2016. gada 25. maijs

Latvijas Kamasūtra. Poza nr.3

Poza nr.1
Poza nr.2

    Продуктовый ритейл является благодатной почвой для самых разнообразных "маркетинговых ходов". Настолько разнообразных, что даже трудно понять, где проходит граница между маркетингом и простой уголовщиной. Юристы, конечно, тщательно следят за тем, чтобы их работодатель всегда выходил сухим из воды. Единственное, что остается вне их поля зрения - накапливающееся в обществе раздражение, ведущее к разжиганию войны всех против всех. Недавно смотрел передачу, в которой обсуждалась эффективность программы по реэмиграции граждан Латвии. В течении всей передачи участники ни разу не упомянули такой важный фактор, как чувство собственного достоинства. Спустя 25 лет по-прежнему в ходу отношение к людям как расходному материалу, средству для достижения каких-то глобальных целей. Раньше это была коллективизация, индустриализация; сегодня это рост оборота, продаж, EBITDA и т.п. Куча всевозможных экспертов из одной передачи в другую сыпят цифрами и фактами, за которыми невозможно разглядеть живого человека. Именно об этом пойдет дальше речь.

2016. gada 23. maijs

Сериал "Такси" (1978-1983)

Этой весной я открыл для себя комедийный сериал "Такси". Канал SBC drama в честь 75-летия режиссера Джеймса Берроуза устроил ретроспекцию снятых им сериалов. Я уже в том возрасте, когда начинаешь ценить то, что раньше воспринимал как должное. Но мне даже в голову не могло прийти, что у снятых им сериалов "Друзья" и "Теория большого взрыва" есть не менее талантливые предшественники. Даже более талантливые, потому что сериал "Такси" просто битком набит звездами первой величины.

Начнем с диспетчера Луи Де Палма в исполнении Дени Де Вито. Такое ощущение, словно образ Луи лепили, используя в качестве шаблона советские сатирические плакаты о зверином оскале капитализма. Бессовестность, бессердечность и изворотливость героя Де Вито обычно служат причиной тех глупых ситуаций, в которые он попадает.

2016. gada 20. maijs

Обыкновенный феминизм (продолжение)

Начало

"Вера в богов, исполинов и духов, которая раньше определяла отношение человека к природе и которую из этой сферы естественные науки вытеснили, обосновалась и распространила свое влияние в обществе и экономике. «Капитализм», «империализм», «марксизм» и т.д. воспринимаются ныне как исполинские фигуры или духи, которые управляют всей общественной жизнью и от которых зависит каждый отдельно взятый человек. Мифы вытесняют разум. Разного рода секуляризированные «целебные» учения сталкиваются между собой. Борьба «социализма» против «капитализма» стала, по существу, борьбой вероучений."
                Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики"

    В нашей текущей действительности не составит большого труда на основании первой части "Обыкновенного феминизма" представить меня ярым противником гендерного равенства. Как раз этот феномен навешивания ярлыков мне и хотелось бы здесь обсудить. Несколько месяцев назад я уже посвятил этому вопросу небольшую заметку. Теперь пришло время подойти к проблеме более основательно.

2016. gada 16. maijs

Обыкновенный феминизм

Половина ссылок новостной ленты Фейсбука посвящена Дональду Трампу. Его сравнивают с Муссолини и Гитлером, предупреждают об опасности скатывания США в авторитаризм, пытаются понять, как такое могло случиться в оплоте западной демократии. У меня возник персональный вопрос, который можно считать подвопросом к предыдущему: как оголтелому сексисту удалось добиться такой бешенной популярности в стране победившего феминизма? Или мне одному кажется абсурдным прогнозируемое противостояние кандидата от демократов, призванную демонстрировать успехи США в вопросе гендерного равенства, и кандидата от республиканцев, который клал на все это с большим прибором? Ведь дебаты этих двух кандидатов будут напоминать разговор профессора Преображенского с Шариковым.

