2009. gada 11. febr.

Фрайбургская школа

  Если раньше действия и речи политиков вызывали возмущение и желание их разоблачить, то сегодня хочется просто постоять в сторонке, дожидаясь момента, когда благодарный народ начнет воздавать им, наконец, по заслугам. А пока можно скоротать время, листая умные книги.
 В этот раз в руках оказался Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики". Эта книга, в каком-то смысле, уникальна, так как 14 лет простояла на полке в качестве декоративного украшения. Когда занимаешься конкретными делами, даже Экономикс кажется вершиной снобизма. Теория вероятности, статистика, финансовая математика, в крайнем случае - эконометрика. С другой стороны, когда занимаешься философией, социология Макса Вебера - апогей конкретики. Вальтер Ойкен оказался как раз между этими двумя сферами интересов. И здесь же начали рождаться идеи, которые казались вполне оригинальными. Теперь они уже такими не кажутся. В лучшем случае можно сказать, что статья "Эффект Гринспена" является попыткой анализа современной ситуации с позиции Фрайбургской школы. "Подвижник, мученик, но не святой". Так сказать, мой "эффект Гусева". Если Вальтер Ойкен - экономист, друживший с философом Эдмундом Гуссерлем, я - экономист, начитавшийся работ Эдмунда Гуссерля. Вот несколько цитат, которые доказывают, насколько неоригинален не только "Эффект Гринспена", но и "История европейской метафизики", "О лириках, физиках, врачах и реальности жизни", "Начало конца или конец начала", "Нормальный пацан Гамлет и принц латвийский Германис".

2009. gada 19. janv.

Kas jauns jaunumā?

   Ir viens apgalvojums, kurš jau sen prasīja izskaidrojumu un izvērstu atbildi. Tas ir viedoklis, ka tie, kas tagad uzbruk valdošai koalīcijai, paši gribot sagrābt varu lai viņu vietā apzagtu valsti un piečakarētu tautu. Tāpēc būšot labāk, ja palikšot veci zagli, jo viņi jau esot pietiekoši nozaguši un vairs neesot tik mantkārīgi salīdzinājumā ar «jaunājiem spēkiem». Un vēl viens apgalvojums, kurš cieši saistīts ar pirmo: kāda esot jēga rīkot ārkārtas vēlēšanas, ja atkal būšot ievēlēti tie paši blēži. Jo kāda esot tauta, tādi esot tās pārstāvji. «Tauta pelnījusi savus vadoņus».

2009. gada 8. janv.

Письмо ученому другу

"....твоя любовь к экзистенциальной философии - это причина твоих болезненных состояний, или твои переживания толкают тебя к экзистенциальной философии? "
  из письма ученого друга от 22 марта 2005 года


"... страдание свойственно самой жизни и потому не вторгается к нам извне, а каждый носит в себе самом его неиссякаемый источник. Мы постоянно отыскиванием для нашего вечного спутника - страдания какую-нибудь отдельную внешнюю причину, как бы некий предлог, - подобно тому как свободный творит себе кумира, чтобы иметь над собой господина. Ибо мы неутомимо переходим от желания к желанию, и хотя всякое достигнутое удовлетворение, как бы много не обещало оно, нас все же не удовлетворяет, а, напротив, обыкновенно встает перед нами укоризной и заблуждением, - мы все-таки не видим, что черпаем решетом Данаид и спешим все к новым и новым желаниям...
 Так либо продолжается до бесконечности, либо (что бывает реже и предпологает уже известную силу характера) продолжается до тех пор, пока мы не придем к такому желанию, которое не может быть удовлетворено и которым, однако, нельзя поступиться.Тогда мы как бы обретаем то, чего искали, а именно нечто такое, на что мы, вместо собственного существа, каждую минуту можем сетовать как на источник своих страданий и ссорит нас с нашей судьбой, но зато примиряет с нашей жизнью, так как опять исчезает сознание,что страдание присуще самой этой жизни и что истинное удовлетворение невозможно. Такой ход развития приводит к несколько меланхолическому настроению: человек постоянно несет с собою одно единственное великое страдание и оттого презрительно относиться ко всем малым горестям или радостям; следовательно, это уже более достойное явление, чем вечная погоня за все новыми призраками, что гораздо обычнее."

