2015. gada 16. dec.

О бюджете Риги на 2016 год

   Я вчера ознакомился с некоторыми цифрами рижского бюджета на 2016 год. Приведу пару-тройку цифр, округленных для лучшего усвоения. Весь бюджет составил около 800 млн. евро, из них около 500 млн. планируют получить за счет подоходного налога. Всего население Риги где-то около 700 тысяч, из них в работоспособном возрасте 450 тысяч, пенсионеров 150 тысяч. На дотации Rīgas satiksme идет около 90 млн. Это, как не трудно посчитать, 11 процентов городского бюджета. На каждого работоспособного рижанина выходит где-то 200 евро из уплаченных за год налогов. Годовой оборот Rīgas satiksme около 140 млн. Выходит, что дотации покрывают около 65 процентов издержек предприятия. В отчете о прибылях и убытках сами дотации никак не отражены. Есть цифра оборота, есть разнообразные издержки, а о дотациях ни слова. Что-то из серии "сначала мы съедим твой бутерброд, а потом каждый будет есть свой." Также трудно понять, какую долю в этих дотациях составляют компенсации на обеспечение бесплатного проезда пенсионеров. В связи с этим я бы на месте оппозиции предложил заменить абстрактные дотации Rīgas satiksme на конкретные субсидии всем льготникам. Например, выплачивать пенсионерам ежемесячно по 25 евро на транспортные расходы, а они пусть сами решают, что с ними делать. Если они в состоянии решить на выборах самоуправления, кому руководить Ригой, то как-нибудь разберутся, что делать с этой прибавкой к пенсии: кататься на трамвае или купить так необходимые в их возрасте лекарства. Для городского бюджета это будет стоить 45 млн. в год. На эту же сумму можно сократить дотации Rīgas satiksme.

Также на эту тему: Pensionāru laiki
 

2015. gada 2. dec.

Мартин Лютер и Рене Декарт

Несколько лет мне не давал покоя вопрос: как соотносятся учения Мартина Лютера (1483-1548) и Рене Декарта (1596-1650)? Революционность обоих учений общепризнана, но есть ли что-нибудь общее в их революционности? В "Истории европейской метафизики" Реформация была охарактеризована как способ освобождения европейцев от метафизического аутизма: "Религия дальше двигалась не вглубь, а вширь. Теперь любой мог трактовать Святое Писание, используя "здравый смысл". Атеизм в принципе был субститутом протестантизма." А вот цитата, описывающая революционную суть учения Декарта:
"Освобождение от данной в Откровении достоверности спасения отдельной бессмертной души есть одновременно освобождение для такой достоверности, в которой человек сам собой может обеспечить себя назначением и задачей."
                М.Хайдеггер, "Европейский нигилизм"

2015. gada 18. nov.

Конспект

В "Занимательной истории экономических учений" обсуждалась проблема изучения наследия ученых-экономистов прошлого. С одной стороны, для чтения работ размером в несколько сотен страниц у студентов нет ни времени, ни сил. С другой стороны, трактовки их учений в учебниках бывают далеки от оригинала. Когда-то я уже описывал чтение таких интерпретаций как попытку смотреть на картину мира, созданную великим мыслителем, через замочную скважину мировосприятия какого-нибудь кандидата наук. Мне кажется, одним из способов решения этой проблемы могут быть конспекты работ великих мыслителей, содержащие прямые цитаты их многостраничных трудов. Любой сможет напрямую, без посредников ознакомиться с ключевыми идеями без каких-либо искажений, возникающих при ретрансляции. Здесь, правда, возникают другие трудности. а именно недостаток контекста, вырванность из структуры книги. Но в случае Вальтера Ойкена недостаток превращается в достоинство, ибо афористичность конспекта ломает уже ставшим ортодоксальным дедуктивное восприятие экономической науки.
"Именно так вырабатываются принципы. Они не выводятся дедуктивным методом из аксиом и, разумеется, не противопоставляются истории. Скорее они формулируются путем глубокого осмысления истории, в первую очередь экономической политики и опыта, накопленного при ее проведении."
Главная задача этого конспекта - попытаться деконструировать восприятие экономической науки как чисто дедуктивной дисциплины.
"«Научный метод имеет гораздо большее значение, чем какое-либо отдельно взятое открытие» (Кювье). Сказанное относится и к экономической науке. И в настоящей книге важнее, чем все детали, является метод, а именно мышление категориями экономической политики, в поддержку которого она выступает и которое позволяет сформулировать и решить проблему."