2016. gada 14. maijs

Latvijas Kamasūtra. Poza nr.2

Poza nr.1

    Олайне находится на одинаковом удалении от Риги и Юрмалы - где-то 25 км. Поэтому логично предположить, что жители городка проводят выходные на хорошо всем известном курорте. Увы, все не так просто - из Олайне в Юрмалу нет прямых рейсов общественного транспорта. Сначала нужно доехать до Риги, а уж оттуда на электричке до Юрмалы. То есть в 2 раза вырастает расстояние, время, проведенное в пути, и стоимость проезда. Почему бы не организовать прямой автобусный маршрут, подумал я прошлой весной и стал искать заинтересованные организации. На ум пришла Юрмальская Дума, жаловавшаяся в последнее время на падение доходов в связи с уходом из Юрмалы "Новой волны", "КВН" и т.п. Вот и простой способ поддержать местный бизнес, предложив жителям Латвии удобные и дешевые автобусные маршруты в курортный город. Ведь такой опыт в Латвии уже есть, когда рижские торговые центры предлагали бесплатные автобусные маршруты для своих покупателей. Я написал письмо в департамент культуры и туризма Юрмальской Думы. Письмо осталось без ответа.

2016. gada 12. maijs

Par jaunu Latvijas pasi

Nesen es svinēju desmito gadadienu kopš Latvijas pilsonības piešķiršanas. Tajā pašā laikā man bijā jādomā par jaunas pases noformēšanu, jo pirmajam beidzies derīguma termiņš. Manā prātā pazibēja daudz domu pēc tam, kad es biju ieraudzījis jaunu pasi. Bet labāk došu vārdu tiem, kam latviešu valoda ir dzimta, jo es nevarēšu tik izsmeļoši aprakstīt manas jūtas. Prātā nāk tikai krievu lamuvārdi. Diezgan jocīga ir šis jaunas pases iedarbība.

2016. gada 8. maijs

Back to the Future 4

Мэр Риги Нил Ушаков об оккупации Латвии:

"Нам нужно прекратить оглядываться назад и обратиться к будущему."

Гонщик Формулы 1 Даниил Квят об инциденте на Гран При Сочи:

"Я понимаю, что многим нравятся скандалы, но мы уже всё обсудили и оставили произошедшее позади. Критика не поможет вернуть нашу гонку, не поможет заработать очки. Я уже осознал все свои ошибки. Думаю, нужно идти дальше и готовиться к следующей гонке в Испании."

Похоже, что руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер оказался замшелым ретроградом, предпочитающим строительству светлого будущего сведение счетов за старые грехи.
 

2016. gada 7. maijs

That is the question

Мы все помним строчки из "Гамлета": "Быть иль не быть - вот в чем вопрос". Герой Шекспира не случайно главным считает вопрос, а не ответ на него. Потому что сам вопрос помещает нас в определенные рамки, ставит нас перед конкретным выбором, который сам по себе уже может быть ответом на не поставленный вопрос. Наглядно продемонстрировать эту мысль можно с помощью шуточного вопроса "Вы перестали бить свою жену?". Любому понятно, что в вопросе уже содержится утверждение. Но обычно те, кто навязывает свою точку зрения при помощи вопросов, используют более изощренные формы. Проблема в таких случаях заключается не только в сложности выявления скрытого смысла, но также в доказательстве того, что формулировка вопроса преследовала цель навязать определенное мнение, а не была простым заблуждением. Тут недолго заработать репутацию параноика и сторонника теорий заговора.

    Вот еще один любопытный нюанс. Общепринятая точка зрения на эту проблему заключается в том, что сторонники теории заговора везде видят заговоры, в то время как противники отрицают такую возможность. На самом деле все может быть с точностью до наоборот. Противники теории заговора могут не верить в возможность ее осуществления на практике, что не мешает им признавать существование глупцов, пытающихся организовать мировой заговор. А вот сами "заговорщики" могут быть как раз среди противников теории заговора, потому что верят в возможность обманывать большое количество людей длительное время.

