2014. gada 25. janv.

"Оттепель", год выпуска: 1966

"Раньше будущее было только продолжением настоящего, а все перемены маячили где-то там за горизонтом. А теперь будущее слилось с настоящим."
"Сталкер"

    1966-й по-прежнему считается годом "оттепели", но многим становится ясно, что это действительно только "оттепель", и что она уже на исходе. Герои фильма "Июльский дождь" Марлена Хуциева в отличии от героя фильма "Иду на грозу" не надеются на лучшее.

- Я тебя поздравляю, старик, ваш доклад у Шаповалова...
- У него могут быть самые невинные интересы.
- У кого, у Шаповалова?!

2014. gada 20. janv.

"Оттепель", год выпуска: 1965

    Экранизацию романа Даниила Гранина "Иду на грозу" Сергеем Микаэляном можно считать апогеем "оттепели". Здесь появляется "сложный человек" Тулин. В предыдущих статьях делалась попытка "олитературить" кинофильмы того времени. "Иду на грозу" - литература по происхождению, так же как фильм "Если ты прав". Наверное поэтому в обоих случаях нравственные вопросы оказываются на первом плане. И, наверное, поэтому сегодня с вытеснением литературы визуальная форма становится важнее вербального содержания. Эстетика начинает доминировать над этикой. Мораль не фотогенична.

- Не мог сдержаться.
- Ну не мог, не умею.
- А может надо. Если добиваться чего-то большого в жизни, какую-то цель иметь, может надо, как говориться, уметь наступать на горло собственной песне. А?
- А, может, не надо.

2014. gada 13. janv.

"Оттепель", год выпуска: 1964

  Может возникнуть вопрос: какое отношение к "оттепели" имеет экранизация "Гамлета" Григорием Козинцевым? Ответ - прямое. Гамлет - герой шестидесятых, поднятые в пьесе вопросы - вопросы "шестидесятников". Перевод Пастернака и музыка Шостаковича - еще одно тому доказательство.

Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмите из меня голос моей тайны. Вы воображаете, будто мои ноты сверху донизу вам открыты... Объявите меня каким угодно инструментом. Вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя.

2014. gada 3. janv.

"Оттепель", год выпуска: 1963

1963-й - год выхода на экраны фильма "Я шагаю по Москве", гимна радости, оптимизма и надежды поколения шестидесятых. Сюжет фильма укладывается в один день. Кажется, какой уж тут моральный выбор. Герои работают, отдыхают, влюбляются, женятся, уходят в армию. В общем, дела житейские. И вот эта житейскость становится главным героем фильма. Мы смотрим на людей, мы их видим и замечаем. Мы шагаем вместе с героями фильма по Москве и вместе с ними чувствуем себя в этом огромном городе по-домашнему уютно. Вместо винтиков и щепок исторического материализма герои начинают ощущать себя личностями, от которых что-то зависит. Вот герой Михалкова пристает к прорабу на Садовом кольце.

- Простите пожалуйста, вы, случайно, не клад здесь ищите?
- А ты кто такой? Тебе что здесь больше всех надо?
- Да нет, дело в том, что вы уже четвертый раз здесь копаете на этом месте.
- Раз копаем - значит надо. Понял?
- Понял.

2013. gada 31. dec.

