Статья, посвященная книге Шиллера и Акелрофа "Охота на дураков: экономика манипулирования и обмана", родилась при попытке рассказать о латвийских социально-экономических реалиях. Смысловые "девиации" Роберта Шиллера при трактовке термина побудили меня поискать более подходящее определение явления. Лично для меня оно ассоциируется с изнасилованием. Злоумышленник пользуется беспомощностью жертвы (не важно, обусловлена она физической слабостью или отсутствием специальных знаний в конкретной области деятельности) и главный урон является не материальным, а моральным. Человек оказывается в роли дурака, лоха, которого "развели", "поимели". И так же как жертвам изнасилования, пострадавшему пытаются внушить, что в случившимся виноват он сам. Поэтому жертвы манипуляций не любят афишировать свои "проколы", чтобы не оказаться зачисленными в стадо "овец", подлежащих регулярной "стрижке". Kur ir aitas, tur ir cirpēji. И уже в рамках своей профессиональной компетенции они пытаются отыграться за те унижения, которые пришлось пережить в роли "чайника". Единственный способ разорвать порочный круг - прямо и открыто говорить о тех позах, в которые нас пытаются поставить представители самых разных профессий. Образ насильника, покушающегося на человеческое достоинство, намного точнее соответствует сути происходящего, чем образ ловкого охотника на безмозглых млекопитающих.
2016. gada 2. maijs
2016. gada 29. apr.
Как слово наше отзовется... (продолжение)
Начало
"... фактическое развитие доказало, что позитивизм вообще не в состоянии провести в жизнь свою программу и в высокой степени рискует быть втянутым в повседневную политику. В стремлении не давать самой политико-экономических оценок наука признала цели, которые устанавливают государство и политические властные группировки... в общем преодолении позитивистских предубеждений является важной предпосылкой того, что наука вновь обретает силу, устанавливающую порядок." Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики"
Мне не раз приходилось обращать внимание на небрежность экономистов при использовании вербальных выражений для описания экономических явлений. Можно, конечно, списать на то, что экономисты вкладывают другой смысл в привычные нам слова, абстрагируясь от общепринятого смысла. Но кажется, что как раз попытка абстрагироваться от первоначального смысла является главным препятствием на пути понимания происходящего вокруг.
Обратимся к недавно изданной книге "Охота на дураков: экономика манипулирования и обмана" ("Phishing for Phools: The Economics of Manipulation and Deception") двух лауреатов нобелевской премии Роберта Шиллера и Джорджа Акерлофа. Тема, которой посвящена книга, сегодня актуальна как никогда. Стремление одурачить ближнего в последнее время достигло в обществе уровня эпидемии. Ее апогеем можно считать разразившийся скандал вокруг Фольксваген - торговой марки, ассоциировавшейся с немецким качеством и надежностью. Слоганом лидера автомобилестроения был "Das Auto" - "Автомобиль". То есть автолюбители покупали не престиж или мечту, а средство передвижения. Если на махинациях был пойман сам Фольксваген, то можно представить, что творится в других компаниях.
"... фактическое развитие доказало, что позитивизм вообще не в состоянии провести в жизнь свою программу и в высокой степени рискует быть втянутым в повседневную политику. В стремлении не давать самой политико-экономических оценок наука признала цели, которые устанавливают государство и политические властные группировки... в общем преодолении позитивистских предубеждений является важной предпосылкой того, что наука вновь обретает силу, устанавливающую порядок." Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики"
Мне не раз приходилось обращать внимание на небрежность экономистов при использовании вербальных выражений для описания экономических явлений. Можно, конечно, списать на то, что экономисты вкладывают другой смысл в привычные нам слова, абстрагируясь от общепринятого смысла. Но кажется, что как раз попытка абстрагироваться от первоначального смысла является главным препятствием на пути понимания происходящего вокруг.
