2017. gada 31. janv.

The importance of being a revolutionist

Это шиза какая-то - считать, что любой человек должен быть революционером.
Константин Сонин

Фраза, написанная профессором в ответ на мой комментарий к его посту, несмотря на некоторую категоричность, является одной из ключевых идей, порождающей многие проблемы современного общества. Ее родиной являются республики бывшего СССР, а носителями – эмигранты из этих республик в Европу, США и Канаду. Она служит оправданием для тех, кто решился уехать в надежде на лучшую долю. Не видя возможности «пригодиться, где родился», они перебираются туда, где в состоянии по достоинству оценить их способности. Но физическое перемещение в пространстве обусловлено отнюдь не географическими и климатическими особенностями тех мест, которые предпочитают эмигранты. Речь идет о социальной среде, то есть о мировоззрении тех людей, которые их окружают в новом месте проживания. Какие особенности их мировоззрения делают местную социальную среду столь благоприятной для самореализации?

2017. gada 25. janv.

О леди Хаксли и "ядовитой гадине" Милвертоне

Ровно год назад, 25 января 2016 года я начал писать «Иисус Христос и принц датский Гамлет», дожидаясь маму в коридоре амбулаторного отделения Бикерниеки. Обычно бывает трудно собраться с мыслями даже в идеальных условиях, но в тот раз мне оставалось только успевать записывать. Возможно, причиной тому был свежий воздух соснового леса, в котором располагалось отделение.

Сегодня я с интересом перечитываю написанные в тот период эссе с философским уклоном – «Иисус и фарисеи», «Иисус Христос и принц датский Гамлет», «Мартин Лютер и Рене Декарт», «О происхождении нигилизма». И не только для того, чтобы поностальгировать или потешить свой нарциссизм, а чтобы узнать и понять что-то новое. Это звучит странно, но нередко написанное мною служит для меня же источником новых идей, словно это писал кто-то другой. Мысль написанная и мысль прочитанная – две большие разницы, как говорят в Одессе.

2017. gada 14. janv.

1965

В опубликованной 3 года назад серии статей, посвященных фильмам «оттепели» про «оттепель» оказалось много пропущенных страниц. Больше всего от этого пострадал 1965 год. И хотя «Иду на грозу» лучше всего отображает настроение того времени, в 1965 году было снято много других картин, добавляющих в пейзаж новые оттенки.

Начнем с фильма «Строится мост», снятого во время гастролей театра «Современник» в Саратове летом 1964 года. В Кинопоиске указан 1966 год и это грубая ошибка. Грубая она потому, что в октябре 1964 года был снят с должности Хрущев, а в феврале 1966 года состоялся процесс Синявского и Даниэля. 1965-ый стал годом последнего и решительного боя нового со старым. Поэтому, например, ошибочно указанный 1966-ой как год выпуска «Иду на грозу» тоже можно считать грубой ошибкой, тем более, что ниже годом премьеры указан 1965-ый.

Несмотря на то, что почти всех героев фильма играют молодые актеры театра, сам фильм скорее посвящен поколению сорокалетних - тем, кто пережил репрессии 30-х, войну и лагеря. Едва заметная сцена с прорабом из «Я шагаю по Москве» превратилась в полнометражный фильм. Если в фильме Данелии прораб оттаял за несколько минут общения с героем Михалкова, герою Ефремова потребовалось для этого несколько дней.

Отправным пунктом на пути возвращения к самому себе становится разговор с бывшим зеком в исполнении Евстегнеева.

- Хочу дожить до момента, когда бюрократов будут судить в уголовном порядке.

2017. gada 11. janv.

Предложение, от которого сложно отказаться

В 2015 году я два раза писал о субсидиях Rīgas satiksme (Pensionāru laiki, О бюджете Риги на 2016 год). Недавняя статья Айвара Озолиньша побудила меня снова вернуться к этой проблеме. Журналист обратил внимание на то, что каждый пятый евро, уплаченный рижанами в виде подоходного налога, уходит на дотации этому предприятию. Под благовидным предлогом обеспечения бесплатного проезда рижан-пенсионеров в общественном транспорте из городского бюджета ежегодно выкачивается почти 100 млн. евро. Что конкретно происходит с этой суммой дальше, понять трудно, но одно можно сказать точно – Rīgas satiksme не бедствует. Об этом можно судить хотя бы по недавно закупленным трамваям с кондиционерами. Пенсионеры, конечно, должны быть довольны тем, что могут свободно перемещаться по городу, но что бы они сказали, если им предложить вместо летних поездок в трамвае с кондиционером один раз в год (может быть 5 раз, если ездить на трамвае каждый день) конкретную сумму денег?

Как мы все хорошо понимаем, бесплатные поездки в общественном транспорте – козырь в предвыборной компании в рижскую думу, который трудно побить. Ведь в Риге проживает порядка 150 тысяч пенсионеров, добросовестно ходящих на выборы. Часть из них, возможно, удастся убедить, что забота об их благе – всего лишь предлог для выкачивания из городского бюджета огромной суммы денег, но для большинства это не будет достаточным основанием для отказа от льгот. Поэтому решение этой проблемы не должно затрагивать интересы пенсионеров.