2015. gada 17. nov.

О виртуальной реальности

Считается, что виртуальная реальность тесно связана с использованием компьютеров и подобных им гаджетов. То есть чем больше ты проводишь времени за компьютером, тем больше ты погружаешься в виртуальную реальность. Но ситуация может быть с точностью до наоборот. Людей, не имеющих доступа к интернету, намного легче погрузить в виртуальную реальность. Сегодня это хорошо видно на примере зрителей Первого, НТВ и подобных телеканалов.

Одной из серьезных проблем современного общества стала игровая зависимость. Говорят, что люди, страдающие этим недугом, пытаются компенсировать таким образом неудачи в реальной жизни. То есть получается, что люди, успешные в реальной жизни, - такие же зависимые игроманы, просто у их игр графика получше. Потому что очень трудно поверить в реальность пользы от ручных часов за полмиллиона долларов. Оценить их сможет только другой игрок, набравший в той же игре очков на часы хотя бы за пятьдесят тысяч долларов. В этом смысле они мало чем отличаются от коллекционеров бейсбольных карточек, просто у них PR-менеджеры лучше.

2015. gada 15. nov.

III Воскресные чтения

 "Что средневековые богословы по-своему, т.е. перетолковывая, изучают Платона и Аристотеля, это то же самое, как когда Карл Маркс использует для своего политического мировоззрения метафизику Гегеля."

                Мартин Хайдеггер, "Европейский нигилизм"

I Воскресные чтения

2015. gada 12. nov.

И правда - зачем?

Почти никогда не использую ЖЖ для текстов на злобу дня, но вчера меня забанили в философском сообществе после вот такой переписки с одним из модераторов сообщества. В ней удалены два комментария - один модератора, где он утверждает, что у меня хуй в башке и мой ответ, который сохранился в архиве Яндекса:

"Почему некоторые считают, что мат делает их интересными и оригинальными? Ведь за вычетом мата они все равно несут все ту же занудную пургу. Видимо в армии не служили, не умеете фильтровать базар. Те, кто прошел армию, обычно знают цену слов."
 

2015. gada 11. nov.

Глядя в телевизор/монитор 3

Начало

Человеческий мозг - вещь довольно капризная и своенравная. Если он отказывается работать, то никакие угрозы или уговоры не помогут. Нужно просто оставить его в покое, пока он сам не даст о себе знать. А я тем временем обращусь к телевизионным забавам. Увы, но если я решил его оставить в покое, то это еще не значит, что он сделает то же самое. Поэтому вот...

На днях вдруг подумал по поводу откоментенной открытки Чака Лорри: а ведь он сам навешивает на ньюйоркцев ярлыки.

2015. gada 6. nov.

В поисках научного мышления

С момента возникновения экономической науки и по сей день ключевым остается вопрос о степени ее научности. После мирового финансового кризиса 2008 года, оказавшемся для большинства экономистов полной неожиданностью, он актуализировался до отказа им в праве называться учеными. И это несмотря на то, что современные экономические исследования по своей форме мало чем уступают научным работам в квантовой физике. Сами экономисты постоянно подчеркивают разницу между экономическим научным мышлением и обыденным сознанием. В качестве примера часто приводят разницу в восприятии дефицитного финансирования экономистами и простыми обывателями. При этом любой, кто считает жизнь в долг неприемлемой, по умолчанию зачисляется в дилетанты. Но если непонимание рядовыми гражданами принципов работы реактивных двигателей никак не вредит ракетостроению, отсутствие обратной связи в экономической политике может полностью разрушить планы правительства, разработанные в соответствие с рекомендациями ученых-экономистов. Ниже я попробую изложить свое видение проблемы взаимоотношения экономического научного мышления с обыденным сознанием.

2015. gada 3. nov.

Капитализм 3

Еще в 2009 году я написал небольшой пост с цитатами из "Этики протестантизма и дух капитализма" (1905г.) Макса Вебера, чтобы доказать ошибочность поисков причин мирового финансового кризиса 2008 года в "природе капитализма". Другой не менее важной его задачей было разоблачение попыток жуликов всех мастей оправдать свои поступки все той же "природой капитализма". Сегодня в свете разразившегося скандала вокруг Фольксваген и непрекращающихся скандалов вокруг крупнейших банков по обе стороны Атлантики, эта тема снова приобрела актуальность.