Обратимся к недавно изданной книге "Охота на дураков: экономика манипулирования и обмана" ("Phishing for Phools: The Economics of Manipulation and Deception") двух лауреатов нобелевской премии Роберта Шиллера и Джорджа Акерлофа. Тема, которой посвящена книга, сегодня актуальна как никогда. Стремление одурачить ближнего в последнее время достигло в обществе уровня эпидемии. Ее апогеем можно считать разразившийся скандал вокруг Фольксваген - торговой марки, ассоциировавшейся с немецким качеством и надежностью. Слоганом лидера автомобилестроения был "Das Auto" - "Автомобиль". То есть автолюбители покупали не престиж или мечту, а средство передвижения. Если на махинациях был пойман сам Фольксваген, то можно представить, что творится в других компаниях.
2016. gada 26. apr.
Как слово наше отзовется...
В заголовке использована строчка из стихотворения Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется...
Ей созвучна мысль Константина Сонина, высказанная им недавно у себя в блоге:
"Ещё ни разу не побывав в Чикаго, я не раз участвовал в обсуждениях – стоило ли Милтону Фридману и Арнольду Харбергеру, выдающимся академическим экономистам, помогать советами диктаторам разной степени кровавости. С одной стороны, понятно, не надо, с другой – если спрашивают твоего профессионального совета, почему его не давать? Профессиональный совет, предположительно, один и тот же независимо от того, кому ты его даёшь."
Что общего у русского поэта XIX века и русского экономиста XXI века? Они оба воспринимают слова как явление нейтральное и непредсказуемое. В словах профессора содержится идея полной индифферентности экономической науки к вопросам морали. Даже заголовок блога говорит нам об этом - "В первую голову нужно покушать...". Сразу возникает самый простой вопрос: а чем тогда экономист отличается от зоотехника на свиноферме? И если между ними есть отличия, то в чем они выражаются?
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется...
Ей созвучна мысль Константина Сонина, высказанная им недавно у себя в блоге:
"Ещё ни разу не побывав в Чикаго, я не раз участвовал в обсуждениях – стоило ли Милтону Фридману и Арнольду Харбергеру, выдающимся академическим экономистам, помогать советами диктаторам разной степени кровавости. С одной стороны, понятно, не надо, с другой – если спрашивают твоего профессионального совета, почему его не давать? Профессиональный совет, предположительно, один и тот же независимо от того, кому ты его даёшь."
Что общего у русского поэта XIX века и русского экономиста XXI века? Они оба воспринимают слова как явление нейтральное и непредсказуемое. В словах профессора содержится идея полной индифферентности экономической науки к вопросам морали. Даже заголовок блога говорит нам об этом - "В первую голову нужно покушать...". Сразу возникает самый простой вопрос: а чем тогда экономист отличается от зоотехника на свиноферме? И если между ними есть отличия, то в чем они выражаются?
2016. gada 20. apr.
Анекдот
Однажды Макиавелли посетило одно весьма влиятельное государственное лицо.
- Вот, - говорит лицо, - я в прошлом году подписал с соседним государством мирный договор, а на прошлой неделе ввел туда железных человечков. Теперь меня называют треплом, не способным держать свое слово.
- Ну, это слишком категоричное заявление. - вздохнул Макиавелли, - Вы проявили тактическую хитрость в рамках военной спецоперации.
- А месяц назад я послал в подарок одной вельможе, известной своей беспощадной критикой в мой адрес, бутылку лучшего вина из своих виноградников.
- Это характеризует вас как человека великодушного.
- Правда, вино было отравлено.
Макиавелли насупился.
- Я бы это назвал одним из средств политической борьбы.
- Но это еще не все. Вчера поползли слухи, что я украл из государственной казны сундук золота.
- Ну разве можно осуждать человека за его стремление жить лучше?! - воскликнул Макиавелли, вспомнив об угрозе бакалейщика не давать ему больше продуктов в долг, если он не расплатиться с ним в течение месяца.
- А не могли бы в таком случае, любезный друг, написать трактат о достоинствах современного государственного деятеля, а то меня все чаще подонком называют.
Так появился на свет трактат "Государь".
С тех пор времена до появления трактата принято называть темным Средневековьем, когда общество было ввергнуто в пучину лжи, предательств и жестоких убийств. Слава Богу, нам посчастливилось родиться в другую эпоху.
- Вот, - говорит лицо, - я в прошлом году подписал с соседним государством мирный договор, а на прошлой неделе ввел туда железных человечков. Теперь меня называют треплом, не способным держать свое слово.