  А. Шопенгауэр "Мир как воля и представление" (перевод Ю.И. Айхенвальда)

2009. gada 6. janv.

A moment

You would play upon me; you would seem to know
my stops; you would pluck out the heart of my
mystery; you would sound me from my lowest note to
the top of my compass: and there is much music,
excellent voice, in this little organ; yet cannot
you make it speak. 'Sblood, do you think I am
easier to be played on than a pipe? Call me what
instrument you will, though you can fret me, yet you
cannot play upon me.

2009. gada 5. janv.

О природе чукотского антифашизма

В статье "Гранин" есть одно предложение, которое как камешек в ботинке вызывает чувство неудобства при чтении. Это связано с тем, что в аналитику примешана львиная доля эмоциональности, которая оказывает более сильное воздействие, чем сама мысль. С одной стороны, эмоциональность вызвана причинами, не имеющими отношение к высказанной мысли; с другой стороны, реакция несет в себе эту эмоциональность как органичную ее часть, а это уже недоразумение чистой воды. Речь идет о мутации протестантского мировоззрения. На самом деле, предложение явилось ответом на прозвучавший недавно вопрос: "Alexander, do you?". Как говорится, каков вопрос - таков ответ. Только вот для читателей этот "дискурс" остался за кадром, из-за чего возникло напряжение. Несколько месяцев назад я планировал изложить свое видение взаимодействия протестантской и католической культур в современном западном обществе. Основой должно было послужить высказывание Уинстона Черчиля: "У человека, который в молодости не был социалистом, нет сердца; у человека, который с возрастом не стал консерватором, нет мозгов". В статью "Гранин" идея о генетической связи между социализмом и католицизмом попала как раз из этого замысла. То есть, перефразируя английского премьер-министра, человеку одинаково необходимы как сердце, так и мозги. Отсюда это чувство неудобства. Отсюда же вопрос - как такое могло случиться?

Лондонские рассказы. Part One

Я сидел на парапете у Национальной Галереи напротив колонны Нельсона. За те несколько дней, что был в Лондоне, эти посиделки уже стали моей старой доброй английской традицией. Лучший способ перевести дух, продолжая получать новые впечатления. Несмотря на начало ноября, стояла теплая, солнечная погода, лишая выражение "туманный Альбион" всякого смысла. По моим подсчетам в центре Лондона ежедневно околачивалось где-то около 100 тыс. туристов, что сводило шансы встретить в этой толпе лондонца почти к нулю. Видимо поэтому даже я на фоне этого интернационала казался вполне английским, о чем свидетельствовали постоянные попытки что-нибудь у меня выяснить. К галерее я обычно приходил с собойкой, купленной в ближайшем или не очень кафе. Наметанным глазом сторожила заметил тянущиеся по небу гуськом словно по оживленной автостраде межатлантические лайнеры. Визуально они пересекали колонну Нельсона где-то посередине. Значит уже больше двух. Солнце справа подбиралось к крышам домов, а над галереей монотонно хлопал лопастями вертолет. Антониони чистой воды. На ступенях снимали группу девочек, распевающих "Вонаби". Чему их только учат, такую натуру прозевать.

2008. gada 26. dec.

Гёте

...В такси она неожиданно для меня сказала, чтобы я не робел, если кто-нибудь упрекнет меня в праздности, поставив в пример столяра или врача, занимающихся серьезной работой. По ее мнению, люди, деятельность которых строго регламентирована, похожи на улиток, засохших в слишком коротко подстриженной траве...
                                                 "Falsche Bewegung" von Wim Wenders

  Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать.
                                     по книге В.Франкла "Человек в поисках смысла"
 

2008. gada 23. dec.

