2015. gada 20. aug.

Национальные особенности киногероев

В стародавние времена, когда Михаил Задорнов еще не превратился в тыкву, он сравнивал героев русских и европейских сказок. Попробуем, следуя его примеру, сравнить героев русской литературы с героями латвийских фильмов.
    В недавно просмотренной встрече Алексея Баталова со зрителями в 1989-м году прозвучала довольно интересная мысль о фильме "Дама с собачкой": все сочувствуют главным героям, но никому не хотелось бы их иметь в качестве мужа или жены. Великий советский актер обратил внимание на то, что в русской литературе часто сочувствие вызывают герои с, мягко говоря, подмоченной репутацией. В качестве еще одного примера был упомянут Радион Раскольников. Я бы в этот список обязательно добавил Анну Каренину.

2015. gada 11. aug.

Велодорожки Бухенвальда

    На днях смотрел лондонскую дискуссию между Владимиром Ашурковым и Максимом Кацем с Антониной Самсоновой в качестве модератора. Желание послушать Ашуркова оказалось сильнее чувства отвращения к Самсоновой, возникшего еще во времена ее эфиров на Эхе. Но мне и не такое приходилось терпеть. Я даже выдержал Ксению Собчак ради возможности послушать Алексея Навального. Правда, лично для меня беседа с Самсоновой или Собчак не сильно отличается от посещения некоторыми российскими либералами центральных телевизионных каналов, где их имеют в качестве мальчиков для битья.

2015. gada 7. aug.

"Фрайбургская школа" - сборник статей в PDF

    "То, что она (книга) должна сообщить, заключается в одной единственной мысли. И тем не менее, несмотря на все усилия, я не мог найти для ее изложения более короткого пути, чем вся эта книга"
            А.Шопегауэр,"Мир как воля и представление"
    Фрайбургская экономическая школа была создана Вальтером Ойкеном в 30-е годы прошлого века. Но данный сборник статей не является пособием по истории экономических учений. Потому что Фрайбургская школа так и не стала частью современной экономической науки. Как раз поэтому экономическая наука переживает сегодня тяжелейший кризис со времен Великой депрессии. Проблема восприятия идей Фрайбургской школы или ордолиберализма заключается в принципиально ином мировоззрении, лежащем в ее основе. Выражаясь языком программистов, для ее инсталляции потребуется абсолютно новая операционная система. На мировоззренческую основу современной экономической науки Фрайбургскую школу инсталлировать не удастся. Для осознания этой проблемы мне потребовалось 20 лет. Цель этого сборника статей - дать возможность молодым экономистам понять революционную суть ордолиберализма в более короткие сроки.

PDF

2015. gada 28. jūl.

Истина и реальность в информационной войне (продолжение 3)

Начало
Продолжение 1
Продолжение 2

"Не мы пред-полагаем "истину", но это она та, которая делает онтологически вообще возможным, что мы способны быть таким образом, что что-то "пред-полагаем". Истина впервые делает возможной нечто подобное пред-полаганию."
М.Хайдеггер,"Бытие и время"

В связи с приведенной ранее цитатой Э.Гуссерля стоит упомянуть один важный факт: Мартин Хайдеггер опубликовал "Бытие и Время" в 1927 году, а "Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология" была написана в 1938-м.
 
В предыдущей части было показано, что одного согласования суждения о предмете с самим предметом недостаточно, чтобы считать его истинным. Мы можем сказать, что перед нами какой-то предмет округлой формы и это будет истина; мы можем сказать, что этот предмет - горшок и это тоже будет истина; мы можем сказать, что горшок сделан из глины и это тоже будет истина. В конце концов мы можем сказать, что горшок был создан в античные времена. И тогда мы сможем восхититься "лаконичностью рисунка и неповторимостью формы". Потому что античное искусство совершило настоящий прорыв в сравнении с предыдущими цивилизациями. Потому что его образцы до сих пор служат эталоном совершенства. Мы восхищаемся не просто рисунком и формой, а тем историческим событием, которое они символизируют. Законы Ньютона стали настоящей революцией в области естествознания, но любой, кто сегодня их повторит, может рассчитывать только на звание прилежного ученика, не более. Но разве копия умоляет значимость оригинала и все, что он символизирует? Такова истина античного горшка в своей предельной открытости, ибо она для нас не согласуется, а открывается. Не зря в том же естествознании достижение истины называют открытием.