- Ну, это слишком категоричное заявление. - вздохнул Макиавелли, - Вы проявили тактическую хитрость в рамках военной спецоперации.
- А месяц назад я послал в подарок одной вельможе, известной своей беспощадной критикой в мой адрес, бутылку лучшего вина из своих виноградников.
- Это характеризует вас как человека великодушного.
- Правда, вино было отравлено.
Макиавелли насупился.
- Я бы это назвал одним из средств политической борьбы.
- Но это еще не все. Вчера поползли слухи, что я украл из государственной казны сундук золота.
- Ну разве можно осуждать человека за его стремление жить лучше?! - воскликнул Макиавелли, вспомнив об угрозе бакалейщика не давать ему больше продуктов в долг, если он не расплатиться с ним в течение месяца.
- А не могли бы в таком случае, любезный друг, написать трактат о достоинствах современного государственного деятеля, а то меня все чаще подонком называют.
Так появился на свет трактат "Государь".
С тех пор времена до появления трактата принято называть темным Средневековьем, когда общество было ввергнуто в пучину лжи, предательств и жестоких убийств. Слава Богу, нам посчастливилось родиться в другую эпоху.
2016. gada 11. apr.
19.12.2010г. - 11.04.2011г.
19 декабря первым делом я пошел в ГУМ покупать новые зимние ботинки. Старые стали пропускать воду и если для коротких перебежек дом-метро-офис они еще годились, длительные прогулки по свежему воздуху в них были противопоказаны. Одев новые белвестовские тут же в магазине, я решил оставить старые в баре "Лондон" напротив ГУМа, чтобы не тащиться с ними домой. Там встретил Лену Тонкачеву. Она была в приподнятом настроении. У нее зазвонил телефон и, пока она слушала, ее лицо начало мрачнеть. Так мы узнали об избиении Некляева на Немиге. Я проводил ее до Немиги и отправился на Кастрычницкую. Потом вместе со всеми прошел по проспекту до площади Незалежности и пробыл там до момента, когда появился ОМОН. Для меня как иностранного гражданина стычка с правоохранительными органами могла закончится депортацией. Пришлось уйти, хотя чувство было поганое, потому что со стороны мой уход выглядел как трусливое бегство. Я пошел пешком до Академии наук. На площади Победы видел, как на другой стороне милицейские машины с сиренами прижали к тротуару джип. Позже узнал, что в машине были Андрей Санников с Ириной Халипп.
2016. gada 4. apr.
На злобу дня
Сегодня меня напугала реплика Ильи Мильштейна на "Гранях":
Ибо в войне компроматов обычно побеждает тот, кто бьет ниже пояса, оттого у студии "ФСБ-продакшн" в этой номинации и нет пока конкурентов. Конкуренты появятся, когда западные режиссеры и продюсеры научатся копировать этот стиль и человек, похожий страшно сказать на кого в компании страшно подумать с кем, окажется в кадре.
Страх вызывает готовность российского либерала использовать методы своих противников. Ведь ясно как божий день, что абсолютная бессовестность путинистов и есть та идеологическая основа, на которой держится современная российская власть. "Все дозволено". Только власть предержащие не учитывают одного побочного эффекта этого волшебного мировоззренческого зелья - Смердяков повесился, а Раскольников чуть не повесился. И кажется им, что они то как раз из тех, кто "право имеет". Им и невдомек, что раскольниковская вера в существование людей, которые "право имеют" - самая что ни на есть иллюзия. Много лет назад в статье "О русской литературе" я упоминал эпизод из сериала "Закон и порядок" (9-ый сезон, 24-я серия), где генеральный прокурор Нью-Йорка одергивает своего помощника, готового переступить через закон в борьбе с русской мафией.
- Но ведь свидетелей и сотрудников прокуратуры убивали. Это и есть препятствие суду. Эти негодяи разрушают всю систему уголовного судопроизводства.
- Спустись на землю. В этом городе были беспорядки, убийства полицейских, нападения на административные здания, но мы справились с этим, не нарушая конституции.
- Но теперь у нас меньше сил и средств.
- И меньше законности? Ты хочешь в этом уподобиться им?