2017. gada 4. janv.

Лейтенант Коломбо и немецкий неолиберализм


Среди рощи Бог может явится к тебе в разном обличье..., но ты его узнаешь, потому что ты знаешь силу добра.

Вряд ли вы найдете человека, которому не нравится сериал «Коломбо». И это кажется странным, потому что в нем перевернуты с ног на голову основы детективного жанра. Мы в самом начале уже знаем, кто убийца, и дальше следим только за тем, как с каждым шагом он все больше увязает в расставленных детективом ловушках. Такой способ построения детективного сюжета может показаться оригинальным, если забыть о написанном полтора века назад «Преступлении и наказании». Правда, с одной значительной оговоркой - сериальные убийцы абсолютно лишены хоть каких-то признаков раскаяния за содеянное. Мало того, обычно в процессе развития сюжета всем все становится ясно: лейтенанту Коломбо – кто убил, убийце – что его разоблачили. Единственным препятствием на пути торжества правосудия оказывается недостаток улик. И здесь драма достигает своего апогея, когда зло опознано, но не наказано. Получается своего рода двойное отрицание детективного жанра. Мы не только с самого начала знаем, кто убийца, но еще оказываемся в положении унизительной беспомощности из-за юридических формальностей. Вот она – «объективная реальность» во всей своей красе: хорошие люди гибнут от рук подонков, а те выходят сухими из воды, не ответив за свои преступления.

2016. gada 20. dec.

Сны о чем-то большем

Три года назад я написал серию статей, посвященных фильмам «оттепели» про «оттепель». Тогда казалось, что мне удалось упомянуть все снятые в тот период картины, удовлетворяющие выбранному критерию. Некоторые из них я посмотрел первый раз или за полгода до того («Застава Ильича»), или несколько лет назад («Если ты прав», «Июльский дождь»). Но в этом году обнаружились прорехи в моем исследовании. Сначала это был «Долгая, счастливая жизнь» (1966) Шпаликова, потом «Лебедев против Лебедева» (1965) Габая и «Похождения зубного врача» (1965) Климова. А пару недель назад я случайно наткнулся на «Алешкину любовь» (1960) Щукина и Туманова, который отодвинул начало рассматриваемого периода на 2 года назад. Ведь серия статей начиналась с «Девять дней одного года» (1962) Ромма. Любопытно, что и в «Алешкиной любви» Михаил Ромм упомянут как художественный руководитель.

2016. gada 11. dec.

«Закат истины» или о лживости правды

На днях я прочитал в The Economist большую статью, посвященную «миру после правды»(“the post-truth world”). И хотя ее размер предполагает детальное изучение всех изложенных в ней аргументов и фактов, мне хватило вводного предложения, чтобы взяться за написание развернутого ответа. Вот как это предложение выглядит на русском языке: «Нечестность в политике не является чем-то новым, но манера, в которой некоторые политики сегодня лгут, и хаос, который они могут вызвать, делая это, вызывает беспокойство».

Один из своих аргументов я нашел чуть ниже в той же статье: «Разве прижатые к стенке элиты не льют всегда крокодильи слезы, когда им не удается переубедить массы? Разве они не заявляют постоянно, что противная сторона распространяет ложь, убеждая простаков голосовать против своих интересов? Возможно, утверждают некоторые, британским сторонникам ЕС следует принять результаты референдума как выражение оправданного недовольства и стремление вернуть контроль – также как и решение многих американцев поддержать Трампа».

Далее автор возвращается к мысли, высказанной во вводном предложении: «Возможно, что в этой ситуации имели место подтасовки, но едва ли политика когда-либо была синонимом правдивости». Для большей убедительности приводится цитата Макиавелли: «…великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца…».

2016. gada 1. dec.

Симулякры и симуляция latviski (turpinājums)

На днях у меня появился повод продолжить тему симулякров и симуляции. Обсуждая с родственником особенности организации работы в местных супермаркетах, я узнал о требовании Службы госдоходов обеспечить прямую связь в реальном времени между кассовыми аппаратами магазинов и терминалом госучреждения.

Ужесточить контроль за предприятиями розничной торговли Службу госдоходов побудил процесс по делу «Gan Bei», в результате которого выяснилось, что владельцы сети ресторанов занимались махинациями с кассовыми аппаратами, которые нанесли ущерб государству в размере 960 тысяч евро. Ни один из обвиняемых по этому делу не получил реальных тюремных сроков. Сумма штрафов на физических лиц составила около 40 тысяч, остальные 290 тысяч были начислены на юридическое лицо, которому принадлежит сеть ресторанов.

2016. gada 3. nov.

Симулякры и симуляция latviski

"Мнение людей, их духовная позиция являются для ориентации экономической политики намного важнее, чем сами экономические факты."