2015. gada 21. jūl.

Три дня одного года

Моя работа над продолжением статьи "Истина и реальность в информационной войне" завела меня в "Логические исследования" Э.Гуссерля, из которых мне вряд ли удастся выбраться в ближайшее время. Одновременно то здесь, то там замелькали рассуждения об "объективной реальности". Несмотря на наивность и злоупотребление штампами, они радуют самим фактом попытки задуматься на эту тему. Правда, встречаются желающие раскинуть пальцы веером и спросить "А ты кто такой?", то есть заявить, что автор - трепло и неудачник, не способный чего-либо добиться в "реальной жизни". Удивляет, конечно, что люди не жалеют времени и сил, доказывая чью-то ничтожность. Обычно признаком ничтожности является как раз отсутствие какого-либо интереса к ничтожной персоне. Тем не менее, сделаем вид, что не заметили противоречия и попытаемся показать на примере одного дня, что "реальность жизни" мне знакома не хуже ее апологетов.

2015. gada 27. jūn.

О личном и общественном

    Вчера я прочитал последнюю, XX главу книги Вальтера Ойкена "Основные принципы экономической политики" - "Корысть, экономический принцип и общее благо". И снова вопрос, рассмотренный в этой главе, оказался одним из наиболее обсуждаемых сегодня среди экономистов всего мира, словно не прошло 65 лет с момента смерти автора. Это вопрос о взаимоотношениях частного интереса и общественного. Я сам обратил внимание на эту проблему несколько лет назад. Ее также обсуждали на прошлогодней конференции INET в Торонто. Поэтому несколько цитат из книги Вальтера Ойкена будут смотреться весьма кстати. И это уже не первый раз, когда современные экономисты демонстрируют отсутствие знаний работ основателя Фрайбургской школы.

2015. gada 11. jūn.

Истина и реальность в информационной войне (продолжение 2)

Начало
Продолжение 1

"- А вы что, физик?
- Скорее химик.
- Тоже, наверное, скука. Поиски истины. Она прячется, а вы ее всюду ищите. То здесь копнете, то там. В одном месте копнули - ага, ядро состоит из протонов. В другом копнули - красота: треугольник ABC равен треугольнику AprimBprimCprim. А вот у меня другое дело. Я эту самую истину выкапываю, а в это время с нею что-то такое делается, что выкапывал то я истину, а выкопал кучу, извините, не скажу чего. Вам то хорошо. А вот стоит в музее какой-то античный горшок. В свое время в него обьедки кидали, а нынче он вызывает всеобщее восхищение лаконичнотью рисунка и неповторимостью формы. Все охают, ахают. И вдруг выясняется, что никакой он не античный, а подсунул его археологам какой-ниубудь шутник веселья ради. Аханья, как ни странно стихают. Ценители."

      "Сталкер"
 

2015. gada 2. jūn.

1979

Два месяца назад в "Советском пациенте" мной были упомянуты снятые в 1979 году "Осенний марафон" и "Отпуск в сентябре". Уже тогда на память пришел созданный в том же году "Сталкер" Тарковского. А на днях я узнал, что "Тот самый Мюнхгаузен" того же года выпуска. Объединяющий четыре фильма год вызвал желание поискать еще что-то общее в этих картинах. Задача кажется невыполнимой, так как первые два рассказывают о современниках авторов, а вторые относятся то ли к жанру сказки, то ли фантастики. Но давайте рассмотрим их по порядку.

2015. gada 25. maijs

Истина и реальность в информационной войне (продолжение 1)

Начало

В Новое время мораль как детерминанта социальной реальности утратила религиозное содержание. 

"Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить."
             И.Кант, "Религия в пределах только разума" 

Место Иисуса Христа занял категорический императив. Похоже, как раз в способности заменить название выражалась свобода человека по Канту. Тут же появились безусловные законы, которые человеку нужно познать и затем исполнять. Все это сильно смахивает на объективную реальность, уже обсуждавшуюся в первой части. К трансцедентальной эстетике из "Критики чистого разума" с ее безотносительным пространством и временем Кант добавил трансцедентальную этику с безусловными законами и долгом. Здесь сильно отдает позитивистской "естественностью", которую ордолибералы называют натуралистической наивностью, когда люди воспринимают социальные институты, формировавшиеся тысячелетиями, как что-то "естественное", существовавшее испокон веку. Это напоминает детскую веру в растущие на деревьях булки. Так как булки не растут на деревьях, а моральные законы не обладают безусловной объективностью, разные группы людей стали наполнять их разным содержанием. Я не сильно разбираюсь в аксиологии и праксиологии, но, судя по результатам, они не сильно продвинулись в попытках скрестить безусловные идеальные ценности с объективной реальностью. С другой стороны, если праксиология фон Мизеса хоть как-то пытается встроить мораль в экономическую реальность, экономикс от нее просто абстрагируется.