Ибо в войне компроматов обычно побеждает тот, кто бьет ниже пояса, оттого у студии "ФСБ-продакшн" в этой номинации и нет пока конкурентов. Конкуренты появятся, когда западные режиссеры и продюсеры научатся копировать этот стиль и человек, похожий страшно сказать на кого в компании страшно подумать с кем, окажется в кадре.
Страх вызывает готовность российского либерала использовать методы своих противников. Ведь ясно как божий день, что абсолютная бессовестность путинистов и есть та идеологическая основа, на которой держится современная российская власть. "Все дозволено". Только власть предержащие не учитывают одного побочного эффекта этого волшебного мировоззренческого зелья - Смердяков повесился, а Раскольников чуть не повесился. И кажется им, что они то как раз из тех, кто "право имеет". Им и невдомек, что раскольниковская вера в существование людей, которые "право имеют" - самая что ни на есть иллюзия. Много лет назад в статье "О русской литературе" я упоминал эпизод из сериала "Закон и порядок" (9-ый сезон, 24-я серия), где генеральный прокурор Нью-Йорка одергивает своего помощника, готового переступить через закон в борьбе с русской мафией.
- Но ведь свидетелей и сотрудников прокуратуры убивали. Это и есть препятствие суду. Эти негодяи разрушают всю систему уголовного судопроизводства.
- Спустись на землю. В этом городе были беспорядки, убийства полицейских, нападения на административные здания, но мы справились с этим, не нарушая конституции.
- Но теперь у нас меньше сил и средств.
- И меньше законности? Ты хочешь в этом уподобиться им?
2016. gada 1. apr.
Как правильно имитировать имитацию
Неделю назад я посмотрел фильм об Алане Тьюринге "Игра в имитацию" с Бенедиктом Кэмбербетчем в главной роли. Авторы все сделали добротно и профессионально. Именно так сегодня снимаются биографические киноповести о гениях, признание к которым пришло не сразу. Мы видим косных, недальновидных чинуш, ставящих палки в колеса научно-технического прогресса, и не можем понять, как можно быть настолько тупым и не видеть очевидного. И вот это чувство мне не понравилось. Потому что большинство из нас испытывало бы к Тьюрингу те же чувства, что мы видим на лицах его непостредственных начальников. Даже сослагательное наклонение тут не обязательно. Ведь с таким же брезгливым непониманием мы воспринимаем сегодняшних тьюрингов и эйнштейнов. Об этом год назад я писал в "Эпилоге". У меня появилась идея, как отразить данный феномен в биографических фильмах, которые так популярны в последнее время. Нужно всего лишь снимать его с позиции не сегодняшнего дня, а современников героя фильма. Пусть фильм рассказывает о самоотверженной работе ведомства, в котором работал Тьюринг, но так, словно мы ничего не знаем о будущем. Кто в таком случае будет восприниматься героем повествования? Вот пусть о нем и идет речь.
2016. gada 30. marts
О происхождении нигилизма
"... мышление по правилам только тогда может претендовать на роль суда в последней инстанции, когда сперва установлено, что тем, что' по законам "логики" должно считаться "правильным", исчерпывается все мыслимое и все требующее осмысление и все заданное мысли как задача."
М.Хайдеггер, "Европейский нигилизм"
В ноябре прошлого года я случайно открыл работу М.Хайдеггера "Европейский нигилизм", и, зацепившись за описание картезианского переворота, полностью в ней увяз. В конце концов я решил ее перечитать с самого начала. Тогда же в ноябре родилось небольшое эссе "Мартин Лютер и Рене Декарт". Теперь появилась возможность развить поднятую в эссе тему. Речь идет о восприятии революционного переворота Лютера-Декарта как попытку отменить метафизику. Макс Вебер писал, что Мартин Лютер, несмотря на призывы вернуться к истокам христианства, фактически отодвинул церковь в жизни христианина на второй план. Здесь нужно учитывать, что Рене Декарт родился через 48 лет после кончины Мартина Лютера. Живя в католической Франции, он, тем не менее, вполне мог проникнуться протестантской идеей о предоставлении человека самому себе и довести ее до логического конца, превратив его в субъекта. И также, как в христианстве, где образцом религиозного фанатизма стали протестанты-пуритане, метафизическая дистрофия сопровождалась фактическим расцветом новоевропейской философии. Кант, Гегель, Ницше и т.д., и т.п. Перед новоевропейскими философами открывалась новая картина мира, формировавшаяся за счет постоянного сужения метафизического горизонта. Хайдеггер называет Ницше последним новоевропейским философом. Но мне кажется, он сильно сузил рамки понятия "новоевропейское мышление". Список можно было бы продолжить до Абырвалга и подробного описания повадок бабуинов как образца организации человеческого общества. Продолжить список мешает дискретность новоевропейской картины мира, распавшейся на тысячи комиксов, в которых шагающий семимильными шагами научно-технический прогресс мирно соседствует с десятками миллионов жерт, не вызывая у современника когнитивного диссонанса, что также можно считать достижением научно-технического прогресса в области фармацевтики. Кстати, поэтому борьба с распространением наркотиков кажется бесперспективной. А чем другим тогда закрывать этот метафизический разрыв нашему современнику?