"Оттепель", год выпуска: 1962

Поводом для создания этой статьи стал сериал Валерия Тодоровского. Даже больше чем поводом, причиной. Потому что в двух словах не объяснишь, почему так много людей "испытывают неприязнь" к, в принципе, обычному продукту современного телевидения, в том числе те, кто это телевидение никогда не смотрит. Ведь никому, например, не приходит в голову спорить до хрипоты по поводу сериала "Тайны института благородных девиц". Разве там все снято предельно достоверно, разве все соответствует эпохе, в которой разворачиваются события? Значит дело не в шкафах и тумбочках. И не в том, что люди еще помнят, как было на самом деле, потому что среди противников сериала много тех, чьи родители в то время в лучшем случае ходили под стол. Речь идет о духе времени, который подразумевается под словом "оттепель". Большую часть критики удалось бы избежать, назови Тодоровский-младший сериал по-другому. И наоборот, если бы Михаил Казаков так назвал "Покровские ворота", без скандала также не обошлось. Но, во-первых, современник и участник "оттепели" просто не посмел бы это сделать. Во-вторых, героям "Покровских ворот" на протяжении всего фильма не приходится сталкиваться с моральным выбором. Это фильм-настроение, фильм-песня, удачно поймавший ритм "Я шагаю по Москве". "Оттепель" в нем присутствует только в виде чувства свободы и оптимизма, излучаемого героями фильма. Герои настоящей "оттепели" в отличие от героев "Покровских ворот" почти всегда находятся в ситуации морального выбора. Поэтому моральный выбор можно считать фирменным знаком "оттепели" и всего, что с ней связано, в том числе фильмов, снятых в тот период. Именно несоответствие морального выбора героев сериала Валерия Тодоровского признанным стандартам и эталонам "оттепели" вызывает такую резкую реакцию отторжения. Чтобы почувствовать разницу, оглянемся назад и приглядимся к той реальности, которую в своих фильмах создавали режиссеры-шестидесятники.

2013. gada 14. dec.

2013. gada 12. dec.

Демографическое

В 90-е годы мне попали в руки образцы тестов GMAT. Там был следующий текст для анализа. Ученые изучали физиологические процессы у морского котика при погружении. Во время лабораторных экспериментов резко снижался метаболизм и в кровь выделялась молочная кислота. Затем был сделан вывод, что такая физиологическая реакция характерна не для всех, а только для глубоководных погружений. В лабораторных условиях при принудительном погружении животное готовилось к худшему.

Экстраполяция принципа "подготовки к худшему" на демографию приводит к интересному выводу. В современном браке никто из супругов, как и морской котик в эксперименте, не уверен в сроках "погружения", что заставляет их готовиться к худшему. Худшее - это развод, который отождествляется с риском растить и воспитывать совместно нажитых детей в одиночку. А в этом случае максимальное количество детей, с которым может справиться один человек - двое.

2013. gada 3. dec.

Комментарии

Моя любимая цитата из "Мир как воля и представление": "То, что она (книга) должна сообщить, заключается в одной единственной мысли. И тем не менее, несмотря на все усилия, я не мог найти для ее изложения более короткого пути, чем вся эта книга". Часто в дискуссии возникает такая ситуация, когда остается только процитировать эти слова Шопенгауэра.
Большинство людей даже не замечают, что их образ мыслей сформирован под влиянием идей определенного мыслителя. Джон Мейнард Кейнс (экономист) довольно едко отзывался о людях, считающих себя свободными от любого интеллектуального влияния. Для меня цитаты - признание своей зависимости от идей более великих людей. Обратная сторона этой проблемы: зачем мне смотреть на картину мира, созданную великим мыслителем, через замочную скважину мировоззрения какого-то кандидата наук.

"Я считаю психоанализ скорее терапевтической дисциплиной. Ее философские позиции несостоятельны. Она биологизирует сущность человека."
М.Хайдеггер
Я бы добавил, что через призму психоанализа христианство - не более чем невроз.
В последнем сезоне "Доктор Хаус" пошли дальше и объявили такие христианские добродетели как бескорыстность и честность патологией.

2013. gada 25. nov.

О "жирных котах"

  "Прошу вас прекратить злоупотребления внутри всех профессий; если же существует какая-либо профессия, которая, разоряя многих, обогащает немногих, то это отнюдь не служит благу общества."

из письма Оливера Кромвеля Долгому парламенту, сентябрь 1650 года (после Данбарской битвы)
 

2013. gada 19. nov.

Иисус Христос и среднеквардратичное отклонение

"Если бы меня спросили, предпочту ли я стать безумцем, во всем заблуждаться и слышать всеобщие похвалы или быть разумным, твердо стоять в истине и слышать всеобщее порицание, я знаю, что выберу."
Исповедь Блаженного Августина

На днях прочитал в новостях об организованном папой Франциском опросе среди паствы. Официальные заявления понтификата не были упомянуты, но и без них в статье делается вполне логичный вывод о попытке католической церкви "идти в ногу со временем". Да уж, человечество ушло далеко вперед по сравнению с теми временами, когда Павел на свой страх и риск проповедовал римлянам. Будь у него тогда результаты социологических опросов, он бы сразу понял бессмысленность своих попыток, что и доказали последующие исторические события. Но история также доказала силу христианского учения.

