно представить, что творится в других компаниях.