2016. gada 27. marts
2016. gada 25. marts
2016. gada 23. marts
"Star Trek", Бодрийяр и Хайдеггер
Недавно я читал статью о фильмах, в которых нашли отражение идеи французского философа Жана Бодрийяра. Первым, конечно, был назван "Матрица" братьев/сестер Вачовски.
Но среди перечисленных фильмов не оказалось пилотной серии "Звездного пути" 1964 года. Тогда эта серия была признана неудачной. Даже в 1966 году, когда сериал все же вышел на телевизионные экраны, его показывали не в прайм тайм, а поздно вечером. Поражает восторженность отзывов о сериале сегодняшних юных зрителей. Кажется, им то чем восхищаться? Но здесь как раз тот случай, когда сериал намного опередил свое время. Похожая судьба была у фильма братьев Коэн "Большой Любовский", проделавшего путь от "провального" до "культового". Потребовалось время, чтобы до зрителей дошел смысл увиденного, а в случае "Звездного пути" потребовалось новое поколение, воспитанное на его идеях и говорящее на его языке. Попробую рассказать о том, что увидел в пилотной серии лично я.
Но среди перечисленных фильмов не оказалось пилотной серии "Звездного пути" 1964 года. Тогда эта серия была признана неудачной. Даже в 1966 году, когда сериал все же вышел на телевизионные экраны, его показывали не в прайм тайм, а поздно вечером. Поражает восторженность отзывов о сериале сегодняшних юных зрителей. Кажется, им то чем восхищаться? Но здесь как раз тот случай, когда сериал намного опередил свое время. Похожая судьба была у фильма братьев Коэн "Большой Любовский", проделавшего путь от "провального" до "культового". Потребовалось время, чтобы до зрителей дошел смысл увиденного, а в случае "Звездного пути" потребовалось новое поколение, воспитанное на его идеях и говорящее на его языке. Попробую рассказать о том, что увидел в пилотной серии лично я.
2016. gada 16. marts
2016. gada 25. febr.
2016. gada 24. febr.
"Долгая счастливая жизнь" (1966)
«И ведь отказываешься не только от красавицы, которая сдуру к тебе прибежала вместе с тепло укутанной смешной дочерью, — отказываешься от всего сразу, от долгой счастливой жизни вообще. Ее никогда теперь не будет. Что-то будет, и даже вполне приличное, а долгой счастливой жизни — нет.»
«Шпаликов, конечно, понимал, что в 60-е было всё непросто. И он выстраивал настоящие 60-е, а не идиллическую картинку. Например, он снял сам по собственному сценарию «Долгую счастливую жизнь» с Лавровым и Гулая — великий фильм, где разоблачён изнутри дутый супермен 60-х годов, который позировать умеет, а жить не умеет.»
Д.Быков, «Прыг-скок, обвалился потолок», «Новая газета», 9.11.2012г.
«Шпаликов, конечно, понимал, что в 60-е было всё непросто. И он выстраивал настоящие 60-е, а не идиллическую картинку. Например, он снял сам по собственному сценарию «Долгую счастливую жизнь» с Лавровым и Гулая — великий фильм, где разоблачён изнутри дутый супермен 60-х годов, который позировать умеет, а жить не умеет.»
Д.Быков, передача «Один» от 19.02.2016г.