2015. gada 22. maijs

Корректировка глубины кроличьей норы

    В ферврале я опубликовал текст под заголовком "О глубине кроличьей норы", который на 99 процентов был копипейстом главы из книги Вальтера Ойкена "Основные принципы экономической политики", посвященной вопросу ответственности в хозяйственной деятельности. В небольшом предисловии я под впечатлением от прочитанного заявил, что обсуждение этого вопроса на прошлогодней конференции INET в Торонто теперь кажется детской возней в песочнице. Вчера, еще раз прослушав дискуссию на панельной сессии "Финансы и реальная экономика", вдруг обнаружил очень похожую мысль, высказанную Axel Leijonhufvud. Он говорил об ответственности банкиров за последствия своих действий. Тогда я не забыл об этом упомянуть в подготовленной русскоязычной компиляции. Но в тот раз я уделил больше внимания ответу Джозефа Стиглица, пропустив мимо ушей упоминание о том, что до Великой депрессии банкиры несли полную ответственность за результаты деятельности банка. То есть банкротство банка означало банкротство и самого банкира. Только после знакомства с точкой зрения Вальтера Ойкена я сумел расслышать мысль, которую пытался донести шведский экономист. Этот случай является ярким примером инертности человеческого мышления. Часто то, что мы воспринимаем как понимание нового, является всего лишь поиском в новом чего-то знакомого. Поэтому 20 лет назад я отказался от чтения вводных статей, ибо, "усвоив" взгляд какого-то научного сотрудника на труд великого мыслителя, ты начинаешь искать в его работе подтверждений уже "усвоенного", не замечая того, что хотел сказать сам автор.
 

2015. gada 16. maijs

Истина и реальность в информационной войне

В октябре 2007 года я написал статью на латышском языке "О лириках, физиках, врачах и реальности жизни". В преамбуле было указано «По мотивам "Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология" Э.Гуссерля». Статья никогда не переводилась на русский язык, поэтому я приведу выдержки, в которых изложена ключевая идея.

Можно ли считать дураками всех людей, которые жили в эпоху, когда считалось, что Земля плоская? Те, кто сжег Джордано Бруно, были образованнейшими представителями своего времени. Сегодняшний "плоскостизм" выражается в мифе о реальности жизни, который на самом деле является младшим братом диалектического материализма. В основе этой идеи лежит вера в то, что существует какая-то объективная реальность, которую нужно постичь и потом действовать, принимая ее во внимание.

На эту практику опираются естественные науки, которые в последние столетия достигли грандиозных успехов. И имено эти успехи в естественных науках побуждают людей переносить эту идею в общественные науки. Но в этой области объект исследования и субъект один и тот же. Только субъект открыл что-то новое в объекте, тот сразу меняется благодаря новым знаниям. Попытки расширить власть естественных наук над общественными часто терпели неудачу, что вызвало среди физиков презрение к общественным наукам как ненастоящим. Поэтому физики не считают большой проблемой сразу браться за общественные вопросы, так как считают людей, которые этим занимаются, недалекими, потому что те не умеют дифференцировать.

2015. gada 13. maijs

"Раскаяние" (2002)

Преступление и искупление


    "И хотя бы судьба послала ему раскаяние - жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы - ведь это тоже жизнь."
            "Преступление и наказание"


Однажды я читал книгу, написанную еще в XI веке. Там было сказано про пять шагов к искуплению. Первый шаг - принять ответственность за совершенные поступки. Второй шаг - примириться со своими врагами. Третий шаг - примириться с ближними. Если, например, ты украл у соседа курицу, ты должен купить ему другую. Только тогда можно делать четвертый шаг - оправдание перед богом. И только после пятого шага можно надеяться на искупление. Совершая пятый шаг, человек должен был оказаться в пережитой ситуации и поступить иначе.