Гранин

  На днях набрел на телевизионное интервью Даниила Гранина. Само интервью большого удовольствия не доставило. Пару раз пришлось себя заставлять не переключаться. Редкий пример того, как далеко ушла Россия не только от 90-х, но даже от 60-х. И в этом же огромное значение передачи. Даниил Гранин как система координат, в которой сразу становятся видны истинные значения. Может быть, если люди увидят, где находятся, то поймут со временем и куда идти. По крайней мере, захотят выбраться из этой помойки. Караулов за кадром как следователь НКВД. Обычно он воспринимался более-меннее нормально, но рядом с Граниным вдруг стало абсолютно ясно, на что похожа его манера вести беседу. Писатель старательно и деликатно отвечал на вопросы, но заставить его вытягиваться по струнке и рапортовать "в каком полку служили" журналисту так и не удалось. Из-за этого и неспадающее напряжение в течении всей передачи. Но писатель не подыгрывал не потому, что не хотел, и не потому, что у него были какие-то тайные замыслы. Он просто не мог по-другому.

2008. gada 18. dec.

Par banku peļņas uzskaiti

Parasti par peļņu tiek uzskatīts pārpalikums, kurš veidojas pēc visu izdevumu apmaksas. Bankās ir citādi. Naudas summu, kuru regulāri maksā kredītņēmējs, sadala uz pamatparāda atmaksu un procentiem. Šie procenti ir bankas peļņa neatkarīgi no tā, vai pamatsumma būs atmaksāta pilnā apmērā pēc vairākiem gadiem vai nē. Vienkāršā valodā to sauc par nenogalināta lāča ādas sadalīšanu. Un šis princips ir bankas menedžeru darba efektivitātes vērtējuma pamats. Jo vairāk lāču viņi būs atraduši, jo lielāka būs viņu alga. Milzīgai pelņai, kura rādusies Latvijas bankās pēdējos gados, ir diezgan virtuāls raksturs, ņemot vērā, ka tā var pēkšņi pazust, masveidai kreditņēmēju maksātnespējai nonākot. Par to esmu rakstījis pirms dažiem gadiem. Pareks bankas īpašnieki, spriežot pēc viņu dzīvesveida, to neapjēdza. Viņi uzvedās tā, it kā šī nauda jau ir viņu kabatās. Nīcše darbā «Ārpus laba un ļauna» citē Stendālu: "Lai būtu labam filozofam, ir jābūt vēsam, skaidram pratam, brīvam no ilūzijām. Banķierim, iekarojušam sev bagātību, ir šī rakstura daliņa, kura ir nepieciešama atklājumiem filozofijas jomā , t.i. lai skaidri redzētu to, kas eksistē." Diemžēl Stendāls nav prēcizējis termiņu, uz kuru jāpaliek bagātam lai atbilstu veiksmīga banķiera ar filozofa dotībām aprakstam. Manuprāt visiem, kas nodarbojas ar finansēm, vajadzētu katru dienu pirms darba izlasīt Ījaba grāmatu lai neaizmirstu kura rokās īstenībā atrodas viņu likviditāte. Un vēl viena banalitāte - naudai patīk klusums, kas no otras puses nozīmē, ka finansistam ir jābūt nūģim. Ja kāds banķieris pēkšni kļust par foršu džeku, ir īstais laiks izņemt no viņa bankas ieguldījumus.

2008. gada 1. dec.

Короткие невстречи. Эпизод II

Артем Троицкий, наверное, единственный из вереницы московских гостей, для которого у меня созрела парочка вопросов. Первый - скорее не вопрос, а возражение. В 84-м или 85-м году в передаче "Varavīksne" он назвал клип Qween "I want to break free" эклектичным. В те времена он еще прилично заикался, но даже это на фоне безупречной артикуляции советских дикторов казалось признаком свободы, человечности. Что касается клипа, то тогдашнее чувство протеворечия сегодня оформилось в глубокое убеждение с крепкой метафизической основой. Я в "Эффекте Гринспена" уже приводил цитату из Хайдеггера. Ее можно использовать и в качестве ответа на его недавний видеокомментарий.

Второй вопрос возник, когда осенью 90-го я стоял на балконе на десятом этаже общежития Ленинградского авиационного института. Справа громоздилась грязно-ржавая ТЭЦ с огромными шлаковыми отвалами. Долго пытался описать чувство, которое она у меня вызывала и, наконец, попал в десятку - космический корабль никромонгеров.
 