Мне кажется, что вопрос о Геннадии Шпаликове в передаче Д.Быкова прозвучал в связи со сборником статей "Советский пациент", в который я включил посты о фильмах, посвященных «шестидесятникам», начиная с «Девять дней одного года» 1962 года и заканчивая «Полетами во сне и наяву» 1982 года. Среди обсуждаемых фильмов есть три, снятых по сценариям Шпаликова, - "Я шагаю по Москве", "Застава Ильича", "Ты и я".2016. gada 23. febr.
День радио
У меня появилась пара мыслей в связи с прослушанными передачами на Эхе и Свободе.
Сначала по поводу прозвучавшей в последней передаче Дмитрия Быкова «Один» идеи о самодостаточности обреченного сопротивления в «Хаджи-Мурате» и самодостаточности жертвенности Христа и Януша Корчака.
Сначала по поводу прозвучавшей в последней передаче Дмитрия Быкова «Один» идеи о самодостаточности обреченного сопротивления в «Хаджи-Мурате» и самодостаточности жертвенности Христа и Януша Корчака.
2016. gada 16. febr.
Мои комментарии. Избранное
2016. gada 12. febr.
"Советский пациент", сборник статей
В 2014-15 годах я написал дюжину статей о советских фильмах, посвященных "шестидесятникам", начиная с "Девять дней одного года", снятого в 1962 году, и заканчивая "Полетами во сне и наяву" 1982 года. В результате получился довольно связный сборник статей. Но так как статьи разбросаны в интернет-пространстве, я решил его оформить в виде PDF-файла.
Чтобы его открыть, щелкните по картинке.
Чтобы его открыть, щелкните по картинке.
2016. gada 11. febr.
"Война и мир" (2016)
Британский сериал «Война и мир», показ которого завершился на прошлой неделе, вызвал бурную дискуссию среди русскоязычной аудитории, выросшей на интерпретации школьной программы и экранизации Сергея Бондарчука. Любопытно проанализировать современную европейскую трактовку произведения русского классика, чтобы еще раз попытаться в этом отражении разглядеть и понять самих себя.
2016. gada 10. febr.
Дебаты
Так как меня забанили в философском сообществе, я дискутирую с членами сообщества посредством личной переписки. Ниже содержание сегодняшней по поводу вот этого комментария:
Ответ на комментарий в философском сообществе 2016-02-09 21:40
sent to arhipolemos
Так как меня в философском сообществе заблокировали, отвечу Вам здесь. Я полностью согласен с Вашим комментарием, но меня абсолютно не устраивает форма его подачи. И эта форма полностью нигелирует содержание комментария. Вы пишете о наивном, примитивном представлении автора и тут же сразу переходите на категории, которые человек с примитивными представлениями не в состоянии воспринять. Даже мне, человеку, читавшему Хайдеггера, требуются усилия, чтобы понять Ваш текст. Этот философский снобизм приводит к тому, что философы "слишком далеки от народа". А основатель экономической Фрайбургской школы, ставшей теоретической основой германского послевоенного экономического чуда, Вальтер Ойкен дружил с Эдмундом Гуссерлем и использовал методологию трансцедентальной феноменологии в своей теории. Вы же обращаетесь только к тем, кто владеет предметом на Вашем уровне.
Ответ на комментарий в философском сообществе 2016-02-09 21:40
sent to arhipolemos
Так как меня в философском сообществе заблокировали, отвечу Вам здесь. Я полностью согласен с Вашим комментарием, но меня абсолютно не устраивает форма его подачи. И эта форма полностью нигелирует содержание комментария. Вы пишете о наивном, примитивном представлении автора и тут же сразу переходите на категории, которые человек с примитивными представлениями не в состоянии воспринять. Даже мне, человеку, читавшему Хайдеггера, требуются усилия, чтобы понять Ваш текст. Этот философский снобизм приводит к тому, что философы "слишком далеки от народа". А основатель экономической Фрайбургской школы, ставшей теоретической основой германского послевоенного экономического чуда, Вальтер Ойкен дружил с Эдмундом Гуссерлем и использовал методологию трансцедентальной феноменологии в своей теории. Вы же обращаетесь только к тем, кто владеет предметом на Вашем уровне.
2016. gada 1. febr.