2015. gada 4. maijs

Олег Бебенин

Это письмо было написано 5 ноября 2013 года

"Осенью 2010 года я вкратце рассказал о причинах, которые меня побудили приехать в Минск. Я был порядком вымотан и хотел сосредоточиться только на бизнесе. Политические события в Латвии как катящийся снежный ком с горы уже нельзя было остановить и в 2011 году на выборах в Сейм победили демократические силы. Цель, которую я поставил перед собой в 2007 году, была достигнута. Я понимаю, что это звучит странно и напыщенно, но именно лишение латвийских олигархов политической власти было моей персональной целью в жизни. Это был экзистенциальный вопрос. По тем правилам игры, которые сложились в Латвии за последние десятилетия, я играть не хотел и не мог из-за своих моральных принципов. Поэтому передо мной встал вопрос: или признать существующий порядок вещей, или попытаться поменять правила игры. Как ты понимаешь, в конце концов это был вопрос о смысле жизни. Какой смысл жить, заводить семью, рожать детей в мире, в котором заправляют подонки? Для веры в рай для праведников и ад для грешников после смерти я слишком долго прожил при советской власти.

2015. gada 28. apr.

"Взломщики сердец" (2004)

F**kabees!


 "У философа и режиссера особый образ существования, особый взгляд на мир - взгляд поколения."
                   Морис Мерло-Понти


 "I Heart Huckabees"
экзистенциальная комедия
Режиссер: Дэвид О.Расселл
В ролях: Дастин Хоффман, Изабель Юппер, Джуд Лоу, Наоми Уоттс.



2015. gada 24. apr.

Прикладной ордолиберализм

"Нет ничего практичней хорошей теории"
                кто-то

    Вчера сходил на собрание жителей нашего городка, посвященное реновации многоквартирных домов. Этой темой я интересовался еще в 2009 году, когда ее активно продвигал тогдашний министр экономики Артис Кампарс, а буклеты распространял Клавс Олштейнс. Непреодолимым препятствием в тот раз стала организация товарищества собственников, без которого нельзя было рассчитывать на финансовую помощь со стороны европейских фондов. Предварительное собрание квартировладельцев многоквартирного дома в Золитуде превратилось в сход вёшинских станичников. Без комиссарской кожанки и маузера там было нечего делать. Судя по тому, что вчера рассказывали на собрании, теперь организация товарищества не является обязательным условием для участия европейских фондов. Достаточно решения обычного собрания квартировладельцев. И это, вроде как, должно радовать. Но, с другой стороны, решение о проведении реновации будет приниматься путем опроса квартировладельцев. А у меня уже есть опыт участия в таких опросах, когда жителям под видом заявки на дополнительные электронные ключи для внешних дверей дома подсовывали решение собрания квартировладельцев.

2015. gada 19. apr.

"Мужское, женское" (1966)

Годар нашей памяти

"Мужское, женское" был первым увиденным мною фильмом Жан-Люка Годара. 5 лет назад я купил диск "Другого кино" в подарок университетскому товарищу на его сорокалетие. Заодно и себе сделал копию. Как говорится, совместил приятное с полезным. Но, как ни странно, фильм вызвал не новые эмоции, а разбудил старые воспоминания о студенческой жизни конца 80-х - начала 90-х.

В заброшенном буфете нашего общежития афганец Шафи (не ветеран, а выходец из Афганистана, высокий, худощавый парень, чем-то похожий на симпсоновского Апу) открыл кафе. До сих пор помню жар мангала с песком и аромат готовившегося на нем кофе. Там я познакомился со студентами-историками, однокурсниками моей подружки. Они были на два курса младше, а с учетом моих двух лет армии я казался себе дядькой преклонных лет. В моей компании они чувствовали себя скованно.

2015. gada 10. apr.

Советский пациент

Где-то год назад мне попался на глаза пост, посвященный герою комедии "Ирония судьбы или с легким паром!" (1975) Лукашину. Смысл поста сводился к тому, что Лукашин как мужчина - полное ничтожество. Я тогда решил, что это всего лишь точка зрения современной женщины на героя советской комедии. Но, пересматривая фильм на Новый год, понял, что Лукашин на самом деле как личность мало что из себя представляет. И в этот раз меня поразили не его поступки, а его абсолютное нежелание взять на себя хоть какую-то ответственность за случившееся.




- Но я же не нарочно. Вы же это прекрасно знаете. Я тоже жертва обстоятельств.