2016. gada 2. maijs

Latvijas Kamasūtra. Poza nr.1

  Статья, посвященная книге Шиллера и Акелрофа "Охота на дураков: экономика манипулирования и обмана", родилась при попытке рассказать о латвийских социально-экономических реалиях. Смысловые "девиации" Роберта Шиллера при трактовке термина побудили меня поискать более подходящее определение явления. Лично для меня оно ассоциируется с изнасилованием. Злоумышленник пользуется беспомощностью жертвы (не важно, обусловлена она физической слабостью или отсутствием специальных знаний в конкретной области деятельности) и главный урон является не материальным, а моральным. Человек оказывается в роли дурака, лоха, которого "развели", "поимели". И так же как жертвам изнасилования, пострадавшему пытаются внушить, что в случившимся виноват он сам. Поэтому жертвы манипуляций не любят афишировать свои "проколы", чтобы не оказаться зачисленными в стадо "овец", подлежащих регулярной "стрижке". Kur ir aitas, tur ir cirpēji. И уже в рамках своей профессиональной компетенции они пытаются отыграться за те унижения, которые пришлось пережить в роли "чайника". Единственный способ разорвать порочный круг - прямо и открыто говорить о тех позах, в которые нас пытаются поставить представители самых разных профессий. Образ насильника, покушающегося на человеческое достоинство, намного точнее соответствует сути происходящего, чем образ ловкого охотника на безмозглых млекопитающих.

2016. gada 29. apr.

Как слово наше отзовется... (продолжение)

Начало

"... фактическое развитие доказало, что позитивизм вообще не в состоянии провести в жизнь свою программу и в высокой степени рискует быть втянутым в повседневную политику. В стремлении не давать самой политико-экономических оценок наука признала цели, которые устанавливают государство и политические властные группировки... в общем преодолении позитивистских предубеждений является важной предпосылкой того, что наука вновь обретает силу, устанавливающую порядок."                 Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики"

    Мне не раз приходилось обращать внимание на небрежность экономистов при использовании вербальных выражений для описания экономических явлений. Можно, конечно, списать на то, что экономисты вкладывают другой смысл в привычные нам слова, абстрагируясь от общепринятого смысла. Но кажется, что как раз попытка абстрагироваться от первоначального смысла является главным препятствием на пути понимания происходящего вокруг.

    Обратимся к недавно изданной книге "Охота на дураков: экономика манипулирования и обмана" ("Phishing for Phools: The Economics of Manipulation and Deception") двух лауреатов нобелевской премии Роберта Шиллера и Джорджа Акерлофа. Тема, которой посвящена книга, сегодня актуальна как никогда. Стремление одурачить ближнего в последнее время достигло в обществе уровня эпидемии. Ее апогеем можно считать разразившийся скандал вокруг Фольксваген - торговой марки, ассоциировавшейся с немецким качеством и надежностью. Слоганом лидера автомобилестроения был "Das Auto" - "Автомобиль". То есть автолюбители покупали не престиж или мечту, а средство передвижения. Если на махинациях был пойман сам Фольксваген, то можно представить, что творится в других компаниях.

2016. gada 26. apr.

Как слово наше отзовется...

 В заголовке использована строчка из стихотворения Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется...


Ей созвучна мысль Константина Сонина, высказанная им недавно у себя в блоге:

"Ещё ни разу не побывав в Чикаго, я не раз участвовал в обсуждениях – стоило ли Милтону Фридману и Арнольду Харбергеру, выдающимся академическим экономистам, помогать советами диктаторам разной степени кровавости. С одной стороны, понятно, не надо, с другой – если спрашивают твоего профессионального совета, почему его не давать? Профессиональный совет, предположительно, один и тот же независимо от того, кому ты его даёшь."

    Что общего у русского поэта XIX века и русского экономиста XXI века? Они оба воспринимают слова как явление нейтральное и непредсказуемое. В словах профессора содержится идея полной индифферентности экономической науки к вопросам морали. Даже заголовок блога говорит нам об этом - "В первую голову нужно покушать...". Сразу возникает самый простой вопрос: а чем тогда экономист отличается от зоотехника на свиноферме? И если между ними есть отличия, то в чем они выражаются?

2016. gada 20. apr.

Анекдот

Однажды Макиавелли посетило одно весьма влиятельное государственное лицо.
- Вот, - говорит лицо, - я в прошлом году подписал с соседним государством мирный договор, а на прошлой неделе ввел туда железных человечков. Теперь меня называют треплом, не способным держать свое слово.
- Ну, это слишком категоричное заявление. - вздохнул Макиавелли, - Вы проявили тактическую хитрость в рамках военной спецоперации.
- А месяц назад я послал в подарок одной вельможе, известной своей беспощадной критикой в мой адрес, бутылку лучшего вина из своих виноградников.
- Это характеризует вас как человека великодушного.
- Правда, вино было отравлено.
Макиавелли насупился.
- Я бы это назвал одним из средств политической борьбы.
- Но это еще не все. Вчера поползли слухи, что я украл из государственной казны сундук золота.
- Ну разве можно осуждать человека за его стремление жить лучше?! - воскликнул Макиавелли, вспомнив об угрозе бакалейщика не давать ему больше продуктов в долг, если он не расплатиться с ним в течение месяца.
- А не могли бы в таком случае, любезный друг, написать трактат о достоинствах современного государственного деятеля, а то меня все чаще подонком называют.