Французских философов я почти не читаю. На днях взялся за "Симулякры и симуляция" Жана Бодрийяра, но утратил к ней интерес уже на первой странице. То же самое со мной произошло при попытке начать читать "Общество спектакля" Ги Дебора. Причина в обоих случаях одна и та же. Авторы строят свои рассуждения на предположении, что существует объективная социальная реальность, которую плохие люди пытаются исказить. Признавая наличие плохих людей, пытающихся конструировать картину мира под свои нужды, я считаю идею объективной социальной реальности примитивным экстраполированием новоевропейского естественнонаучного метода на сферу человеческих взаимоотношений. При этом я также готов признать, что есть люди, которые считают, что могут просто конструировать образы социальной реальности для большинства, есть те, кто ориентируется в своей жизни на данные образы и есть те, кто считает, что за этими образами скрывается объективная реальность. Моя же позиция заключается в том, что социальная реальность может существовать только в виде образов. В конце концов вопрос сводится к тому, чей образ оказывается наиболее привлекательным для большинства людей. Не путать с идеей Ницше о наиболее жизнеспособной лжи. И пока никому не удалось придумать что-нибудь лучше образа сына божьего, принесшего себя в жертву роду человеческому. Ни один другой образ не сумел вдохновить людей на те свершения и подвиги, которые мы знаем из истории. Даже Новое время, которое обычно преподносят как могильщика христианства, плоть от плоти плод размышлений христианских мыслителей.

2016. gada 24. okt.

Пробежка перед сном (Midnight Run)

Попытки вернуться через год к "Логическим исследованиям" Гуссерля пока ни к чему не привели. Мозг по-прежнему беспомощно скользит по поверхности главы о чистой логике, отказываясь зацепиться хоть за какой-нибудь фразеологический оборот. Остается только перечитывать свои прошлогодние статьи и поражаться той глубине, на которую я был в состоянии тогда погрузиться. Но неспособность забраться на Эверест еще не повод отказываться от любой физической нагрузки. Передачи Дмитрия Быкова на радиостанции "Эхо Москвы" и телеканале "Дождь" всегда были для меня неплохой интеллектуальной разминкой ("20 отжиманий Д.Быкова и немецкий неолиберализм", "День радио", "Глядя в телевизор/монитор").

2016. gada 22. okt.

Мы еще не победили (просто это уже и так заметно)

Сегодня возникла ассоциация, которая может послужить иллюстрацией к предыдущему тексту.

Представьте "Матрицу" братьев/сестер Вачовски. Мистер Смит повержен, Морфеус освобожден, Матрица разрушена и человечество возвращается на Землю во вновь отстроенные города.

Спустя 20 лет Нео однажды вдруг замечает, как одна и та же кошка проходит два раза.

2016. gada 19. okt.

Alex in Sūdubedresland

На днях в Латвии разразился скандал в связи с откровениями бизнесмена Круминьша, вызванными проявленным к нему вниманием Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Забавно наблюдать, как "крутой пацан", заработавший свои миллионы на торговле нефтепродуктами с Россией, вдруг начинает без какого-либо стеснения "сливать" всех своих "бизнес-партнеров". Моральный релятивизм, который представители данной разновидности считают своим главным достоинством, при первых признаках грядущего дискомфорта превращает их из железных мачо в неумолкающих базарных баб. У них нет того, на что можно было бы опереться, и нет той цели, ради которой можно было бы терпеть лишения. Но природа и порода данной разновидности хомо сапиенса более-менее понятна и очевидна.

2016. gada 12. okt.

Alex in Weißrussland

Immerhin, mag Torheit und Unrecht
Dich ganz bedecken, о Deutschland.
Ich sehne mich dennoch nach dir:
Denn wenigstens bist du doch festes Land.

Heinrich Heine
 
Утром 29 сентября я отправился на автобусе в Минск. Спустя 3 года и 8 месяцев. Отсутствие ощущения прошедшего времени меня удивило больше всего. Все вокруг было по-домашнему привычно и обыденно, даже абсурдность некоторых ситуаций.

2016. gada 13. sept.

Неадекватный человек

 Вчера посмотрел "Иррационального человека" Вуди Аллена. Мне главный герой показался не столько иррациональным, сколько неадекватным. Неадекватным своему возрасту, образованию, убеждениям. Если в других поздних работах Аллена главные герои в исполнении молодых актеров имели привычки зрелых людей, то в этот раз взрослый мужчина с философским образованием вдруг загорелся идеей студента Радиона Раскольникова. Не может преподаватель философии в достаточно солидном возрасте, пишущий книгу о Хайдеггере, вдруг отупеть до такой степени. Проблема в данном случае заключается в том, что хотя главный герой упоминает Гуссерля и Хайдеггера, он не похож на человека, который читал этих авторов. Он больше похож на типичных алленовских героев с Камю, Сартром, Фрейдом и Кьеркегором в бэкграунде.

    И вчера меня также посетила мысль по поводу "8 1/2" Федерико Феллини: а ведь фильм необыкновенно виртуозно освобождает зрителя от матрицы субъетно-объектного восприятия как раз в духе трансцедентальной феноменологии Гуссерля и Хайдеггера, хотя даже в философских рассуждениях героев не упоминается ни одного имени философа.