2015. gada 30. okt.

Неофеодальный образ мышления

После "Принципов экономической науки" А.Маршалла и "Экономикс" Макконелла и Брю я решил заглянуть в учебник для неэкономистов Пола Хейне, изданный на русском языке в 1991 году, - "Экономический образ мышления". Несмотря на то, что книга рассчитана на тех, кто изучает основы Экономикс для общего развития, написана она интересно и убедительно. И в этом кроется ее огромное значение для понимания сегодняшней социально-экономической действительности, которая сформировалась под воздействием изложенных в ней идей.
"Мнение людей, их духовная позиция являются для ориентации экономической политики намного важнее, чем сами экономические факты."
                Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики"

2015. gada 23. okt.

Типичное начало новой эры... (продолжение)

Начало

    Одной из причин банкротства банков и сберегательных учреждений в 80-е годы была названа высокая ставка банковского процента: "Когда правительство подняло потолок процентной ставки по вкладам в банках и сберегательных учреждениях, процент под воздействием конкуренции существенно возрос." И снова реальные причины остались за кадром. Почему правительство подняло потолок процентной ставки? Потому что он был ниже уровня инфляции. А почему инфляция была такой высокой? Потому что несколько десятилетий до этого в экономике господствовала кейнсианская политика стимулирования экономики. Однажды Кейнс сказал, что в длинном периоде мы все покойники. Через 30 лет после его смерти живым экономистам пришлось пожинать плоды кейнсианской экономической политики. Проблема в том, что начало и конец периодов у всех разные. Ответом на кризис стал тот самый неоклассический ренессанс и политика дерегулирования. Экономисты вернулись к "истокам", то есть идеям, дискредитированным после Великой депрессии.

2015. gada 22. okt.

Глядя в телевизор/монитор 2

 Последние полгода я смотрю за завтраком по одной серии какого-нибудь комедийного сериала. Сейчас это "Все любят Рэймонда". Сегодня в 12-ой серии 6-го сезона Фрэнк Беррон с Лонг-Айленда произнес фразу, очень близкую по смыслу цитате из "Энни Холл" в предыдущем посте.
А вы знаете, что я думаю о Калифорнии? Штат безмозглых придурков, хиппи и заумных пердунов. Да лучше с обрыва в пропасть, чем туда.

Продолжение
 

2015. gada 19. okt.

Глядя в телевизор/монитор

В воскресенье я решил дать мозгам передышку и целый день просто "veg out in front of TV" ("Красотка") за просмотром новых серий любимых сериалов. Но, видимо по инерции, маленькие серые клеточки упорно продолжали анализировать увиденное и искать в ситкомах глубокий смысл. Так как полноценного отдыха все равно не получилось, то попробую хотя бы поделиться тем, что пришло на ум.

Четвертая серия "Теории большого взрыва"
    В ней мне больше всего понравилась открытка Чака Лорри о бирках, которые мы навешиваем на людей, и его попытке заглянуть под них. а также о реакции окружающих на такие попытки: "This may cause total strangers to react fearfully, or, in New York City, say, "What the hell are you lookin' at, ya frigging freak?!" Сразу пришли на память слова ньюйоркца Вуди Аллена о том, что в Лос-Анджелесе единственный показатель культуры - правильно проехать на красный свет.
Похоже, что за последние 40 лет отношения между обитателями восточного и западного побережья ничуть не изменились. "О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда" (Киплинг).


2015. gada 12. okt.

Типичное начало новой эры...

Пару недель назад я рассказывал об открытии, сделанном мною при чтении "Принципов экономической науки" Альфреда Маршалла. Оказалось, что его взгляды на экономическую науку сильно отличались от современной трактовки Экономикс. Чтобы окончательно в этом убедиться, я открыл первый учебник Экономикс, изданный на русском языке в 1992 году, - 11-ое издание Макконела и Брю. И тут меня ждало еще одно открытие - довольно подробное изложение истории дерегулирования американской банковской системы, начавшегося в 80-е годы прошлого века. Этой теме была посвящена львиная доля документального фильма Чарльза Фергюсона "Inside job", награжденного Оскаром в 2011 году. То есть еще в 1992 году я мог ознакомится с промежуточными итогами экономической политики, результатом которой стал мировой финансовый кризис 2008 года. Уже тогда стремительные метаморфозы финансового сектора вызывали у авторов учебника тревогу, сильно заретушированную под влиянием господствовавшего в экономической науке неоклассического ренессанса.