2013. gada 3. nov.

Любовь и смерть

В школьные годы после уроков я часто смотрел четвертый канал. Там иногда показывали телевизионные спектакли. Один из них почему-то навсегда остался в памяти. Это "Десять гривенников" Михаила Светлова. Безуспешно пытался найти пьесу в инете. Единственное подтверждение того, что я не перепутал автора - десять гривенников, упомянутые в "Сказках для взрослых". Десять гривенников как десять новелл. В спектакле гривенники символизировали женщин, с которыми у автора были близкие отношения. Вот поэтому он и остался в памяти. Потому что тогда я решил не разменивать свой рубль на гривенники, а написать вместо десяти водевилей один серьезный роман.

Выбор жанра, в котором создается произведение, влечет за собой использование соответствующих жанру средств. Меняется перспектива. Поступки оцениваются в контексте всего произведения с учетом того, что развязка предполагается как минимум через двести страниц. Главной проблемой в этом случае является поведение остальных персонажей, которые часто оказываются героями идущих параллельно водевилей. В результате ты сам оказываешься персонажем чьей-то комедии ("Дон Кихот"). Но, с другой стороны, водевили рано или поздно превращаются в драму, если не античную трагедию (Мопассан, Гоголь, Чехов). В конце концов, смерть является неизбежным сюжетным поворотом любого произведения.

 

2013. gada 29. okt.

Ненобелевская лекция (продолжение)

Начало

    "Я не пытаюсь описать будущее. Я пытаюсь его предотвратить."
                Рей Бредбери

Когда-то в университете я участвовал в научной конференции, в которой также принимал участие студент из нархоза. Из его выступления стало понятно, насколько мало прикладные экономисты разбираются в экономической теории. Несколько лет назад мне попались на глаза биографии выходцев из бывшего СССР, изучавших в США экономическую теорию. Все они были выпускниками нархоза. Интервью с тогда еще не нобелевским лауреатом Юджином Фамой убедило меня в том, что это не случайность. Во время интервью он прямо заявил, что не является макроэкономистом. Правда, его узкая специализация не помешала ему в том же интервью отлучать других от церкви правоверных экономистов. Оккупация прикладниками областей экономической науки, традиционно считавшимися вотчиной теоретиков напрямую связана с Чикагской школой. Девиз "пресноводных" - мы знаем, что мы ничего не знаем и не можем знать. А в этом случае последней инстанцией в экономике становятся бухгалтера в разных ипостасях, для которых весь мир сводится к балансу конкретного предприятия. Все остальное - в компетенции невидимой руки рынка Адама Смита или в руках Господних. Кому как нравится. Вот так запросто чикагцы решают проблему дихотомии между микро и макроэкономикой, озаботившую Джозефа Стиглица. То есть они просто упраздняют макроэкономику. Для Юджина Фамы финансовые катаклизмы последних лет - стихийное бедствие; гнев Божий, причину которого нам не дано понять; а те, кто предсказывал финансовый крах - счастливчики, поставившие на выигравший номер, не более того. Выходит, что я тоже, когда еще в начале нулевых критиковал бездумную политику нагнетания ипотечной истерии, всего лишь угадал; хотя целью моей критики было не угадать, а предотвратить надвигавшийся финансовый крах.

2013. gada 22. okt.

Ненобелевская лекция

    "Вычисляющее мышление "загоняет" одну возможность за другой. Оно не может успокоиться и одуматься, прийти в себя. Вычисляющее мышление - это не осмысляющее мышление, оно не способно подумать о смысле, царящем во всем, что есть."
М.Хайдеггер, "Отрешенность"

Представьте себе ситуацию, когда группа инженеров спроектировала и построила океанский лайнер, который в первый же рейс пошел ко дну. Заказчик и владелец лайнера, несмотря на это досадное недоразумение, все равно выплачивает огромные премии проектировщикам за достижения в разработке отдельных узлов лайнера. Так сказать, "к пуговицам претензий нет". Какой вывод в связи с этим можно сделать? Сможет ли данное предприятие найти желающих воспользоваться его услугами? Вряд ли.