Так появился на свет трактат "Государь".

    С тех пор времена до появления трактата принято называть темным Средневековьем, когда общество было ввергнуто в пучину лжи, предательств и жестоких убийств. Слава Богу, нам посчастливилось родиться в другую эпоху.
 

2016. gada 11. apr.

19.12.2010г. - 11.04.2011г.

19 декабря первым делом я пошел в ГУМ покупать новые зимние ботинки. Старые стали пропускать воду и если для коротких перебежек дом-метро-офис они еще годились, длительные прогулки по свежему воздуху в них были противопоказаны. Одев новые белвестовские тут же в магазине, я решил оставить старые в баре "Лондон" напротив ГУМа, чтобы не тащиться с ними домой. Там встретил Лену Тонкачеву. Она была в приподнятом настроении. У нее зазвонил телефон и, пока она слушала, ее лицо начало мрачнеть. Так мы узнали об избиении Некляева на Немиге. Я проводил ее до Немиги и отправился на Кастрычницкую. Потом вместе со всеми прошел по проспекту до площади Незалежности и пробыл там до момента, когда появился ОМОН. Для меня как иностранного гражданина стычка с правоохранительными органами могла закончится депортацией. Пришлось уйти, хотя чувство было поганое, потому что со стороны мой уход выглядел как трусливое бегство. Я пошел пешком до Академии наук. На площади Победы видел, как на другой стороне милицейские машины с сиренами прижали к тротуару джип. Позже узнал, что в машине были Андрей Санников с Ириной Халипп.

2016. gada 4. apr.

На злобу дня

Сегодня меня напугала реплика Ильи Мильштейна на "Гранях":
Ибо в войне компроматов обычно побеждает тот, кто бьет ниже пояса, оттого у студии "ФСБ-продакшн" в этой номинации и нет пока конкурентов. Конкуренты появятся, когда западные режиссеры и продюсеры научатся копировать этот стиль и человек, похожий страшно сказать на кого в компании страшно подумать с кем, окажется в кадре.
Страх вызывает готовность российского либерала использовать методы своих противников. Ведь ясно как божий день, что абсолютная бессовестность путинистов и есть та идеологическая основа, на которой держится современная российская власть. "Все дозволено". Только власть предержащие не учитывают одного побочного эффекта этого волшебного мировоззренческого зелья - Смердяков повесился, а Раскольников чуть не повесился. И кажется им, что они то как раз из тех, кто "право имеет". Им и невдомек, что раскольниковская вера в существование людей, которые "право имеют" - самая что ни на есть иллюзия. Много лет назад в статье "О русской литературе" я упоминал эпизод из сериала "Закон и порядок" (9-ый сезон, 24-я серия), где генеральный прокурор Нью-Йорка одергивает своего помощника, готового переступить через закон в борьбе с русской мафией.




- Но ведь свидетелей и сотрудников прокуратуры убивали. Это и есть препятствие суду. Эти негодяи разрушают всю систему уголовного судопроизводства.


- Спустись на землю. В этом городе были беспорядки, убийства полицейских, нападения на административные здания, но мы справились с этим, не нарушая конституции.
- Но теперь у нас меньше сил и средств.
- И меньше законности? Ты хочешь в этом уподобиться им?

 

2016. gada 1. apr.