2008. gada 23. nov.

Протестантизм

... Да здесь не просто желания, а сокровенные желания выполняются. А то, что ты там в голос кричишь... Да здесь то сбудется, что натуре твоей соответствует, сути, о которой ты понятия не имеешь, и она в тебе сидит и всю жизнь тобой управляет... Дикообраза не алчность одолела. Он по этой луже на коленях брата вымаливал. А получил кучу денег. И ничего иного получить не мог. Потому что Дикообразу -дикообразово. А совесть, душевные муки - это все придумано, от головы...

Жизнь замочительных людей

В студенческие годы Вовочку нередко видели на оживленных ленинградских улицах, помогающим старушкам перебраться на другую сторону. Затем одуревших от благодарности божьих одуванчиков он уверенной походкой вел к ближайшему общественному сортиру, твердо взяв их одной рукой под локоть, другой придерживая под пальто что-то тяжелое.
 

2008. gada 21. nov.

Čikāgas vieninieks

Manas mātes vectēvs ir bijis vienīgais no aizbraukušajiem uz Čikāgu nopelnīt, kas atgriezies atpakaļ savā dzimtajā ciemā Baltkrievijā.
 

2008. gada 19. nov.

Garuma platums

Parādības apraksts ir šāds: nonākusi finasiāli sarežģītā situācijā, Pareks lūdz valsts atbalstu. Valdība savukārt nevar vienkārši dot naudu Pareksam, jo tas izskatīsies pēc politiskas korupcijas. Gala beigās valdība kļuva par Pareksa īpašnieku par 2 latiem un jau pēc tam sniedz palīdzību bankai. Valsts intereses esot ievērotas, par politisku korupciju turpinā runāt, bet šo apgalvojumu pamats tagad ir diezgan šaurs.
  Parādības būtība ir šāda: sakarā ar līgumu Karginam un Krasovickim ir tiesības pārdotu daļu pēc gada izpirkt, samaksājot visus valsts ieguldījumus un procentus. Pārdošanas līgumu ar tiesībām izpirkt vērtspapīrus atpakaļ finansisti sauc par REPO darījumu. Īstenībā šis darījums ir tikai viens no aizdevuma pret ķilu juridiskājiem noformējumiem. Kā sacīt jāsaka, cik garš tik plats.
  Pārfrazējot Volteru Sobčaku, «Mēs esam godīgi, bet mēs neesam pajoliņi».
 

2008. gada 18. nov.

Latviešu varonība («Latviešu dzejas» atskaņas)

Neesmu skatījies «Rīgas sargi», bet neliels reklāmas rullis lika man aizdomāties, ko es pats domāju ar latviešu varonību. Aktieru uzvedība epizodē šķita samākslota. Es nekad neesmu redzējis tādu sejas izteiksmi latviešu vidū.
 Nesen noskatījos vēl vienu epizodi no filmas «Optimistiskā traģēdija». Kaujas laikā sarkans komandieris, latvietis dod pavēli orķestra dalībniekiem spēlēt mūziku vietā lai šautu uz ienaidnieku. Šo pavēli viņš dod pilnīgi lietišķā balsī, loģiski pamatojot, ka atdeve no mūzikas šajā situācijā būšot lielāka, nekā no dažiem nemākulīgiem karavīriem. Varbūt šis latvietis ir tikai autora izdomājums, varbūt nekā tāda nekad nav bijis, bet manā uztverē šis komandieris iemieso latviešu varoņa uzvedības paraugu.
 Un te ir citāts no mana raksta: «Komentētāji paši izlemuši pulcēties svētdien pie Saiemas. Aiz pārsteiguma vietējs gaisa bojātājs «zvirbulēns» nolaidies līdz prastiem draudiem komentētājiem, ieteicot neņemt līdzi bērnus.» Šāgada Dziesmu svētku gājiens izcēlies ar lielu bērnu un zīdainu skaitu, kurus gājiena dalībnieki un skatītāji paņēmuši sev līdzi.
 

2008. gada 1. nov.