Иисус Христос и принц датский Гамлет
В сентябре прошлого года я изложил свое понимание евангельской притчи о Христе и фарисеях, обратив внимание на противоречие между тем, что сказал сын божий и тем, что имеют в виду современники, когда цитируют "кто без греха, первый брось в нее камень". Потому что намного важнее то, чего он не говорил. Он не сказал, что женщина, обличенная в прелюбодеянии, не грешила. Он не сказал, что на грехи не нужно обращать внимание. И он не сказал, что сокрытие греха равнозначно его прощению. В уже не раз упоминавшейся мною статье подчеркивается, что христианское прощение не требует обязательного раскаяния грешника. Но констатация самого факта грехопадения, я думаю, необходима.
В статье "Иисус и фарисеи" речь шла об "одной слезинке ребенка" Ивана Карамазова, противопоставленной христианскому догмату всепрощения. Теперь я предлагаю взглянуть через призму евангельской притчи на трагедию Шекспира "Гамлет". У Шекспира есть пьеса, чей сюжет близок ветхозаветной книге Иова - это "Король Лир". Сюжет "Гамлета" напоминает нам библейскую притчу о Каине и Авеле. Кто-то может спросить: разве в соответствии с христианской заповедью принц датский не должен был простить убийц вместо того, чтобы губить других и себя в пламени бесплодной жажды мести? Именно этот упрек часто звучит в адрес другого литературного героя - графа Монте Кристо. Здесь важно понять, чем ситуация Гамлета отличается от истории узника замка Иф. Жертвы второго узнают о причине свалившихся на них несчастий post factum. Раскаяние не входит в список его орудий мести. Да они на это и не способны. Но неспособность героев Дюма к раскаянию обусловлена жанром приключенческого романа, который, как и современные боевики, не предусматривает психологической глубины. Что касается Гамлета, то его поступки нельзя объяснить простой жаждой мести. Если Монте Кристо тайком плетет нить заговоров, принц датский почти открыто обвиняет дядю и мать в убийстве отца. Его поступок выглядит глупо, так как теперь убийца пытается заставить его замолчать навсегда. Но прежде он произносит следующий монолог:
В статье "Иисус и фарисеи" речь шла об "одной слезинке ребенка" Ивана Карамазова, противопоставленной христианскому догмату всепрощения. Теперь я предлагаю взглянуть через призму евангельской притчи на трагедию Шекспира "Гамлет". У Шекспира есть пьеса, чей сюжет близок ветхозаветной книге Иова - это "Король Лир". Сюжет "Гамлета" напоминает нам библейскую притчу о Каине и Авеле. Кто-то может спросить: разве в соответствии с христианской заповедью принц датский не должен был простить убийц вместо того, чтобы губить других и себя в пламени бесплодной жажды мести? Именно этот упрек часто звучит в адрес другого литературного героя - графа Монте Кристо. Здесь важно понять, чем ситуация Гамлета отличается от истории узника замка Иф. Жертвы второго узнают о причине свалившихся на них несчастий post factum. Раскаяние не входит в список его орудий мести. Да они на это и не способны. Но неспособность героев Дюма к раскаянию обусловлена жанром приключенческого романа, который, как и современные боевики, не предусматривает психологической глубины. Что касается Гамлета, то его поступки нельзя объяснить простой жаждой мести. Если Монте Кристо тайком плетет нить заговоров, принц датский почти открыто обвиняет дядю и мать в убийстве отца. Его поступок выглядит глупо, так как теперь убийца пытается заставить его замолчать навсегда. Но прежде он произносит следующий монолог:
За что прощать того, кто тверд в грехе?
У нас нередко дело заминает
Преступник горстью золота в руке,
И самые плоды его злодейства
Есть откуп от законности. Не то
Там, наверху. Там в подлинности голой
Лежат деянья наши без прикрас,
И мы должны на очной ставке с прошлым
Держать ответ.
У нас нередко дело заминает
Преступник горстью золота в руке,
И самые плоды его злодейства
Есть откуп от законности. Не то
Там, наверху. Там в подлинности голой
Лежат деянья наши без прикрас,
И мы должны на очной ставке с прошлым
Держать ответ.
Abonēt:
Komentāri (Atom)