Точно так же экономисты продолжают восхищаться потовыделением пациента незадолго перед смертью и нахваливать использованные методы лечения. Именно так сегодня воспринимается Нобелевская премия по экономике - как пир самодовольства во время чумы экономического упадка. И не надо высокомерно морщиться, пытаясь своим видом доказать отсутствие у оппонентов понимания сакральных эконометрических истин. Потому что в конце длинной череды математических формул часто оказывается вывод о том, что 500-граммовая банка кетчупа стоит в 2 раза дороже 250-граммовой.

Но намного важнее последствия сделанного вывода. И вот здесь происходит главное недоразумение, так как экономисты рассматривают свои теории оторвано от реальности в том смысле, что они не учитывают влияние теорий на поведение людей. Разумные теории приводят к неразумному поведению. Чем, например, была плоха теория Ивана Карамазова? В конце концов, вопрос не об истинности теории, а о том, для оправдания каких поступков и политики она используется, и к чему приводят эти поступки и политика.

Продолжение
 

2013. gada 20. okt.

II Воскресные чтения

"Жизнь" есть "дело", все равно, покрывает оно свои расходы или нет.

Кто хочет молча дать понять, должен "иметь что сказать".

Речь совести никогда не приходит к озвучанию. Совесть зовет только молча...

Молчащую речь совести понятливое толкование совести, "строго держащееся эмпирии", берет поводом для того, чтобы выдать совесть за вообще неустановимую и неналичную. Что люди, слыша и понимая лишь голые толки, не могут "констатировать" никакого зова, взваливается на совесть отговоркой, что она "нема" и явно неналична. Этим толкованием люди лишь прикрывают свойственное им неслышанье зова и укороченный диапазон своего "слуха".
М.Хайдеггер, "Бытие и время"

III Воскресные чтения
 

2013. gada 13. okt.

Воскресные чтения

""Чистая" совесть якобы должна, как "нечистая" о "недобротности", извещать о "добротности" присутствия. Легко видеть, что тем самым совесть, до того "истечение божественной силы", теперь становится рабом фарисейства. Она призвана заставить человека сказать о себе: "я добр"; кто способен такое сказать и кто меньше хотел бы это себе подтвердить, чем как раз добрый?" 
М.Хайдеггер, "Бытие и время"

II Воскресные чтения
 

2013. gada 8. okt.

Макиавелли

    Почему сегодня среди политиков так популярен Макиавелли? Иногда кажется, что любой, кто хочет заниматься политикой, просто обязан прочитать его работы. Государство, которое описывал автор, - Флорентийская республика с населением в 750 тыс. человек, итальянская провинция Тоскания в наше время. Как говорится, для кого и Флорентийская республика - государство. Причину популярности Макиавелли нужно искать не в его работах, а в современном понимании политического процесса. Его идеи удобно использовать для оправдания любых политических решений. На критику можно ответить, что оппонент не разбирается в политике и процитировать Макиавелли. Хотя можно и не цитировать. По умолчанию под политикой подразумевается именно та деятельность, которую описывал Макиавелли. Анатолий Калетский писал, что сегодня Смит и Риккардо не смогли бы опубликовать свои работы в экономическом журнале. То же самое происходит в политике. Эффективность политика определяется его способностью любыми средствами сохранять свою персональную власть. Идеи, принципы, этика - всего лишь инструменты манипуляции общественным мнением. В основе этого всеобщего релятивизма в политике лежит посредственность личностей, сегодня ею занимающейся. Чтобы компенсировать недостаток интеллекта и таланта они отказываются от игры по правилам. Достигнув таким образом определенного положения, предпринимается попытка легализовать свой статус, провозглашая шулерство неотъемлемым условием игры. И Макиавелли в этом случае как нельзя кстати.