2015. gada 6. okt.

Четвертый вопрос

  Сегодня у меня созрел еще один вопрос в дополнение к трем предыдущим по поводу кризиса с беженцами.

Могут ли получиться законопослушные граждане Европейского Союза из людей, которые в нем оказались только благодаря тому, что наплевали на законы и правила этого Союза?
 

2015. gada 25. sept.

Занимательная история экономических учений

Попробуйте угадать автора приведенных ниже цитат.

«Но и нравственные мотивы также входят в состав тех сил, какие экономист должен учитывать. Предпринимались, правда, попытки сконструировать некую абстрактную науку о действиях "экономического человека", свободного от всяких нравственных принципов, расчетливо и энергично, но вместе с тем методически и эгоистично наживающего деньги. Однако эти попытки успеха не имели, да и осуществлялись они весьма несовершенно.

Ради упрощения аргументации Рикардо и его последователи часто рассматривали человека в качестве постоянной величины и никогда не давали себе труда изучить возможные вариации. Люди, которых они знали самым тесным образом, были жителями больших городов, и они иногда настолько небрежно излагали свои мысли, как если бы подразумевали, что другие англичане были в очень большой степени подобны тем, которых они знали в больших городах.

2015. gada 22. sept.

Ричард Олдингтон, "Смерть героя"

Этот роман я прочитал еще подростком.

«... в четырнадцатом году у Элизабет случилась задержка, и она решила, что беременна. Ух, что тут поднялось! Элизабет совершенно потеряла голову. Фрейд и Хэвлок Эллис тотчас полетели ко всем чертям. Тут уж не до разговоров о "свободе"! Если у нее будет ребенок, отец перестанет давать ей деньги, знакомые перестанут ей кланяться, ее уже не пригласят обедать у леди Сент-Лоуренс, она... Словом, она вцепилась в Джорджа и мигом положила его на обе лопатки. Она заставила его раскошелиться на специальное разрешение, и они сочетались гражданским браком в присутствии родителей Элизабет, - те и опомниться не успели, сбитые с толку ее неожиданным замужеством.

После свадьбы Элизабет вновь вздохнула свободно и стала вести себя более или менее по-человечески. Тут только она догадалась посоветоваться с врачом; он нашел у нее какую-то незначительную женскую болезнь, посоветовал месяц-другой "избегать сношений" и расхохотался, услышав, что она считает себя беременной. Джордж и Элизабет сняли квартирку в Челси, и через три месяца Элизабет снова стала весьма просвещенной особой и ярой поборницей "свободы".

2015. gada 14. sept.

О ненормальности нормального

"Но нельзя же понятие нормальности формулировать так, что ни один человек, действительно существующий и возможный среди данных ограниченных природных условий, не мог быть назван нормальным."   
           Э.Гуссерль, "Логические исследования"

Давным-давно одна моя знакомая собиралась в Японию. Там она планировала прикупить японской электроники, так как, по ее расчетам, в стране-производителе она должна быть дешевле. Я посоветовал на это не рассчитывать. Уровень жизни в стране восходящего солнца был высокий, значит и товары там должны быть не дешевыми. Знакомая отнеслась к моему совету скептично на том основании, что сам я там не бывал, поэтому не мне судить о местных порядках. Было это очень давно и знакомая была совсем юной.

Читая сегодня рассуждения некоторых бывших советских граждан, перебравшихся на пмж в Европу или США, складывается впечатление, что новое место обитания каким-то волшебным образом превратило их в жрецов или жриц, общающихся с богами и открывающих нам секреты мироздания. Недавно прочитал на портале радио Свобода откровения одной такой екатеринбургской жрицы из Сиэтла о природе русских героев. Если изложить ее мысль в двух словах, то все они психопаты, гоняющиеся за недостижимыми идеалами. Им противопоставляется нормальный западный обыватель, не склонный к эксцессам. Мораль сей басни проста и незамысловата: не надо истерить, нужно спокойно заниматься своим делом и не высовываться. И тут вдруг понимаешь, что эта мысль ничем не отличается от точки зрения официальной российской пропаганды по поводу тунеядцев и неудачников, раскачивающих от зависти и злобы галеру.