Как правильно имитировать имитацию

    Неделю назад я посмотрел фильм об Алане Тьюринге "Игра в имитацию" с Бенедиктом Кэмбербетчем в главной роли. Авторы все сделали добротно и профессионально. Именно так сегодня снимаются биографические киноповести о гениях, признание к которым пришло не сразу. Мы видим косных, недальновидных чинуш, ставящих палки в колеса научно-технического прогресса, и не можем понять, как можно быть настолько тупым и не видеть очевидного. И вот это чувство мне не понравилось. Потому что большинство из нас испытывало бы к Тьюрингу те же чувства, что мы видим на лицах его непостредственных начальников. Даже сослагательное наклонение тут не обязательно. Ведь с таким же брезгливым непониманием мы воспринимаем сегодняшних тьюрингов и эйнштейнов. Об этом год назад я писал в "Эпилоге". У меня появилась идея, как отразить данный феномен в биографических фильмах, которые так популярны в последнее время. Нужно всего лишь снимать его с позиции не сегодняшнего дня, а современников героя фильма. Пусть фильм рассказывает о самоотверженной работе ведомства, в котором работал Тьюринг, но так, словно мы ничего не знаем о будущем. Кто в таком случае будет восприниматься героем повествования? Вот пусть о нем и идет речь.
   

2016. gada 30. marts

О происхождении нигилизма

"... мышление по правилам только тогда может претендовать на роль суда в последней инстанции, когда сперва установлено, что тем, что' по законам "логики" должно считаться "правильным", исчерпывается все мыслимое и все требующее осмысление и все заданное мысли как задача."
М.Хайдеггер, "Европейский нигилизм"

В ноябре прошлого года я случайно открыл работу М.Хайдеггера "Европейский нигилизм", и, зацепившись за описание картезианского переворота, полностью в ней увяз. В конце концов я решил ее перечитать с самого начала. Тогда же в ноябре родилось небольшое эссе "Мартин Лютер и Рене Декарт". Теперь появилась возможность развить поднятую в эссе тему. Речь идет о восприятии революционного переворота Лютера-Декарта как попытку отменить метафизику. Макс Вебер писал, что Мартин Лютер, несмотря на призывы вернуться к истокам христианства, фактически отодвинул церковь в жизни христианина на второй план. Здесь нужно учитывать, что Рене Декарт родился через 48 лет после кончины Мартина Лютера. Живя в католической Франции, он, тем не менее, вполне мог проникнуться протестантской идеей о предоставлении человека самому себе и довести ее до логического конца, превратив его в субъекта. И также, как в христианстве, где образцом религиозного фанатизма стали протестанты-пуритане, метафизическая дистрофия сопровождалась фактическим расцветом новоевропейской философии. Кант, Гегель, Ницше и т.д., и т.п. Перед новоевропейскими философами открывалась новая картина мира, формировавшаяся за счет постоянного сужения метафизического горизонта. Хайдеггер называет Ницше последним новоевропейским философом. Но мне кажется, он сильно сузил рамки понятия "новоевропейское мышление". Список можно было бы продолжить до Абырвалга и подробного описания повадок бабуинов как образца организации человеческого общества. Продолжить список мешает дискретность новоевропейской картины мира, распавшейся на тысячи комиксов, в которых шагающий семимильными шагами научно-технический прогресс мирно соседствует с десятками миллионов жерт, не вызывая у современника когнитивного диссонанса, что также можно считать достижением научно-технического прогресса в области фармацевтики. Кстати, поэтому борьба с распространением наркотиков кажется бесперспективной. А чем другим тогда закрывать этот метафизический разрыв нашему современнику?

2016. gada 23. marts

"Star Trek", Бодрийяр и Хайдеггер

Недавно я читал статью о фильмах, в которых нашли отражение идеи французского философа Жана Бодрийяра. Первым, конечно, был назван "Матрица" братьев/сестер Вачовски.

Но среди перечисленных фильмов не оказалось пилотной серии "Звездного пути" 1964 года. Тогда эта серия была признана неудачной. Даже в 1966 году, когда сериал все же вышел на телевизионные экраны, его показывали не в прайм тайм, а поздно вечером. Поражает восторженность отзывов о сериале сегодняшних юных зрителей. Кажется, им то чем восхищаться? Но здесь как раз тот случай, когда сериал намного опередил свое время. Похожая судьба была у фильма братьев Коэн "Большой Любовский", проделавшего путь от "провального" до "культового". Потребовалось время, чтобы до зрителей дошел смысл увиденного, а в случае "Звездного пути" потребовалось новое поколение, воспитанное на его идеях и говорящее на его языке. Попробую рассказать о том, что увидел в пилотной серии лично я.