2015. gada 8. marts

Wo aber Gefahr ist, wächst das Rettende auch

С каждым днем становится все более очевидным, что эпоха великих потрясений, начавшаяся в 80-е годы прошлого века, не только не закончилась, но имеет шансы превратиться в эпоху великих крушений. События вокруг приобретают характер снежной лавины, сметающей все на своем пути. Ощущение обреченности усиливают до нелепости наивные и инфантильные рассуждения тех, от кого хоть что-то зависит. Единственное, что остается в такой ситуации - делать то, что должен и будь, что будет. Открытым только остается вопрос: как не впасть в отчаяние? Ответ по-житейски прост - не мы первые. Не только в безнадежности положения, но и в обретении новых смыслов в эпоху крушения старых.

Вспомним Блаженного Августина. Годы жизни великого христианского мыслителя 354-430. Эпоха крушения Римской империи. В 410 году впервые за 800 лет пал Рим. Эллинский мир с тысячелетней историей, впитанный Августином Аврелием с молоком матери, рушился на его глазах. Но никогда имя этого христианского мыслителя не ассоциировалось с упадком и разрушением. Наоборот, мало где можно найти столько света и оптимизма, как в его Исповеди. А ведь она написана в конце IV века, когда будущее римской цивилизации уже ни для кого не было секретом. Именно тогда он ушел от Плотина к Павлу. Именно тогда христианство стало путеводной звездой в опускавшемся мраке варварства. Мы ведем счет нашей эры с момента рождения Христа, но по-настоящему насущным христианство стало в тот момент истории, когда не осталось ни одной внешней опоры для жизненного уклада, при котором оно возникло. Августин отбросил все лишнее, оставив только самое необходимое в поднимавшейся исторической буре. Сама надвигавшаяся катастрофа заставила его понять, что для него по-настоящему важно. Отсюда оптимизм и ясность его Исповеди.

А теперь обратимся к Фрайбургской школе, основанной экономистом Вальтером Ойкеном в 30-е годы прошлого века в нацистской Германии. Какие ассоциации вызывают слова "Германия в 30-е годы прошлого века"? Гитлер, штурмовые отряды, Хрустальная ночь, Холокост, Вторая мировая война. Но именно тогда Вальтер Ойкен с коллегами на юге Германии разрабатывал новую экономическую теорию на основе трансцедентальной феноменологии Гуссерля, призванную навсегда покончить с причинами, приведшими к власти нацистов. Именно нацистский режим показал во всей красе недостатки предыдущих теорий и чудовищность последствий их применения. Регулярно приходится слышать о том, что трагедия сегодняшней России напрямую связана с отказом от настоящего суда над преступлениями сталинизма. Но отказ от ревизии основ западной экономической науки не менее опасен, ибо оставляет возможность для повторения пройденного в первой половине прошлого века. И чем дальше, тем более очевидным становится выбор. Наступает та самая ясность, снизошедшая на Блаженного Августина 16 веков назад.

2015. gada 3. marts

Звездный путь жидобандеровцев


Пересматривал недавно оригинальный "Звездный путь". Или я забыл, или в первый раз случайно пропустил 21-ю серию второго сезона "Образец силы". Многих знаменитых актеров можно увидеть в форме офицеров Вермахта, но никак не ожидал такого перевоплощения от героев фантастического сериала о космическом корабле, бороздящем просторы галактики в далеком будущем. Ирония еще в том, что Уильям Шетнер и Леонард Нимой - потомки евреев из западной Украины. Предки Шетнера эмигрировали из части Украины, принадлежавшей Австро-Венгрии, а родители Нимоя - в 1913 году из Волынской губернии. Кроме того, разница в возрасте у актеров - 5 дней. Уильям Шентер родился 21 марта 1931 года, Леонард Нимой - 26 марта того же года. На момент начала съемок им обоим было по 35 лет.

И еще. Почти все идеи в первом абзаце статьи "Об экономической науке" почерпнуты из "Звездного пути". Этот сериал - довольно неплохое наглядное пособие по теме "Социальные последствия научно-технического прогресса".

2015. gada 1. marts

Brīdinājums

    Kāds Delfos publicē komentārus, izmantojot manu segvārdu. Tāpēc no šī brīža es publicēšu komentārus tikai kā reģistrēts lietotais. Visi pārējie nebūs manēji.